UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рейтинги вузов: быть или не быть?

Рейтинги вузов — явление, вызывающее живой интерес и противоречивые оценки в практически любой стране мира...

Авторы: Наталья Кривулина, Андрей Кашин

Рейтинги вузов — явление, вызывающее живой интерес и противоречивые оценки в практически любой стране мира, даже там, где существование системы высшего образования без рейтингов уже невозможно представить. Не случайно Европейская комиссия в настоящее время финансирует разработку нового многомерного международного рейтинга высших учебных заведений, а также ряд других проектов по рейтингованию и смежной тематике. Роберт Дж. Морс (Robert J. Morse), признанный эксперт в сфере рейтингов учебных заведений, призывает разрабатывать и публиковать рейтинги вузов, несмотря на бушующий финансовый кризис. С каждым годом эти данные набирают все больший вес и становятся общепринятой повседневной практикой как для отдельных стран, так и для международного сообщества в целом.

Эти и ряд других тем оказались в центре дискуссии на недавно прошедшей в Астане (Ка­захстан) 4-й конференции международной экспертной группы по рейтингам (IREG, International Ranking Expert Group). Форум был всецело посвящен рейтингам высших учебных заведений, перспективам этой области и проблемам, сопутствующим разработке рейтингов. Эксперты, представляющие разные организации и структуры из более 30 стран, обменивались мнениями, спорили, искали оптимальные решения возникающих проблем.

В этом году Украина не осталась в стороне и была представлена на конференции двумя национальными рейтингами — «Компас» и «Топ-200».

Общие впечатления о конференции двоякие. С одной стороны, можно позитивно оценить колоссальную работу в сфере методологии рейтингов, деятельность по разработке новых глобальных и национальных рейтингов, инициативы по их усовершенствованию, которые уже получили свое признание. С другой стороны, удивляет инертность, присущая как многим вузам постсоветского пространства, так и системам высшего образования этих стран в целом. Если говорить непосредственно об украинских высших учебных заведениях, то поражает равнодушное отношение руководства университетов к возможности репрезентации собственной альма-матер в мировых табелях о рангах, их пренебрежительное отношение к процедуре рейтингования.

Новые начинания Европы

Несмотря на относительно юный возраст такого явления, как рейтинги высших учебных заведений (первые рейтинги вузов появились в первой половине 80-х годов ХХ столетия), они уже прочно заняли свое место в системе оценки качества образования и эффективности научной деятельности вузов. Они стали одним из элементов обеспечения прозрачности (транспарентности) системы выс­шего образования. Сегодня рейтинги являются одним из источников информации, который используется при принятии управленческих решений как самими вузами, так и государственными структурами, например, по вопросам финансирования тех или иных учебных заведений.

Ценность и важность рейтингов вузов в качестве измерительного инструмента для сферы выс­шего образования в настоящее вре­мя неоспорима, и представите­ли европейского истеблишмента это прекрасно понимают. Так, во время председательства Фран­ции в Европейском Союзе (ЕС) был инициирован проект по разработке нового международного рейтинга университетов с целью исправить недостатки, характерные для существующих сегодня международных рейтингов. В качестве примера можно привести искажения, связанные с культурными и языковыми аспектами, сосредоточенность преимущественно на исследовательской миссии университетов и т.д. Одной из отличительных особенностей будущего рейтинга станет его ориентация на несколько измерений: преподавание и обучение, исследовательская активность, интернационализация, наличие региональных и социально-ориен­тированных программ. Пользуясь им, можно будет выбрать наиболее значимые для себя индикаторы и получить эксклюзивный рейтинг, составленный в соответ­ствии именно с этими индикаторами. Это значит, что разные пользователи и целевые группы смо­гут получить рейтинги, соответствующие именно их интересам, так называемые smart rankings.

На данный момент создан специальный консорциум (CHERPA — Consortium for Higher Education and Research Performance Assessment), который будет заниматься разработкой и составлением пилотного рейтинга. Его результаты обещают презентовать в мае 2011 года.

