Исполняющим обязанности ректора Винницкого педагогического университета (ВПУ) недавно назначен бывший заместитель губернатора области Александр Шестопалюк. После чего грянуло ЧП... Первые «жаворонки», примчавшиеся на лекции, обнаружили на стенах корпусов и общежитий не совсем изысканную стенопись в виде именных сказуемых: «Шестопалюк — не ректор», «Университет — не кормушка», «Студенты — не быдло». Так что вместо лекций пришлось студентам скоблить стены под руководством необычно молчаливых уборщиц. Администрация успокоила «реставраторов», мол, невзирая на случившееся, никакой войны в стенах вуза не будет. Из чего учащиеся сделали вывод: будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется...
«Люксы» вместо общежитий
Кривотолки в университете начались сразу же после представления нового руководителя. Некоторых обидело то, что не поинтересовались их мнением. Кто-то, вестимо, лелеял ректорский жезл в собственном портфеле. Некрасиво, по мнению иных, обошлось новое руководство с прежним ректором, «проводив» его тихо и в никуда. Между тем Никифор Шунда возглавлял вуз 26 (!) лет, и согласно действующему законодательству, имел право на почетную должность советника ректора со всеми сопутствующими этому статусу «радостями жизни»: сохранением ректорской зарплаты, кабинетом, ходатайством о награде...
Но больше всего нареканий вызвал образовательный ценз нового руководителя университета. Какой, мол, ректор из «физкультурника», закончившего вечернюю школу и два вуза заочно, не имеющего стажа преподавания, только-только «остепенившегося» кандидатской?
— В свои 53 я уже не удивлю научный мир сверхновыми открытиями, — откровенно заявил Шестопалюк на своем представлении. — Но необходимый минимум у меня будет: скоро защищаю докторскую диссертацию. Ректор же, считаю, должен быть в первую очередь менеджером...
И сразу же принялся хозяйничать. Правда, по мнению некоторых преподавателей, в ущерб главному предназначению вуза.
— Когда руководитель говорит, что нужно думать о том, как бы приумножить копейку, то, следует понимать, для покрытия нужд прежде всего учебного процесса, — считает, в частности, доктор географических наук, профессор, завкафедрой физической географии Григорий Денысик. — Но… библиотека в этом учебном году приобрела считанные единицы книг. В конце учебного года на факультетах оставались какие-то деньги, выделяемые на учебные нужды, так и их забрали. Говорили, облицовочную плитку купят...
— Такие новшества могут повлечь ослабление позиций заведения, — опасается профессор. — У нас каждый год были нормальные конкурсы. А в этом году впервые пришлось объявлять дополнительный набор сразу на трёх факультетах. Реклама любого вуза — это его студенты. А они у нас в каждом селе области. Вот и рекламируют, как закрыли университетскую столовую, а студенты на парах сидят в перчатках. Во всех вузах каждая кафедра имеет свою электронную почту — у нас даже телефонов нет. Вот вам имидж вуза, его престиж...
Возможно, профессор несколько сгустил краски. Кризис в сфере высшего образования ощутили многие вузы. Демографическая ситуация в Украине известна, тогда как высших учебных заведений за последние годы создано немеряно. Студентов на всех просто не хватает. И новое руководство ВПУ, кстати, загодя озаботилось этой проблемой, открыв на днях будущим абитуриентам двери института довузовской подготовки и профориентации, после окончания которого у школьников будет больше шансов стать студентами. Прежде всего, конечно, педуниверситета. С той же целью для учеников из сельской местности открыты курсы «выравнивания».
Конечно, этот шаг был продиктован не только заботой о дне завтрашнем, но и мыслями о приработке хлеба насущного сегодня. Контрактное обучение в педуниверситете самое дешевое в Виннице: от максимальных 1960 грн. в год на инъязе до 800 грн. с заочников. Сравните с 3,5 — 5 тыс. грн. в соседнем медуниверситете, и почувствуете разницу. Между тем занятия со школьниками по выходным менее обременительны, хотя и обойдутся тем в 80 грн. за месяц. Сумму при восьми-девятимесячном «выравнивании» подсчитать несложно.
При виде открывающихся перспектив коллективу на руках бы ректора носить. Но ощущать в себе такое желание успели не все, т.к. в процессе формирования новым начальником своей команды сокращениям подверглись сразу 58 человек. Прежде всего и.о. ректора озаботился кадровым потенциалом хозчасти, через которую проходят основные финансовые потоки вуза.
Бывший проректор по административно-хозяйственной части Валерий Казмирчук считает, что попал «на карандаш», поинтересовавшись на представлении и.о. ректора датой выборов. И под увольнение, — когда высказал сомнения в привлечении ректором ремонтной фирмы, выставившей, по его мнению, завышенный коэффициент оценки работ.
