UA / RU
Поддержать ZN.ua

РИКОШЕТ,

с патриотическим акцентом Отсутствие идеологии воспитания - тоже идеология. Свято место пусто не бывает...

Автор: Ольга Юсенко

с патриотическим акцентом

Отсутствие идеологии воспитания - тоже идеология. Свято место пусто не бывает. Вот уж около десяти лет растущие поколения Украины перестали быть сначала в октябрятах, затем в пионерах и комсомольцах. В который раз повторилась историческая надежда на большую Свободу. Опять разрушили до основания старую идеологию воспитания. А что затем? Уж не свобода ли от нравственности, чести, достоинства - национального и человеческого? Кто и как сегодня воспитывает украинских детей? Об этом - разговор с начальником Главного управления образования Киева Борисом ЖЕБРОВСКИМ.

- Каждое уважающее себя государство «делает заказ» на воспитание своего подрастающего поколения. Каким должен быть гражданин Украины? Какими хотим видеть своих детей, живущих на этой благодатной земле? Можно ли говорить о том, что мы нашли и что потеряли вместе с пионерией-комсомолом?

- Надо признать, что в недавней нашей истории была четкая идеология, отраженная в документах - от кодекса строителя коммунизма до решений конференций, съездов. Другое дело, что ее можно было напитать романтикой, спортом, туризмом, общением. Поэтому идеология часто вообще забывалась. То была условная игра, процентов, наверное, на девяносто. Идеологические нюансы всплывали в полную силу во время конфликтов - когда кого-то исключали за неподобающее поведение из пионеров или комсомола. Однако такое случалось далеко не со всеми. У большинства остались нормальные воспоминания: о кострах, походах, песнях под гитару, о дружбе. Очень мало можно найти людей, которые проклинают это или относятся к своей пионерской юности крайне отрицательно. Кто-то делает подобное неискренне, в угоду своим сегодняшним политическим взглядам. В принципе, наши детство и юность были окрашены романтикой пионерии и комсомола. А что же пришло на смену? Что мы потеряли в результате? Понятно, что нужна другая идеология. Есть ли она? Какая идея сегодня может наполнить содержанием воспитательный процесс, деятельность многочисленных организаций? Появился некий плюрализм. С одной стороны, это хорошо. Но помнишь высказывание: плюрализм в одной голове - это идиотизм.

Государство должно быть монополистом в деле воспитания, заказчиком на определенные идеалы. Есть ли это сегодня? Если говорим об украинской государственности всерьез, то где же этот заказ? В каких документах отражен? Говорим, что должна быть национальная идея. А кто объяснит простому учителю, что такое в наших условиях национальная идея?

Можно рассуждать о многих принципах воспитания в педагогике, но главным остается принцип личного примера. Как я могу говорить «не кури», если сам курю? Как можно внушать ребенку, что плохо быть корыстным, брать мзду, когда учитель так поступает? Эффект от такого воспитания - нулевой, более того - он отрицательный. А самое страшное в подростковом возрасте - фальшь, неискренность. Дети ее тонко чувствуют. Тут не надо никаких идей, формаций. Вообще вербальные методы воспитания никогда не были эффективны.

- Нынче главный учитель - телевизор.

- Да, и в целом электронные средства информации. И вот здесь я абсолютно разделяю тревогу депутатов Верховной Рады: чем это мы позволяем заполнять информационное пространство Украины? У меня такое впечатление - ничего в мире просто так не бывает. Советский Союз расшатывали много десятков лет, сотни институтов: сидели умнейшие мужики, все просчитывали на десятки лет вперед. Я уверен, что и сегодня они не сидят без работы, думают, каким будет мир через десять, пятьдесят, сто лет.

- Это чувствуется даже на обывательском уровне. Потому-то информационную агрессию нельзя воспринимать иначе, как угрозу национальной безопасности. Если называть вещи своими именами - идет духовное уничтожение народа.

- Бесспорно. Но многим сложно понять идеологические процессы, которые происходят. Процессы духовного порабощения, я бы сказал, духовного уничтожения. Экономически нас уничтожить проще. А все-таки убить на корню многие культурные традиции украинского народа - вот здесь сложнее. Еще и потому, что так называемый цивилизованный Запад давно потерял многие духовные ценности. А мы еще многое сохранили.

То, что мы видим сегодня на телевидении, - атака на нашу духовность. Это ж так легко просчитывается: сначала страну надо довести до экономического состояния, когда за копейку даже сильные люди продаются, когда за сто долларов могут сделать что угодно, а затем навязывать свои взгляды, свои жизненные ценности. Поэтому вопрос сейчас в том, как остановить информационную агрессию.

