UA / RU
Поддержать ZN.ua

С ОСОБЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАТУСОМ

Много раз встречалось мне словосочетание «народная дипломатия», но воочию убедиться, что же это такое, раньше не приходилось...

Автор: Валентина Гаташ

Много раз встречалось мне словосочетание «народная дипломатия», но воочию убедиться, что же это такое, раньше не приходилось. Думаю, под это понятие с полным правом подходит российско-украинский проект создания в Харькове международного университета. Инициаторами начинания стали известные харьковские ученые, которые работают в различных академических и отраслевых научно-исследовательских институтах и вузах города, в разных отраслях науки. Это академик РАН и НАН Украины В.Марченко, академики НАН Украины В.Еременко, Л.Литвиненко, В.Манжелий, Л.Пастур, В.Рвачев, В.Яковенко и ряд других ученых.

Почему в Харькове?

Аргумент первый. В этом городе много раз рождались инициативы по открытию новых учебных или научных институтов, их практическая реализация всегда проходила во взаимодействии c российской наукой и приводила к ожидаемому результату. Один из ярких примеров — история создания в Харькове Украинского физико-технического института, когда между высадкой «научного десанта» ленинградских физиков на площадку строящегося института и расщеплением (впервые в СССР!) атомного ядра прошло менее десяти лет. Если эту традицию продолжить, достигнутый результат будет в равной мере отвечать интересам и Украины, и России.

Аргумент второй. Харьков, входивший во времена СССР в пятерку ведущих научных центров страны, и сейчас обладает высоким интеллектуальным и научным потенциалом. Здесь работают научные центры, академические и отраслевые институты, продолжается подготовка научных и педагогических кадров высшей квалификации. Сохраняется и развивается технический арсенал харьковской науки, включающий уникальные установки для проведения ядерных исследований. В частности, по управляемому термоядерному синтезу, для изучения физики плазмы и явлений сверхпроводимости, создания сверхтвердых материалов, исследования ближнего и дальнего космоса.

Аргумент третий. Харьков был и остается промышленной столицей Украины. Здесь размещены крупнейшие предприятия машиностроительного, энергетического, аэрокосмического и оборонного профиля. Территориально-функциональное расположение промышленных предприятий и связанных с ними научных центров, а также особый инвестиционный статус Харькова в рамках национального законодательства и международных договоренностей позволяют ему рассчитывать на создание здесь двух-трех мощных технопарков по типу американской «Силиконовой долины».

Аргумент четвертый. Харьков был и остается студенческой столицей Украины. Здесь работают более тридцати государственных и коммерческих вузов, город хорошо приспособлен для учебы и жизни студентов. Здесь есть несколько крупных студенческих «кампусов», которые сегодня лишь частично используются по своему прямому назначению. Харьковский железнодорожный узел обеспечивает беспересадочное сообщение со всеми областными центрами Украины, Центральночерноземного региона и Юга России. В городе работает крупнейшая научная библиотека Украины, расположены издательства и полиграфические фабрики, специализирующиеся на выпуске учебной литературы.

В советские времена более трети студентов харьковских вузов приезжали на учебу из сопредельных областей РСФСР. Город получал своих лучших абитуриентов из огромного региона, в котором проживало 50 миллионов человек. В настоящее время территория набора сократилась в десять раз, в результате чего огромная вузовская система, создаваемая в городе в течение двухсот лет, используется отнюдь не на полную мощность. В то же время ни один город Центральночерноземного региона и Юга России не имеет достаточной «критической массы» для того, чтобы создать у себя университет такого масштаба.

Вуз с «нуля»

В чем же суть российско-украинского проекта по созданию международного университета?

Инициаторы предлагают при участии России построить «с нуля» новый современный вуз с особым международным статусом, который сможет дать своим студентам образование такого же уровня, какое получают сейчас выпускники Московского или Кембриджского университетов. Здесь могли бы работать как украинские, так и российские специалисты, учиться как россияне, так и украинцы, а также лица, имеющие гражданство других стран.