— Мой бывший заместитель получил выговор только за то, что поздоровался со мной, — констатирует бывший проректор. — Поскольку во всеуслышанье было объявлено: с Казмирчуком не здороваться и не разговаривать... Почему? Я открыто сказал: аморально делать евроремонт кабинета ректора за 170 тысяч гривен, когда не готова аудитория для студентов. Аморально предоставлять боксы в малосемейном общежитии детям некоторых преподавателей, имеющих по две квартиры. А ведь в этом году 20% студентов было отказано в поселении. Когда деканы подняли шум, пришлось уплотнять комнаты в нарушение всех норм гигиены. И я считаю аморальными ратования ректора за переоборудование этих комнат в отельные «люксы» с соответствующей оплатой проживания. Наши студенты явно не относятся к «золотой молодежи». Большинство с трудом оплачивает учебу, так с них нужно еще и втридорога драть за общежития? Также аморально закрытие студенческой столовой, ради сдачи которой в срок я ночами не спал.
Закрытие университетской столовой с началом учебного года — отдельная история.
Триста посадочных мест при 9000 студентов и 1500 преподавательско-технического персонала худо-бедно решали вопрос питания. Сейчас столовую заменили два кафетерия на 30 человек каждый. С евроремонтом и соответствующими ценами.
— Разве это не издевательство над студентами? — негодует председатель студенческого профкома Иван Собчук. — Закрыть столовую, чтобы открыть два частных кафетерия. По этому поводу я обращался к ректору, но до сих пор не получил от него ответа.
В суде решил искать правду, считая незаконным свое увольнение, бывший главный энергетик университета Виталий Юрачик. Впрочем, увольнение — мягко сказано. Его должность, связанная с безопасностью труда и электрооборудования, вообще сокращена. По мнению Юрачика, в опале он оказался, высказав недовольство рядового техперсонала, с которого сняли надбавки за дополнительные полставки.
Кто тройки в ректорском дипломе помянет…
По поводу в некоторой мере аврального назначения Александра Шестопалюка многие говорят.
Так, еще в начале года появились слухи о возможном слиянии технического, сельскохозяйственного и педагогического университетов в один «мощный национальный университет европейского типа». Ведущим в триумвирате предполагался политех, ректор которого собственно и обратился с таким предложением к министру образования и науки Василию Кременю.
Что примечательно — объединительная инициатива встревожила прежде всего некоторых власть имущих. Давно и по-братски поделенные «волеизъявительные акции» университетов могли вдруг стать «контрольным пакетом» в одних руках. Слухи были подогреты ещё и разговорами о «донецких», якобы имеющих виды на админкорпус педуниверситета. И ректора-пенсионера поспешили заменить губернаторским замом, способным не только отстоять «свое», но и приумножить. Например, за счет института последипломного образования учителей в самом центре и числящегося с его многотысячной армией курсантов-учителей за другой группой влияния. Кстати, в Минобразования уже лежит обращение Шестопалюка о превращении института в отдельное подразделение педагогического университета.
Правда, сколько реальной почвы под этими слухами, никто из сведущих в столь деликатном вопросе не захотел говорить на диктофон. В отличие от самого ректора.
— Присаживайтесь. Как вам кабинет? Я думаю, наслышаны уже.
— Да уж...
— Ну вот такой я: никогда не буду сидеть в кабинете с ободранными стенами. У многих председателей сельсоветов сегодня кабинеты лучше, чем был у моего предшественника. Полуразваленная мебель 30-х годов, тараканы бегают, а в зале заседаний учёного совета ещё и крысы. Ремонт в таких условиях — это, извините, не преступление, а обязательное условие для университета с 90-летней историей, куда приходят учёные, гости.
Я человек, который любит созидать. Где я, там строительство, ремонт. С апреля месяца, когда меня назначили и.о. ректора, удалось отремонтировать 39 объектов на сумму почти в миллион гривен. Кардинально изменился внешний вид центральной части вуза, уже без опаски можно пользоваться водопроводом. Обгородили территорию университета, которая раньше напоминала привокзальную площадь с бродячими собаками и пьяницами. Только из канализационных люков возле учебных корпусов вытащили 32 бомжа.
— А вот бывший ректор, говорят, в обиде на вас...
— Знаю. Я делал ему шаги навстречу до последнего дня. Не вопрос выделить кабинет, зарплату, автомобиль. Надо только согласовать. Я пригласил его, когда приезжал замминистра, а он демонстративно не пришел. Зато только я в командировке, бывший ректор уже на территории университета, поджидает людей и обзывает их предателями. Теперь, после всех этих анонимок, вопрос с ним я для себя закрыл.
— А что же крамольного пишут на и.о. ректора? Может, вы студенток обижаете...
— Жалобы одни и те же: забор, сокращения, столовая, общежитие, ремонт кабинета... Кому-то что-то якобы недодал. Чтоб вы знали, я первым же делом приобрел учебные компьютеры на 100 тыс. грн. И 200 тысяч выделил библиотеке. Но если раньше она «определяла» потребности в учебниках, то теперь это право возвращено руководителям кафедр, факультетов и проректору по учебной части. Кое-кому, кто наладил явно странные каналы закупок, это не понравилось. Вот и пишут.
Ставят под сомнение каждый шаг моей жизни. Образование, учёная степень, стаж... Не поленились найти моё студенческое дело и посчитать тройки. Кстати, в дипломе анонима, насколько я знаю, их больше.