Общаясь с учительством, я вижу, что одна из самых больших бед учителей сегодня - постепенная утрата веры в завтрашний день, потеря социального оптимизма. А вот это уже совершенно страшные вещи для государства. Как же может воспитывать детей учитель, униженный обществом и государством? Почему он просит подарки? Элементарно: ему семью надо кормить. Как можно учителю год не платить зарплату? Это - унижение.

Я общаюсь со старшеклассниками. Слава Богу, они идут на разговор - это тоже составляющая моего оптимизма. Речь идет не о воссоздании пионерской и комсомольской организаций, а о возрождении структуры органов самоуправления старшеклассников. Семь лет ее в школе не существовало, и то была страшнейшая потеря для педагогики и для детей. Мы лишились лагерей трудового отдыха - прекраснейшей школы романтики и отношений между учителем и учеником. Отучили детей брать на себя ответственность. Разорвали нить «ученик-учитель, родитель-учитель». Пытаемся вернуть эти формы, придав им новое содержание. И я вижу, как это прорастает. Появляются сотни ребятишек, которые хотят быть лидерами, хотят брать на себя ответственность. Они умны, информированны, самостоятельны. И нелишне прислушаться к детям: они же все на чистую доску пишут.

- На мой взгляд, прислушиваться следует не только к детям, но и к этому самому старшему поколению - не надо отбрасывать их мудрость, их опыт. Почему нужно все разрушать? Вот англичане слывут консервативными, а вместе с тем они - одна из самых крепких наций.

- Это другое. Мудрый человек всегда будет прислушиваться к новому. Если что-то не то, вовремя остановит: мол, ребята, послушайте меня, я это уже проходил. Воспитательный процесс не может быть односторонним. Потому справедлив постулат: «Учитель, догоняй ученика». Ведь компьютер, Интернет для многих учителей - закрытые области. А ученики владеют всем этим совершенно свободно.

- Просеивать сквозь сито забытья стоит лишь наносное. А основополагающие ценности надо беречь, сохранять, передавать.

- Тут мы волей-неволей приходим к религии. Еще в 1989 году в одной из моих статей в газете «Правда» на педагогические темы была такая фраза: «Я не вижу ничего страшного, если в учительской появится священник и мы будем вести беседы по вопросам нравственного воспитания молодежи». У меня были очень большие неприятности из-за той фразы. В том числе исходившие со стороны людей, которые сегодня - на высоких постах и уже ходят в церковь. Опыт, который накопила церковь в вопросах духовности, нельзя отметать. Может, действительно надо ввести в школах основы христианской морали, этики?

- Плюс основы исконной украинской национальной идеи. За последние несколько лет иезуитствующие манкурты успели ее оплевать. Не дав себе труда понять, проникнуться. А между тем, в истории Украины есть идеалы, на которые можно опереться.

- Возможно, это и должна быть наша идеология сегодня. Украинцы должны знать самих себя: кто мы и каково наше место в мире. У нас богатейшая история, культура, образование - просто мы плохо это знаем. Вскоре начнется набор в школы, и снова будут приходить некоторые родители и закатывать скандалы, что рядом с домом нет русскоязычной школы. Я им говорю: «В Киеве 18 русскоязычных школ - выбирайте. Вы же выбираете себе спортивную школу в центре города. И поймите: я - государственный служащий, служу государству Украина, а не русской или любой другой общине». Это во-первых, а во-вторых, где еще в мире так толерантно, как в Украине, относятся к языковому вопросу? Наверное, нигде.

Говорить об этом надо. Для себя и своего коллектива я завел правило: если есть проблема и не знаешь, как ее решить, надо для начала просто говорить о ней. Муха, упавшая в молоко, утонет, если не будет болтать ножками. А так смотришь, молоко станет сметаной - тут и выбраться есть шанс.

Еще наша беда в том, что не умеем заглядывать в завтра, живем сегодняшним днем. Кто-то дорвался до места, он должен обязательно наворовать, потому что завтра его выгонят. Он временщик. Мы сегодня во многом какие-то временщики. Если ты патриот и любишь свой народ - покажи это сегодняшними делами, направленными в будущее. Люди должны видеть, что что-то меняется к лучшему.

Дабы подытожить наш разговор, скажу: все взаимосвязано в рамках страны и народа. Когда политик делает неверный или лукавый «выстрел», надо иметь в виду, что пуля рикошетом пройдется и по экономике, и по социальной сфере, и по нравственности, и по будущему подрастающих поколений. И наоборот. Если школа воспитает манкурта, забывшего, что он вырос на священной земле своих предков и ей обязан всем, - это тоже выстрел в грядущее. Ведь нынешним ученикам предстоит стать завтра политиками, экономистами, финансистами...