Учить студентов предполагается по программам классического и технологического университетов, включающих естественные, прикладные и гуманитарные науки, а по окончании вуза выдавать им дипломы, отвечающие стандартам РФ и Украины. При новом университете планируется открыть аспирантуру и советы по защитам диссертаций, организовать издание научных журналов и проведение международных научных конференций. А также возобновить практику научных стажировок и обменов сотрудниками и студентами между харьковскими вузами и ведущими вузами России и научных командировок, нацеленных на восстановление и развитие традиционных связей харьковских и российских специалистов.

Новый университет мог бы послужить мощным импульсом для развития научно-технологической и образовательной сфер Украины и России. Уже сейчас харьковчане связывают с новым университетом большие надежды, в частности, на приток в науку талантливой молодежи, приостановку «утечки умов» на Запад, прорыв во внедрении в производство новых технологий. А также на повышение престижа самой науки, которой в Украине грозит перспектива стать маргинальной областью приложения сил и интеллекта. Принятие этого проекта могло бы стать примером крупных инвестиций в образование.

Кто даст деньги?

При всей моей безусловной поддержке проекта не могу не вспомнить грустную поговорку новейшего времени: «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги».

Закономерен вопрос: откуда взять средства для строительства корпусов? Инициаторы предполагают, что место под застройку будущему университету подарит город. Действительно, в Харькове есть несколько удобных площадок. Среди них — территория в лесопарковой зоне города вблизи Харьковского физико-технического института. Здесь в 70-е годы уже были выполнены впоследствии невостребованные проектные работы по размещению нового здания Харьковского государственного университета. Есть подходящие места и в «тихом центре», вблизи станций метрополитена.

Предполагается, что для российских и украинских студентов, а для учебы здесь будут отбираться по конкурсу самые талантливые, обучение будет бесплатным. На первый курс будет зачисляться около тысячи студентов. Университет в основном станет выпускать специалистов по естественным и гуманитарным наукам, но, возможно, и по некоторым современным специальностям, например компьютерным технологиям, а также по медицине. Для работы в университете на постоянной основе и на условиях совместительства с достойной зарплатой пригласят лучшие профессорско-преподавательские силы из других вузов Харькова. Ректором университета назначат или изберут украинского или российского ученого с мировым именем.

А еще нужно оборудование, мебель, учебники, деньги на оплату коммунальных услуг и т.д. и т.п... Понятно, что при таком раскладе университет изначально не может быть самоокупаемым и нуждается, во всяком случае в первый период своего существования, в государственных гарантиях и государственной поддержке. По подсчетам, проектирование и строительство главного учебного корпуса вуза и создание студенческого городка займет примерно три года и будет стоить в ценах 2001 года около 5—7 миллионов долларов. Ежегодные затраты на содержание университета в период его становления составят еще около 2—3 миллионов. Правда, для приобретения дорогостоящего лабораторного оборудования планируется использовать помощь других, в первую очередь западноевропейских университетов, а обучение студентов старших курсов проводить в основном на лабораторной базе харьковских НИИ.

Инициаторы, а среди них есть и экономисты, рассчитали, что уже через три-пять лет после открытия элитный в лучшем смысле слова университет будет самостоятельно зарабатывать деньги, достаточные для нормального функционирования и развития. Основу стабильного финансового положения составят плата за обучение студентов и аспирантов из дальнего зарубежья, а также прибыль от реализации научных проектов. В качестве гаранта и генерального инвестора инициаторы видят Россию. Они уверены, что сам факт участия в проекте РФ способен благоприятно повлиять на общественные фонды и частных спонсоров и диверсифицировать затраты. Собственно, в харьковский вузовский комплекс уже сейчас начинают вливаться немецкие, австрийские, английские и другие капиталы.

Инициаторы проекта, прекрасно осознавая всю сложность поставленной задачи, тем не менее считают задачу вполне разрешимой. «Сейчас для этого проекта складывается благоприятное сочетание места, времени и обстоятельств, — полагает известный математик Владимир Марченко, действительный член РАН и НАН Украины, заслуженный деятель науки и техники Украины, ведущий научный сотрудник Физико-технического института низких температур НАН Украины. — В то же время мы представляем, как непросто будет добиться такого же отношения к проекту в Киеве и Москве. Наше предложение носит локальный характер и не решает даже сотой доли тех проблем, которые накопились во взаимоотношениях Украины и России за последние годы. Тем не менее, на наш взгляд, это серьезный шаг в правильном направлении».