UA / RU
Поддержать ZN.ua

Руководитель центра тестирования Валерий Бойко: «Детей, которые в этом году наберут 200 баллов на ВНО, может оказаться значительно больше, чем в прошлом»

Автор: Оксана Онищенко

ВНО — это событие, всегда привлекающее к себе повышенное внимание. И хотя выводы о нынешней сессии тестирования делать рано, поскольку прошло только два экзамена (по языку и математике), ZN.UA решило собрать самые горячие вопросы от абитуриентов и родителей и обсудить их с и.о. директора Украинского центра оценивания качества образования Валерием Бойко.

— Валерий Иванович, абитуриенты опасаются, что в нынешнем году им будет трудно получить высокие баллы на ВНО, ведь этот балл — рейтинговый, он отражает не абсолютные знания, а место абитуриента на фоне других. А в нынешнем году на экзамен идут те, кто мотивирован и мечтает поступать в вузы. Другие имели возможность отказаться.

— Это абсолютно правильное общее соображение, и понимание того, что такое рейтинг, у людей есть. Если в каком-то массовом мероприятии, например «Пробег под каштанами», бегут 5–6 тысяч участников, среди которых 10 специалистов по легкой атлетике, то понятно, что они покажут лучшие результаты и будут на верхних ступенях турнирной таблицы. Но если среди участников будет 50 профессионалов, то 35 человек, которые были лучшими, будут выглядеть, возможно, не наилучшим образом среди них. Поэтому такое опасение, в принципе, оправдано, но надо понимать особенность рейтинговой шкалы.

Пороговый балл «сдал/не сдал», к которому привязана шкала оценок по ВНО, определяют специально созданные экспертные группы в региональных центрах. Мы еще раз акцентировали их внимание на том, что, согласно инструкции, они должны прежде всего учесть обстоятельства, сложившиеся в государстве, — многомесячный период дистанционного обучения. Это означает полную ответственность ребенка за результаты самообучения и минимальное влияние учителя не только на подготовку, но и на ее корректирование. Поэтому, по сравнению с прошлым годом, пороговые баллы за тест будут установлены низкие. Так мы сделали во время пробного тестирования. И это изменение существенное. Его больше почувствуют те абитуриенты, которые успешно сдадут тестирование и окажутся на верхушке рейтинговой шкалы. Грубо говоря, детей, которые в этом году наберут 200 баллов на ВНО, может оказаться значительно больше, чем в прошлом.

— А другим это ничего не даст?

— Да. Но если в прошлом году пороговый балл по украинскому языку был 24 тестовых балла, а в нынешнем на пробном ВНО — всего 19, это означает, что те абитуриенты, которые в прошлом году не сдали ВНО (получили 20, 21, 22, 23 тестовых балла), в нынешнем году с таким же количеством баллов прошли бы его и могли стать студентами.

Напомню, что баллы за этот экзамен выставляются по двум шкалам: тестовые (от 1 до 58) и рейтинговые (от 100 до 200). Нижняя граница в 100 баллов — это и есть тот порог, точка отсчета, к которой привязывается рейтинговая шкала.

— Как подавать апелляцию, если абитуриент не согласен с оценкой?

— Есть два вида апелляции. Первая — о нарушении процедуры проведения ВНО. Ее подают не выходя из пункта тестирования, если человек заметил со стороны или своих соседей по аудитории, или персонала действия, которые, по его мнению, нарушают его права. Например, инструктор стал кому-то помогать или не обратил внимания на то, что кто-то достал шпаргалку или взял телефон. И тогда регламентная комиссия регионального центра будет рассматривать такую апелляцию.

Второй вид апелляции — на результат тестирования, когда ребенок не согласен с полученной оценкой.

Апелляционную жалобу на оценку можно подавать в течение пяти календарных дней со дня обнародования результатов тестирования. Обращаться надо непосредственно в наш Украинский центр оценивания качества образования. Что мы делаем в таком случае?

Проверяем, насколько корректно распознаны компьютером все пометки, внесенные ребенком, а это не только крестики, но и цифры (например, в тесте по математике или истории). Насколько, например, цифра 1 распознана правильно, не выглядит ли она как цифра 7? Если в результате такой проверки было признано, что машина действительно ошиблась, балл поднимут. Если ребенок не согласен с результатом, например, за собственное высказывание или за решение задач по математике, такую работу после того, как она получает статус апелляции, повторно проверяет профессиональная предметная комиссия при апелляционной комиссии, в состав которой входят по меньшей мере еще трое специалистов. И они консолидировано принимают решение: или работа оценена объективно и не нуждается в изменении результата, или же результат надо изменить в сторону увеличения либо уменьшения. В таком случае эксперты аргументируют свое решение, объясняя: оценку следует поднять на два балла, поскольку абитуриент продемонстрировал полное понимание темы собственного высказывания, и так далее. Все эти аргументы потом ложатся на стол апелляционной комиссии.

— После завершения тестирования абитуриентам отдают черновик. Он поможет во время апелляции?