Если у тебя есть какие-то возражения, так покажи свою принципиальную позицию, выйди и смело заяви об этом в коллективе. Я всегда готов отвечать на конкретные, серьёзные замечания. Но что могут сказать люди, которые за многие годы работы в университете развалили множество направлений. Я не вписался в их планы, и они будут сопротивляться всему новому просто из зависти. Их в коллективе все знают. Нам известен каждый их шаг, что и где они пишут, что делают. Но опускаться до борьбы с ними я не буду. Я буду исполнять свои обязанности и, безусловно, формировать отношение в коллективе к анонимщикам.
— Может, тогда ответите и по другим пунктам, вменяемым новому ректору?
— Да пожалуйста. Начну с якобы массовых сокращений.
Сократили, например, завхоза с философским образованием. Уволен преподаватель, явившийся на лекции в нетрезвом состоянии. И доплаты я действительно поснимал: в общежитии проводку нужно срочно починить, а электрика, который работает на полторы ставки, после обеда уже не найти. За что тогда доплата? Когда я не нашёл ответа на этот вопрос, распорядился снять все доплаты, пока не будет доказана дополнительная работа каждого такого человека. И проблемы больше нет. Многим, например, сантехникам, доплата уже возвращена.
Теперь об общежитиях, от содержания которых государство отказалось ещё в 1992 году. Себестоимость одного койко-места — 134 гривни. Студент платит 20. Где взять еще 114 гривен? Я и предложил сделать десяток «люксовых» номеров на пробу. Естественно, подороже. Понятно, что при финансовых возможностях наших студентов мы не сможем сделать таким хотя бы одно общежитие. Но и не делать ничего нельзя. А моих оппонентов, похоже, не интересует, за счет чего отремонтированы годами протекавшие крыши в общежитиях, как удалось наконец подключить их к централизованному отоплению.
По столовой. Сегодня проблем с питанием нет — действуют кафетерии, буфеты, рядом офицерская столовая. От студентов по этому поводу не было ни одного заявления или жалобы. Шумят те, кто бесплатно завтракал, обедал и ужинал у прежних арендаторов. Иногда, как мне рассказывали, с «горячими» приправами. Так что проблема не во мне. Противостояние ждало любого, кто бы сюда ни пришёл.
И вообще, подытожил разговор Александр Шестопалюк, я пока только исполняющий обязанности ректора. И неизвестно, стану ли ректором. За это еще должен проголосовать коллектив. И хотеть понравиться всем — это наивно. Должен быть некий процент критической массы, допустим 30%. Но если остальные покажут себя здоровой частью, готовой к новшествам, я сделаю всё, чтобы наш вуз стал лучшим в Украине...
«А вот так теперь у нас — у ботаников…»
В последних словах Александр Васильевич, думается, несколько слукавил. По части 30%. Критическая масса в университете исчисляется сегодня единицами. Уже или пока — какая разница. Свидетельства этого — письма от коллектива к министру образования, Президенту, в Кабмин... Дескать, в университете нормальная ситуация. В «кляузах» о каких-то конфликтах между ректоратом и сотрудниками «все факты не отвечают действительности: к руководству университетом пришли сравнительно молодые люди, которые прилагают все усилия к дальнейшему развитию нашего учебного заведения».
И это понятно. Людям нужна работа, желательно без нервотрепки. Руководству — их поддержка по тем же причинам. Полный консенсус? Да, если бы не одно но. Когда руководителя никто не критикует, у него появляется убежденность в том, что он никогда не ошибается. И на корню изводит всех несогласных, уверовав в то, что его не за что критиковать. Человек же не может не ошибаться. Поэтому любого нормального человека должно настораживать, когда с ним все согласны.
Между тем в ВПУ все идет именно к такому финалу. Вся эта история сводится, по большому счету, к характерным для множества вузов спорам о том, как целесообразнее использовать заработанные средства. На учебники с компьютерами или же на мраморные лестницы и туалеты с евроремонтом. Причем все правы по-своему. И спорили бы себе дальше, не случись смены коней на переправе. Когда на своих ошибках учатся, а на чужих делают карьеру.
Сплошной «одобрям-с» — это, конечно, грустно. Но когда в полигоны подобных «дискуссий» превращаются наши альма матер, становится и вовсе тоскливо. На слуху в последнее время конфликт в Запорожском университете, а в Винницком политехе противостояние оппозиции с ректором накануне его переизбрания выплеснулось даже в Интернет.
…Анекдот. На научном семинаре:
— Уважаемые коллеги! В недавно открытом подвиде циклопендры циклонической основой для размножения является пестик!
Оппонент из зала:
— Нет, тычинки!
— Пестик, я сказал!!
— Тычинки!!!
Звук выстрела, падение тела со стула. Ведущий:
— Кто еще рыпнется на докладчика — закатаем в асфальт!
Присутствующий на семинаре журналист шепотом обращается к соседу:
— Какие жестокие нравы!
— А вот так теперь у нас — у ботаников!
В стенах ВПУ не согласных с «докладчиком» осталось уже только двое...