Издавна биологи и медики пытались найти ответ на непростой вопрос — по какой причине природа «изобрела» двуполый вариант размножения? Наиболее приемлемый ответ предложил специалист по теории информации. Он убедительно доказал, что только этому способу размножения свойственно быстрое изменение генетических характеристик новых поколений за счет широкого обмена генным материалом между представителями двух полов. Благодаря этому характеристики молодых поколений изменяются скачкообразно, а не путем медленного накопления малых сдвигов.
Анализ особенностей генного обмена между поколениями и скорости формирования новых признаков за минимальное количество актов воспроизведения убедил ученых: именно двуполое размножение дает биологическим видам определенные шансы на выживание в условиях нестабильного и быстро изменяющегося окружения.
Доказано, что мужской пол выполняет функцию резервуара разнообразия, женский — стабильности и лучших приобретений данного биологического вида.
Речь идет о важном законе природы. Явление «разнообразия» мужского пола состоит в том, что для всех видов с двуполым размножением среди мужских особей встречаются весьма отличные друг от друга. Таким образом, в случае неожиданного и внезапного изменения условий окружающей среды (например, чрезмерного снижения температуры воздуха) потомство оставляют лишь те несколько процентов самцов, которые генетически максимально приспособлены к жизни в холоде. Все родившиеся от них малыши будут значительно более «морозоустойчивыми», чем предыдущее поколение, поскольку они получают от отцов фрагмент гена, активность которого обеспечивает эффективную жизнедеятельность при пониженной температуре. Повторение этого процесса приводит уже во втором-третьем поколениях к очень значительным генетическим изменениям вида, его удовлетворительной приспособленности к новым условиям.
Среди мужчин достаточно распространены экстремально большие отклонения, вообще не присущие женщинам. Образно говоря, каждый двухсотый или сотый мужчина является гением, а каждый двадцатый, а то и десятый уступает почти всем женщинам по умственным показателям. Эту закономерность легко заметить при сравнении женщин и мужчин по производственным характеристикам и особенностям. Опытные руководители знают, что без особого риска женщин можно зачислять на определенные должности «по документам» и без испытательного срока. При условии их согласия на труд, одна женщина-работница будет опережать другую по производительности вдвое или втрое, редко — больше.
Совершенно другое дело — мужчины. Если мужчина устраивается на работу, где его обязанности отличаются от прежних, то никто, даже он сам, не сможет предугадать уровень его эффективности и производительности на новом месте. Набор мужчин без испытательного срока или иной предварительной проверки чрезмерно рискован и непредсказуем. Для многих видов труда (исключение — примитивная физическая деятельность) мужчины с одинаковыми формальными показателями (возраст, место и продолжительность учебы, оценки и пр.) могут отличаться по конечным результатам в десятки раз, а для творческой деятельности или изобретательства — в тысячи и даже миллионы.
Слабость мужской психики, по сравнению с женской, делает мужчину плохо приспособленным к однообразной работе на конвейере. Подобная деятельность вызывает у него быструю психическую утомляемость, неудовлетворенность условиями и... появление непреодолимого желания изобрести автомат, который выполнял бы эту операцию. Женщины в таких же условиях быстро освобождают свой мозг от необходимости контролировать каждое движение, выполняют труд с минимальными психическими усилиями, используя голову для более приятных дел.
В последние годы активизировались исследования интеллектуальной специализации мужчин и женщин. Замечены определенные отличия, обобщенные в таблице 1.
Из изложенного вытекает, что женщины и мужчины имеют определенные естественные отличия. Их учет полезен для достижения максимальной эффективности труда, использования врожденных способностей и получения работниками наивысшего удовольствия от сделанного, благодаря осознанию осуществления личных устремлений и желаний.
Не менее важные для наук о человеке (философия, психология и пр.) и обществе (социология, политология и т.п.) открытия сделали ученые, изучающие законы возникновения иерархических структур. Особи мужского и женского полов имеют очень разные программы индивидуальной деятельности, которые детерминируют законы вхождения в социальные иерархические структуры и выполнение соответствующих социальных ролей.
Во все времена выживание группы людей зависело от ее сплоченности и физической силы мужской «половины». В доаграрном, аграрном и даже индустриальном обществах доминировали совершенно естественные мужские иерархии, формировавшиеся спонтанно путем процедуры соперничества мужчин друг с другом.