— Получить его можно только после того, как все участники сдадут свои работы и выйдут из пункта тестирования. Сделать это раньше невозможно, принимая во внимание условия информационной безопасности: чтобы черновик не сфотографировали и не выложили в социальную сеть.

С самого начала внедрения ВНО шли дискуссии, что делать с черновиками. Международные партнеры советовали не отдавать черновики участникам тестирования. Они говорили: вы не такая богатая страна, чтобы разбрасываться заданиями, включенными в тестовую тетрадь, и ежегодно продуцировать новые. Дело в том, что во многих странах мира есть традиция включать в тестовую тетрадь несколько заданий, которые не оцениваются. Потом абитуриентам говорят: «Задания такие-то проходили только апробацию, благодарим за то, что вы их выполнили, баллы за них не получите». Но следует понимать, насколько другое сознание у нас и как к такому могут отнестись наши абитуриенты и родители. Поэтому наши тесты не содержат заданий, которые могут появиться в тестах в будущем. Это первая причина, почему мы, в отличие от многих других стран, отдаем их участникам тестирования. Вторая причина — у нас негде хранить десятки тонн использованных тетрадей. Лучше отдать их ребенку, который может прийти домой и проверить, правильно ли он решил тестовое задание. Сугубо психологически это комфортнее — не ждать 14 дней, пока тебе скажут результат, а обсудить свою работу с учителем или проверить в открытых источниках.

У нас бывало, что приходили абитуриенты и говорили: «Вот моя тетрадь, я в ней все правильно сделал, но, перенося ответ, ошибся на одну строку. Зачислите мне результат по черновику». К сожалению, черновики мы во внимание не берем, потому что до конца не понимаем происхождение ответов в них, не были ли они уже на столе у учителя или репетитора, не исправили ли в них что-то, воспользовавшись открытыми источниками информации. К сожалению, бывали и такие случаи, когда от волнения ребенок просто забывал перенести свои ответы в бланк, сдавал его с несколькими пустыми клеточками, но мы не можем перенести их из черновика.

— Только что завершилось тестирование по украинскому языку. Абитуриенты рассказывали, что уже традиционно некоторых «подставило» задание поставить ударение. Такие задания всегда вызывают трудности. В этом году — в слове «фаховИй». В прошлые годы многие абитуриенты срезались на ударении в слове «ціннИк».

— А еще — «жалюзІ, чорнОслив, чорнОзем»… К сожалению, ежедневная языковая практика далека от идеала. Коллеги из профессиональной предметной комиссии сегодня сказали: это еще хорошо, что мы не ставим сейчас в тесты нормы нового правописания. Например, «авдиторія, проєкт» и так далее. Но когда-нибудь эти нормы станут устойчивой практикой преподавания, и через 5–10 лет на них будут обычные задания. Не будет непонимания и удивления, как сейчас. Например, все говорят «Україна багата на чорнозЕм», а правильно — «на чорнОзем».

В тестах по языку мы пытаемся двигаться в сторону компетентностного направления, чтобы в тесте были задания, проверяющие способность ежедневно использовать нормы украинского правописания. Так же и по литературе. В этом году мы впервые использовали так называемое кластерное задание, где к поэтическому произведению были предложены вопросы с выбором одного правильного ответа. Ребенок должен был прочитать знакомый ему текст, но не просто вспомнить, кто автор и о чем это, а пропустить через себя и ответить на вопрос, касающийся конкретно этого произведения. Это была интимная поэзия Тычины «Ви знаєте, як липа шелестить».

— В то же время были и задания типа «У якому з творів персонаж винаходить електричну мухобійку?».

— Да, такие задания проверяют ознакомленность абитуриента с содержанием литературных текстов, изучаемых в школе.

— А в тестах по математике было что-то новое?

— Основные новации в тесте по математике ожидаются в 2021 году. Будет введен двухуровневый тест по математике: углубленного уровня для тех, кому математика нужна для поступления, и базового уровня — для остальных.

В этом году единственное новшество по математике заключалось в том, что в заданиях на определение соответствия мы практиковали установление отношения трех элементов к пяти, а раньше было — трех к четырем, то есть на три вопроса — четыре варианта ответа.

— Получается, подобрать правильный ответ методом исключения не пройдет, поскольку теперь есть два лишних варианта. В следующем году задания базового теста по математике будут легче, чем задания углубленного?

— Мы надеемся, что они будут более легкими для абитуриентов. Но не все зависит от нас. Вы помните, в тестах прошлого года была задача на три действия о посетителе почтового оператора, которому надо было выбрать самую оптимальную комбинацию упаковки, чтобы как можно дешевле стоило общее отправление. Оказалось, подавляющее большинство наших абитуриентов готово было платить 300 гривен, вместо того чтобы спаковать посылку более оптимально и заплатить 240 гривен. В этом году у нас тоже была задача практического содержания, связанная с арендой автомобиля. Судя по откликам, которые есть уже сейчас, наши абитуриенты готовы вместо 960 гривен, которые выставила бы им компания по прокату автомобилей, платить две с половиной тысячи из собственного кармана, потому что они так посчитали.