Нужны ли рейтинги во время кризиса?

Один из наиболее опытных представителей рейтингового сообщества Роберт Дж. Морс, директор по сбору данных и исследованиям U.S. News and World Report, отметил, что, несмотря на разразившийся кризис, жизнь продолжается и люди по-прежнему нуждаются в рейтингах. В некоторых странах рейтинги являются ключевым инструментом оценки качества образования. Они выступают двигателем реформ, направленных на улучшение стандартов и уровня образования. Подобные позитивные тенденции не должны страдать от экономических и финансовых проблем.

В Украине до недавнего времени ни одно из высших учебных заведений не было представлено в мировых рейтингах университетов (кроме, пожалуй, рейтинга Вебометрикс, где наиболее «успешный» украинский вуз встречается на 1481 месте).

В нынешнем году несколько украинских вузов вошли в «Рейтинг ведущих университетов мира», подготовленный российскими исследователями. И, судя по количеству украинских вузов, попали в него только те учебные заведения, которые были готовы к сотрудничеству, так сказать самые «отзывчивые». Составители международных рейтингов, пытавшиеся установить контакт с украинскими вузами и желающие получить от них необходимую информацию, жалуются на то, что те попросту игнорируют подобные предложения, не считая их особо интересными и важными.

Что же касается двух наиболее авторитетных международных рейтингов (Шанхайский рейтинг (ARWU) и рейтинг «Таймс» (Times Higher Education -QS World University Ranking)), то наши высшие учебные заведения в них и на данный момент не представлены вовсе. И если в Шанхайский рейтинг попасть действительно сложно, т.к. он выдвигает высокие требования к научно-исследовательской деятельности университетов, то для появления в рейтинге «Таймс» у некоторых украинских вузов имеются неплохие шансы.

Какова польза от участия в рейтингах?

Для того чтобы стать частью международных рейтингов, прежде всего нужно быть готовым к сотрудничеству с организациями, которые занимаются их составлением. Для попадания в мировой рейтинг вуз должен собрать точную и достоверную информацию о своем потенциале и деятельности и своевременно предоставить её в организацию, ответственную за составление рейтинга.

На примере рейтинга «Таймс» можно оценить, какие преимущества университету дает позиция в международном рейтинге:

— профайл вуза появляется на сайте международного рейтинга, куда ежедневно заходят сотни тысяч посетителей со всего мира;

— профайл содержит информацию о вузе, с которой его представители могут самостоятельно работать: дополнять, редактировать и т.д.

— информация о вузе публикуется в печатном справочнике Times Higher Education —QS (в случае попадания университета в ТОП-500);

— информация о вузе становится доступной для разных стран, что позитивно сказывается на узнаваемости вуза в мире;

— получив узнаваемость, уни­верситет может привлекать иност­ранных студентов, преподавателей, исследователей, таким образом повышая финансовые инвестиции в экономику страны;

— попадая в международный рейтинг, вуз интегрируется в мировую образовательную систему и соответствует её основным критериям.

Это только некоторые из возможностей, открывающиеся перед университетами благодаря мировым рейтингам. Так почему же до сих пор украинские университеты не посчитали нужным оценить все эти преимущества на собственном опыте?

Показательным в этой связи является опыт наших польских коллег. Как было отмечено в выступлении Вальдемара Сивински, президента Perspektywy Education Foundation (Польша), для большинства польских вузов участие в международных рейтингах является приоритетным заданием. Руководство вузов анализирует данные рейтингов и учитывает их результаты при формировании стратегии развития вуза. Кроме того, один из руководителей вуза (чаще всего проректор) обязан следить за работой по сбору информации, подтверждать данные об университете, высланные организаторам рейтингов, анализировать опубликованные результаты рейтингов, участвовать в конференциях и мероприятиях по рейтингованию.

Основным заданием разработчиков рейтингов остается их дальнейшее улучшение, а у различных целевых групп — научиться мудро пользоваться их результатами.