Американские учителя уважают независимость своих подопечных и в их личные проблемы, как правило, предпочитают не вторгаться. Для них учить - не значит воспитывать. Передавая юному поколению знания по математике или географии, педагоги вовсе не стремятся заодно сеять разумное, доброе, вечное. Но вот «US News & World Report» сообщает об эпидемии задушевности, охватившей американские школы. Стало входить в моду совмещение обязанностей преподавателя и воспитателя.
Передовой и необычный для Америки опыт боязливо передается из школы в школу, из штата в штат. Учитель английского из Вашингтона гордится тем, что остается после уроков (разумеется, не бесплатно) и выслушивает исповеди трудных подростков. Математичка из Нью-Джерси делится с передовой педагогической общественностью страны опытом проникновения проблемами подростков.
Против передовых учителей-«задушевников» дружно ополчились родители, считая подобную практику недопустимым вмешательством в личную жизнь их семей. Чем выслушивать, как подростки вытряхивают сор из семейной избы, лучше бы научили их сносно читать и писать, не без резона замечают родители - сторонники личной детской независимости. Калифорнийские родители даже не поленились отправиться в суд, чтобы оградить своих чад от участия в обязательных классах, посвященных науке принимать решения. Истцы утверждали, что классы подрывают родительский авторитет, и выиграли дело.
Но то ли выслушивать ребячьи исповеди действительно проще, чем учить их физике и химии, то ли преподавателям понравилось проникать в ребячьи души, но все больше школ проводят у себя «сессии», порой по три раза в неделю, на которых дети вместо упражнений в правописании или сложении чисел обсуждают проблемы примерного поведения на свиданиях, а то и важности семейных уз.
Другой, куда более типичный для Америки, педагогический подход в практике формирования подростковой души демонстрируют разного рода воспитательные программы, основанные на материальной выгоде.
Более 50 городов и графств начали... выкупать у детей оружие. В одних случаях ребенок, сдавший игрушечное оружие, получает взамен другую игрушку неагрессивного свойства, в других - устанавливаются «телефоны доверия», по которым молодые люди могут спокойно и анонимно заложить приятеля, владеющего опасным оружием, и получить за свой гражданский поступок наличными.
Вэлферные программы нескольких штатов доплачивают матерям-подросткам, которые отправляются доучиваться в школы.
Да, платить детям за примерное поведение - аморально, соглашаются энтузиасты подобных программ. Но ведь подобное сплошь и рядом происходит во взрослом мире, хотя это не менее аморально.
При наборе в армию рекрутам государство обещает помочь с оплатой за обучение в колледже, а транспортные компании снижают хорошим водителям размер страховки. Так что мораль моралью, но если деньги ставят заслон преступлениям, то эти затраты приводят к эффекту, какой не снился даже Уолл-стриту.