— Это вечная проблема школьной математики: математика — отдельно, где-то в учебниках, а жизнь — отдельно. Можно изучать стереометрию или решать сложные уравнения и не уметь рассчитать стоимость аренды.

— Да. Я вам скажу, что уже где-то с седьмого класса параллельно в голове ребенка живет математика практическая и математика классическая.

— Но важно, что на ВНО появляются задания практического содержания, потому что школа подстраивается под тесты, это такой «маячок» для учителей и авторов учебников-пособий.

— Да.

— Перед началом ВНО было много опасений, как оно пройдет в условиях пандемии. Некоторые учителя боялись идти инструкторами из-за страха заболеть. Перед ВНО в Киеве был выявлен коронавирус у работников нескольких школ, где размещались пункты тестирования. Все устроилось, не было проблем?

— Да, были неединичные случаи, например в Киеве, что закрывали школу, на базе которой размещался пункт тестирования. Тогда мы должны были брать другое учебное заведение в этом же районе и оперативно сообщать об этом детям, — работники региональных центров организовывали соответствующее информирование. Мы писали специальное письмо в Госспецсвязь, чтобы тетради с тестами доставили по другому адресу. То есть проблемы были, но мы их решили. Как будет развиваться ситуация в стране дальше — сейчас очень трудно сказать, но может так случиться, что однажды, например ночью или поздно вечером накануне тестирования, нам сообщат о болезни работника пункта и соответственно самоизоляции всего коллектива, и мы не успеем что-либо изменить. В таком случае будем сразу регистрировать абитуриентов на дополнительную сессию тестирования. Так, как, например, произошло с девятью детьми на Прикарпатье: из-за ненастья и наводнения они физически не смогли добраться в пункты тестирования.

— Были ли такие, кого не допустили к ВНО, хотя они пришли на пункты тестирования?

— Обычно на экзамен не допускали тех, кто опаздывал. В этом году к ним прибавились те, кто не был допущен к тестированию из-за повышенной температуры или признаков ОРВИ. На ВНО по математике таких было 12 человек, по языку и литературе — 54. Но двери в вузы для них не закрыли, у них есть возможность подать документы и написать заявление на участие в дополнительной сессии тестирования.

— Я была на одном из пунктов тестирования и видела, что он хорошо обеспечен масками и дезинфекторами. Где нашли средства на все это?

— Сначала было предложение взять необходимые средства из фонда борьбы с COVID-19.

Но по неизвестным мне причинам от этого отказались. И в конце концов Министерство образования нашло три организации, которые помогли обеспечить все пункты тестирования необходимым. Это группа «Нафтогаз Украины», посольство Швейцарии в Украине и ЮНИСЕФ.

К контролю над подготовкой пунктов тестирования к проведению ВНО привлекали экспертов Госпотребнадзора. Накануне тестирования они посещали пункты тестирования и проверяли наличие всего: чтобы антисептики были перед каждой аудиторией, чтобы на выходе стояли урны для использованных масок, чтобы в туалетных комнатах было жидкое мыло и бумажные полотенца. Если чего-то не было, они оперативно информировали ОГА. На всех уровнях все довольно-таки слаженно и четко работали, потому что на сегодняшний день, видимо, нет более масштабного события в Украине, чем ВНО. Мы благодарны областным государственным администрациям и управлениям образования за то, что они взяли на себя львиную долю забот. Надо было принять и разослать по пунктам тестирования тысячи литров санитайзеров и масок, закупить мыло и бумажные полотенца.

ЮНИСЕФ проявил инициативу и взял на себя дополнительно подготовку плакатов с инфографикой о социальной дистанции, о том, как правильно использовать маски и санитайзеры на пунктах тестирования.

Я понимаю родителей, пытающихся проследить, попал ли их ребенок на пункт тестирования, все ли обстоит благополучно, не было ли температуры. Но это просто ни в какие ворота не лезет, когда абитуриента сопровождает на ВНО целая свита: отец, мама, бабушка и дедушка. И вся семья продолжает стоять три часа на солнце и ждать, пока их дитятко выйдет из пункта тестирования. Мы обратили внимание ответственных за пункты, чтобы они активнее проводили разъяснительную работу с родителями и призывали их не создавать толпы, соблюдать социальную дистанцию.

— Но и сами дети часто не соблюдали в очередях на пункт тестирования социальную дистанцию. Организовать очередь — это обязанность работников пунктов тестирования?

— Нет, они отвечают только за вход и за то, что происходит в помещении пункта. Ответственный за пункт тестирования, его заместитель и медик не могут контролировать все, что происходит на улице. В этом вопросе нам помогали работники полиции, в то же время необходимость соблюдать в очереди социальную дистанцию — это то, что должны понимать все сознательные граждане.

— Многие ли абитуриенты не пришли на первые ВНО по математике и украинскому языку?

— На математику неявка — 20 процентов, на украинский язык — 26.