UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рейтинг прозрачности национальных университетов

Общий уровень открытости университетов остается неутешительным. Лишь 16 университетов преодолели отметку 50 баллов из 100 возможных. Университеты довольно часто недооценивают важность информирования членов - как своего академического сообщества, так и внешнего мира. Но радует то, что все-таки в Украине можно найти достойные для наследования примеры.

Автор: Егор Стадный

Доступ к информации является основой для внедрения действенных механизмов обеспечения качества образования. Этот фактор приобретает еще больший вес в условиях децентрализации, начавшейся в системе высшего образования Украины. Автономию университетов должны сопровождать прозрачность и открытость - для преподавателей, студентов, абитуриентов и широкой общественности.

Собственно, доступ к информации стал одним из 10 стандартов внутреннего обеспечения качества высшего образования, утвержденных на последней конференции министров образования стран Европейского пространства высшего образования. Владея информацией об учебных программах, абитуриенты и студенты могут сделать более взвешенный выбор своей будущей специальности.

Финансовая прозрачность - это залог доверия преподавателей и других работников университета к администрации. Наконец, на этом базируется доверие общества и, что важно для будущего развития, доноров и меценатов.

Административная прозрачность - это основополагающий принцип обнародования информации о правах и обязанностях всех участников образовательного процесса, борьбы с нарушением их прав, коррупцией, кумовством и непотизмом.

Стратегия развития вуза позволяет понять цели, которых хочет достичь учреждение, а также оценить применяемые для этого инструменты.

На протяжении семи месяцев Аналитический центр CEDOS, при поддержке международного фонда "Відродження", осуществлял мониторинг доступности информации на сайтах университетов и с помощью информационных запросов. Мониторинг охватил 96 высших учебных заведений, имеющих статус национальных, и в которых в целом учатся свыше 800 тыс. студентов (56% от общего числа). Почти 40 показателей, которые оценивались по предварительно апробированной методике, были объединены в четыре группы: финансовая прозрачность (30%), административная прозрачность (20%), информация о содержании программ (40%), а также стратегическое планирование (10%). Подробно расписанная методология доступна на сайте Рейтинга.

Нормативная и финансовая документация, информация о руководстве вуза и его решениях, объявления о конкурсах на замещение вакантных должностей, информационные пакеты ЕКТС, перечни дисциплин, их описания и информация о практической составляющей программ, стратегические планы и их соответствующие компоненты - доступность этих и других данных измеряли по 100-балльной шкале. По результатам мониторинга составлен Рейтинг прозрачности национальных университетов.

Доступ к этой информации не гарантирует высокого качества обучения, но является необходимой предпосылкой для появления эффективных механизмов его обеспечения, над которыми сегодня должен работать каждый университет.

Балл в индикаторе "Финансовая прозрачность" демонстрирует, насколько вуз регулярно и в каком объеме публикует на своем сайте или же предоставляет в ответ на запрос информацию о запланированных и осуществленных затратах, распределении заработной платы, включительно со всеми возможными надбавками и доплатами, о стоимости своих образовательных и других услуг и т.п. Наличие этой информации в открытом доступе не гарантирует отсутствия коррупции, однако делает возможным контроль над финансовой политикой университета и существенно снижает шансы скрыть проявления коррупции.

Высокий балл в индикаторе "Административная прозрачность" свидетельствует о возможности беспрепятственно найти основные положения, регламентирующие права и обязанности администрации, преподавателей и студентов; информацию о составе руководящих органов, контактах их членов; отчетность руководства и объявления об открытых вакансиях в университете. Доступность этой информации - необходимое условие для отслеживания правомерности тех или иных решений руководства университетов.

Лидеры

Для многих довольно неожиданно лидерами рейтинга стали не киевские университеты.

Первое место занял Национальный университет "Львовская политехника" (71,3 балла). У этого вуза детально разработан каталог курсов, из которого каждый может узнать, что предполагают те или иные дисциплины, какие навыки и знания они дают, какие виды учебных работ, сколько часов отводится на их изучение, кто преподает, как оценивается робота студентов - т.е. основные параметры содержания предметов. Также на сайте можно найти Информационный пакет ЕКТС и его перевод на английский язык. Развитая стратегия и баллы выше средних за финансовую и административную прозрачность позволили "Львовской политехнике" стать лидером рейтинга.

Второе место досталось Харьковскому национальному университету им. В.Каразина (66,9). Университет получил максимум баллов за стратегическое планирование. Стратегия тематически охватывает обеспечение качества образования, исследовательскую деятельность, привлечение средств и их распределение, развитие персонала, в частности содействие развитию карьеры молодых преподавателей, международную деятельность и развитие инфраструктуры. Также в стратегии очерчены цели, инструменты и индикаторы достижения результатов. А кроме этого, Харьковский национальный университет достиг результатов выше средних по остальным показателям.

Третье место занял Тернопольский национальный университет им. И.Пулюя (62,6). Он набрал больше всего баллов за финансовую прозрачность, выполнив требования Закона "О высшем образовании" относительно публикации финансовых документов. На сайте университета можно найти смету, финансовый отчет, штатное расписание, информацию о плате за обучение (на английском и украинском языках) и государственных закупках. Кроме того, он дал полный ответ на все запросы относительно доступа к публичной информации. Этот показатель и довольно высокие баллы за административную прозрачность и стратегическое планирование позволили вузу войти в тройку лидеров.

В целом первая десятка выглядит так:

1. Национальный университет "Львовская политехника" (71,3 балла).

2. Харьковский национальный университет им. В.Каразина (66,9).

3. Тернопольский национальный университет им. И.Пулюя (62,6).

4. Львовский национальный университет им. И.Франко (59).

5. Киевский национальный университет им. Т.Шевченко (57,1).

6. Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт" (56,1).

7. Львовский национальный медицинский университет им. Д.Галицкого (55,5).

8. Киевский национальный торгово-экономический университет (54,9).

9. Прикарпатский национальный университет им. В.Стефаника (54,7).

10. Хмельницкий национальный университет (54,3).

(Полный рейтинг смотрите по ссылке).

Вместе с тем общий уровень открытости университетов остается неутешительным. Лишь 16 университетов преодолели отметку 50 баллов из 100 возможных. Университеты довольно часто недооценивают важность информирования членов - как своего академического сообщества, так и внешнего мира. Но радует то, что все-таки в Украине можно найти достойные для наследования примеры.

Содержание обучения

Мы уже упоминали о каталоге курсов "Львовской политехники". Еще одним высшим учебным заведением, имеющим доступный и развернутый каталог курсов, является Запорожский национальный университет. Однако несколько университетов держат каталоги курсов лишь во внутреннем доступе, что, по нашему мнению, не способствует осведомленности абитуриентов, желающих поступать в них. В целом университеты не привыкли информировать о содержании своих образовательных программ - некоторые не подают даже простой перечень курсов. Кроме того, только 15 университетов предоставляют информацию о прохождении практики, указывая конкретные организации и работодателей, вовлеченных в этот процесс.

Важно помнить: чем более обдуманным будет выбор поступающего, тем выше будет его мотивация во время обучения. К тому же реформа высшего образования предусматривает, что не только контрактные, но и бюджетные средства будут поступать в вузы именно за абитуриентом, а не по решению Минобразования.

Административная прозрачность

Наилучшими по этому показателю оказались Киево-Могилянская академия (18,8 балла), Каменец-Подольский университет им. И.Огиенко (17,6), Киевский национальный университет им. Т.Шевченко (17) и Тернопольский национальный университет им. И.Пулюя (17). Однако в целом уровень административной прозрачности не слишком высок. Только 39 вузов преодолели отметку 10 баллов из 20 возможных. Устав, который является основным документом и регулирует внутреннюю жизнь вуза, размещают на своих сайтах 45 университетов. Лишь 17 университетов публикуют Положение об ученом совете, 57 - информируют о его составе. Только 20 университетов размещают на своих сайтах объявления о вакантных должностях. Заметим, что конкурсы во время мониторинга не происходили в 21 вузе, поэтому этот показатель оценивался для 75 университетов. Лишь 18 университетов публикуют на сайте отчет ректора.

Финансовая прозрачность

Лидерами по финансовой прозрачности являются Львовская национальная музыкальная академия им. Н.Лысенко, Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Ушинского, Тернопольский национальный технический университет им. И.Пулюя, Харьковский национальный экономический университет. Все они набрали по 28 баллов из 30 возможных. Однако большинство университетов не информируют о своем финансовом положении. Все финансовые документы, а именно смету, отчет о ее выполнении и штатное расписание, в полном объеме, как того требует Закон "О высшем образовании", опубликовали на своем сайте лишь 10 вузов. Почти все вузы сообщают на сайте о стоимости обучения на украинском языке, и лишь 27 университетов дублируют эту информацию на английском. Вместе с тем только семь университетов информируют о стоимости дополнительных платных услуг, хотя их предоставляют все вузы, и требование сообщать их цену на сайте зафиксировано в законодательстве.

Стратегии

Максимальные 10 баллов по стратегическому планированию набрали Львовский национальный университет им. И.Франко, Национальный горный университет Украины, Прикарпатский национальный университет им. В.Стефаника и Харьковский национальный университет им. В.Каразина. В целом 36 университетов имеют опубликованные стратегии, но лишь 18 вузов в своих стратегиях охватили все (или преимущественно все) самые важные сферы развития: обеспечение качества образования, исследовательскую деятельность, привлечение средств и их распределение, развитие персонала, международную деятельность и развитие инфраструктуры. И только 10 вузов выделили в этих сферах четкие цели, инструменты и индикаторы достижения результата.

По результатам рейтинга мы подготовили для каждого вуза индивидуальные рекомендации, как улучшить их открытость и прозрачность, и разъяснение, почему это выгодно самим университетам.

Между тем возникают вопросы в связи с несколькими общенациональными нововведениями. В частности, органом, который, очевидно, призван стоять на страже открытости университета, является наблюдательный совет. Однако нынешнее законодательство не дает ему реальных полномочий, поэтому следует внести в него изменения, чтобы усилить роль наблюдательного совета и дистанцировать его от руководства вузами.

Финансовая прозрачность тоже требует определенных нормативных изменений. В частности, необходимо изменить типичные формы документов финансовой отчетности, которые должны быть опубликованы на сайтах вузов, чтобы обеспечить полноту информации и сделать невозможным ее сокрытие. Например, штатное расписание должно отражать распределение ставок за кафедрами, а не только в целом по вузу. Также финансовая документация должна содержать информацию о распределении премий между разными категориями должностей и разными кафедрами.

Отдельной новацией, регулируемой приказом Минобразования, стала онлайн-база всех конкурсов на замещение вакантных должностей, которые объявляют университеты. Техническая сторона этой идеи уже реализована - создан удобный сайт, не только информирующий о конкурсах, но и позволяющий кандидатам на должность прислать пакет документов на официальный электронный почтовый ящик вуза. Однако не хватает правового сопровождения, которое может обеспечить Минобразования.

Кроме того, национальная система обеспечения качества высшего образования невозможна без доступной специальной онлайн-базы предлагаемых университетами образовательных программ - с четким описанием и постоянно обновляемыми характеристиками, что позволит абитуриентам сделать более взвешенный выбор во время поступления. Конечно же, для многих вузов это означает показать себя в невыгодном свете.