UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реформа медицинского образования — это критически важно

Уже этим летом будущие медики будут сдавать международный экзамен.

Авторы: Инна Совсун, Александр Линчевский

Цель медицинской реформы - признание приоритетной ценности жизни и здоровья каждого гражданина. Что нужно, чтобы реформа системы здравоохранения достигла этой цели? Новые больницы, оборудование, лекарства и современные протоколы лечения? Всего этого недостаточно без изменения ценностей и профессионального уровня врачей и других медицинских работников.

Этого невозможно достичь без перемен в системе подготовки медицинских специалистов. Именно поэтому реформа медицинского образования - это критически важно. Конечным ее результатом должно стать создание нового медицинского сообщества.

Мы видим, что такое медицинское сообщество есть во многих цивилизованных странах с абсолютно разными образовательными системами и организацией системы здравоохранения. Здоровая медицинская среда будет давать профессоров для будущих университетов, создавать профессиональные ассоциации, следить за соблюдением норм академической добропорядочности. Такая среда будет воссоздаваться, независимо от персонального состава министерства или правительства.

Обобщенно можем говорить о трех принципах построения медико-образовательной среды.

- Селекция и поддержка носителей новой академической культуры - студентов, преподавателей, ученых. Новые правила, закрепленные в постановлениях и приказах, поддерживают добросовестных и способных. Мотивированный специалист с качественной подготовкой - основная ценность новой системы здравоохранения.

- Интернационализация образования и науки. Ориентация на лучшие международные стандарты и требования к обучению и научной деятельности. Отбор, обучение, оценка, лицензирование должны привязываться к европейским моделям.

- Коммуникация. Общественная поддержка изменений. Образование непривлекательно для телевизионных новостей и ток-шоу. И только информированное сообщество будет защищать изменения в образовании и приобщаться к ним.

Изменения в медицинском образовании в полной мере вкладываются в логику реформирования высшего образования, начатого в 2014 г. с принятием нового Закона "О высшем образовании". Начатая реформа построена вокруг идеи расширения автономии университетов. Несмотря на то, что широкая автономия - обязательная составляющая современных успешных систем высшего образования, она не исключает внешнего контроля качества. Этот вопрос особенно важен для т.н. регулированных профессий - тех, работа в которых предполагает особенно высокий уровень ответственности за безопасность и здоровье людей. К ним относятся, например, юристы, пилоты, врачи, в отдельных странах регулируется также доступ к профессии учителя, архитектора и т.п. Регулированный статус профессии предполагает, что доступ к ней возможен лишь через выполнение обязательных требований относительно уровня образования, сдачи специальных экзаменов, получения лицензии или членства в профессиональной ассоциации. Дискуссии о введении в законодательство понятия "регулированная профессия" только ведутся, однако de facto часть профессий уже теперь имеют особое регулирование (например, юридические профессии). Образовательное законодательство также предполагает, что для отдельных профессий государство может проводить независимое оценивание учебных результатов в форме единого государственного квалификационного экзамена (ЕГКЭ).

В медицине такой экзамен давно введен. С конца 1990-х работает система экзаменов КРОК, построенная на основе американских экзаменов. Несмотря на использование лучших международных образцов, наша система экзаменов КРОК далека от идеала. Прежде всего, из-за отсутствия финансирования, которое делало невозможным подготовку качественных экзаменационных задач. Поэтому данная система требовала изменений. Что и сделало правительство, по инициативе Министерства здравоохранения. С 2019 г. Минздрав вводит единый государственный квалификационный экзамен в сфере здравоохранения, который будет содержать четыре компонента: экзамен КРОК (его студенты сдавали и до сих пор), тест по английскому языку профессионального направления, международный экзамен по основам медицины (IFOM) и практический экзамен - т.н. OSCE. ЕГКЭ будет состоять из двух этапов: первый этап будет проводиться на третьем курсе (КРОК-1, английский язык и IFOM - базовые медицинские знания), второй - в зависимости от специальности - на пятом или шестом курсах (КРОК-2, IFOM - клинические дисциплины).

Наибольшей новацией, бесспорно, является добавление международного экзамена IFOM. Этот экзамен готовит и проводит комитет международных экспертов под эгидой Национального совета медицинских экзаменаторов США. В том или ином виде он проходит во многих странах мира. Впервые апробирован во Франции как пилотный проект, IFOM проводился как мониторинговое исследование сначала в Италии и Бельгии (2007 г.), в 2014 г. тест использовался для сравнительного анализа местных медицинских экзаменов в Австралии. Как выпускной экзамен и для поступления на резидентуру IFOM проводится в некоторых странах Ближнего Востока и Латинской Америки на постоянной основе. Специально разработанные клинические задания IFOM проверяют знания по диагностике и лечению, базирующиеся на современной доказательной медицине, новейших методах и подходах к лечению. Для подготовки к такому экзамену университетам нужно будет переориентировать учебные программы таким образом, чтобы они позволяли студентам получить новейшие и наиболее актуальные знания. Важно отметить, что речь идет не о знании подробных протоколов лечения других стран, а о научном медицинском знании, международном по своей природе. Ведь большинство проблем пациентов и врачей одинаковы и в Европе, и в Азии, и в Америке. Кроме того, эта компонента ЕГКЭ нивелирует все возможные коррупционные риски, ведь тесты пишутся за пределами Украины, переводятся на украинский за рубежом и проверяются международными экспертами.

Зачем при этом остается украинский экзамен КРОК, близкий по природе к IFOM? Некоторые страны полностью отказались от проведения национальных экзаменов и перешли только на IFOM. Не сделать ли так же Украине? Мы решили, что систему национальных экзаменов нужно сохранить, ведь разработка внутреннего экзамена - это еще и диалог между специалистами, который способствует распространению новых знаний и побуждает к общению о содержании медицинского образования. Кроме того, внутренний экзамен дешевле международного. Поэтому в перспективе можно будет вернуться к национальным экзаменам, а международный использовать лишь для мониторинга. Но это при условии, что в течение определенного времени качество национальных экзаменов повысится и исчезнут отличия в результатах национальных и международных экзаменов.

Наука - это международная отрасль знаний, медицина развивается во всем мире, а наиболее современные научные статьи, лучшие исследования публикуются сегодня на английском языке. Поэтому без его понимания вероятность того, что студент-медик будет читать новые книги, получать актуальные знания, очень низка. Будущие украинские врачи будут знать международный язык современной науки, а стимулом к этому станет обязательный тест по английскому языку в составе ЕГКЭ.

Практическая компонента экзамена -OSCE - будет проверять навыки студента, его умение проводить медицинские манипуляции, общаться с пациентом; определять практическую и психологическую готовность будущего врача помогать людям, применяя полученные теоретические знания. Этот новый практический экзамен принципиально отличатся от обычного государственного экзамена. OSCE объективен. Условное оказание помощи "пациенту" делится на "станции", где проверяются отдельные навыки или манипуляции. При этом каждый экзаменатор принимает лишь свою одну составляющую практического экзамена и не может единолично определить общий результат. Это минимизирует субъективность и возможную коррупцию. Пациент, которого будут спасать студенты, будет стандартным, одинаковым для всех, что будет ставить выпускников в равные условия. Новый формат экзамена, в отличие от схоластического воспроизведения отрывков лекций, позволит оценить конкретные практические навыки будущего врача. OSCE будет проводиться в университетах, однако Министерство здравоохранения разработает подробные инструкции относительно подходов к оцениванию для получения сравниваемых результатов. Для гарантирования объективности предполагается, что в приемных комиссиях будут представители других университетов.

Кроме новых требований к содержанию, устанавливаются также новые правила администрирования и финансирования экзаменов для студентов-медиков. В отличие от нынешней ситуации, с 2019 г. экзамен можно будет пересдавать только один раз и только за деньги студента. При этом необходимо получить минимальный проходной балл по каждому из компонентов экзамена. Если же студент не сдаст экзамен со второй попытки, то его автоматически отчисляют из университета. Отдельно устанавливается, что уровень требовательности экзаменов во время повторной сдачи не должен отличаться от начального. Государство также впервые взяло на себя ответственность непосредственно финансировать сдачу экзамена для студентов/бюджетников и отдельно вкладывать средства в разработку экзамена КРОК для повышения его качества.

Таким образом, у нас есть новый многокомпонентный экзамен, который как образовательный стандарт устанавливает довольно высокую планку и для студента, и для университетов. При этом государство не вмешивается в автономию вуза, но, устанавливая высокие требования к экзамену, мотивирует студентов учиться, преподавателей - учить, а администрацию университета - выбирать тех, кто сможет подготовить для студентов наиболее актуальный материал. С другой стороны, создается государственный инструмент контроля качества медицинского образования с минимальными коррупционными рисками.

Чтобы подготовить студентов и университеты к новым требованиям, Минздрав в 2018 г. будет проводить мониторинговое исследование качества высшего медицинского образования, которое предусматривает сдачу Международного экзамена по основам медицины (IFOM) студентами четвертого курса, что не повлияет на их рейтинг успешности. Этот инструмент позволит государству и университетам установить наибольшие пробелы в подготовке специалистов, усовершенствовать учебные программы, подстроить содержание занятий к международным стандартам, выбрать лучших преподавателей и новейшую профессиональную литературу для хорошего результата.

Что же будет, если отдельные университеты покажут плохие результаты? Формально за качество образования в университете отвечает ректор, что записано в его контракте, невыполнение которого является основанием для увольнения.

Для медицинской специальности важно не только университетское образование, но и постоянное повышение профессионального уровня уже работающих врачей. До сих пор это требование формально обеспечивает система повышения квалификации в виде предаттестационных циклов в учреждениях последипломного образования, один раз в пять лет. Новое постановление КМУ, инициированное Минздравом, меняет систему разового (и, откровенно говоря, довольно формального) обучения и создает предпосылки для комплексной системы беспрерывного профессионального развития. Согласно новой модели, должна произойти демонополизация образования. Теперь выбор места или организации переходит к врачу, признаются: образование, полученное за границей; участие в профессиональных семинарах и конференциях; онлайн-курсы; мастер-классы, которые проводят в Украине международные организации и профессиональные ассоциации. Уже со следующего года нынешние и будущие врачи будут иметь возможность выбирать курсы и тематику, которые интересуют именно их, подбирать удобное для себя время. Устанавливается также требование беспрерывного усовершенствования: врач должен учиться каждый год, но где это делать и какие именно навыки совершенствовать, решает он лично. Это еще не полноценная реформа системы. В последующие месяцы Министерство здравоохранения будет работать над тем, чтобы изменить также систему финансирования беспрерывного профессионального развития врачей. На замену модели государственного заказа, который распределяется между отдельными учреждениями последипломного образования, планируется ввести модель, согласно которой государство будет выделять определенную сумму на повышение квалификации каждого врача, а уже врач совместно с работодателем будет выбирать, где и как именно повышать свой профессиональный уровень.

Введенные новации в оценивании учебных результатов студентов и изменения в механизмах беспрерывного профессионального развития врачей, вместе с требованиями при поступлении в университет (для поступления на медицинские специальности абитуриенты должны иметь, по меньшей мере, 150 баллов по профильным дисциплинам) призваны создать новое профессиональное сообщество врачей, таких, которые прежде всего будут ориентированы на интересы пациента и иметь знания, навыки и принципы, выдвигаемые современностью.