Как известно, образование подобной иерархии среди мужчин одного поколения (с близкими датами рождения) начинается еще в подростковом возрасте. Подростки какой-то части деревни или города спонтанно объединяются на основе программы «наши-чужие» в четкую иерархическую пирамиду. Во главе ее стоит один из старших ребят, объединяющий в себе определенные психические черты: большая настойчивость и желание выиграть соперничество с другими и возглавить группу, достаточно значительная физическая сила и ловкость, а также гибкий, ориентированный на решение тактических задач ум и т.п. Пара-тройка его ближайших товарищей формируют второй «этаж» группы. Соперник лидера оттесняется на второстепенные роли и вынужден подчиниться, чтобы не потерять членство в группе. Основу пирамиды формируют многочисленные «шестерки» — самые молодые, самые слабые, наименее инициативные, согласные на роль руководимых. Лидер всячески поддерживает единство «своей» пирамиды, поэтому обязан изобретать врагов и предлагать «боевые действия» или другие подобные мероприятия.
Но природа никогда не создает особей даже одного и того же вида с тождественными характеристиками. Действительно, большинство представителей мужского пола можно назвать «пирамидальщиками», поскольку унаследованная ими программа социумизации и взросления ориентирована на вхождение в группу и соревнование с другими ее членами за повышение иерархического уровня. Многие из них считают эту задачу настолько важной, что легко выдерживают боль во время драк, соглашаются на крайне рискованные действия для доказательства своих высоких личностных качеств и т.п. Подобные люди во взрослом возрасте в «больших» иерархиях способны, как тысячи раз доказывала жизнь, на большие преступления или самопожертвование с единственной целью: захватить господствующее положение и удержать его после этого.
Психике подобных людей свойственна высокая концентрация на высказываниях и действиях других по отношению к себе. «Пирамидальщик» никогда не простит оскорбление, а благодаря механизму так называемой «эмоциональной памяти» никогда не сможет его забыть. Подавляющее большинство мужчин — «пирамидальщики» и имеют «уязвимую» психику. Меньшинство (возможно — до 10%) не имеют стремления любой ценой влиться в группу и бороться в ней за лидерство. Представители этого меньшинства даже могут входить в группу (хотя часто находятся в стороне), но отказываются бороться и соревноваться, активизируясь лишь в случаях попыток «лидера» полностью подчинить их своему влиянию. «Непирамидальщика» практически невозможно обидеть или эмоционально поразить критическими словами в его адрес — он сам оценивает себя, а мнение других для него хотя и важно, но второстепенно. Концентрация на саморазвитии зачастую приводит к значительным успехам в учебе и других «неколлективных» занятиях, поэтому процент «непирамидальщиков» среди ученых-аналитиков намного выше, чем среди политиков или менеджеров, а также военных.
Программы «встройся в иерархию» у женщин нет. Для них сверхпрограммой является алгоритм действий, который можно назвать «понравься и выиграй у соперницы». В подростковый период, когда природа временно, оберегая девочку от преждевременной половой жизни, сделала их сексуально непривлекательными (естественно, из этого правила немало исключений), они способны чуть ли не на самоубийство, не получив от старших точной информации о том, что состояние «некрасивости» — временное. Когда организм окончательно сформируется и будет способен выносить здорового ребенка, девушка за короткое время становится исключительно привлекательной для большинства мужчин.
Описанные нами важные наследственные программы взросления и доминирования в общественных иерархиях представителей мужской половины традиционно отводили женщинам подчиненную социальную роль. В прошлом они не имели возможностей серьезно влиять на политические процессы, где господствовала определенная часть мужчин (преимущественно из группы «лидеров»). Лишь в конце ХХ в. ситуация радикально изменилась — все больше стран переходит к демократическим принципам организации общества с отказом от примитивных однопирамидальных форм во главе с царем, фюрером, генсеком или «абсолютным президентом». Падает общественная роль мужской агрессивной доминантности. Очень быстро даже войны из колониально-оккупационных почти полностью превратились в «коррекционно-воспитательные», цель которых — вынудить диктаторов использовать демократические принципы и уважать всемирные конвенции по правам человека и защите детей.
Наследственные программы поведения подавляющего большинства женщин прекрасно согласуются именно с демократическими принципами деятельности общества. Не удивительно, что уровень демократичности организации современных государств практически прямо пропорционален проценту женщин в составе законодательных органов этих государств. К сожалению, Украина, как и подавляющее большинство постсоциалистических стран (исключение — регион Балтии), еще чрезвычайно далека от этих мировых стандартов.
Таким образом, женщины не только «персонал» ХХІ в., но и часть человечества, призванная гарантировать переход от стадии борьбы «всех против всех» к эпохе положительной взаимозависимости и стабильного развития. Или человечество откажется от чисто мужской ментальности, или оно погибнет в войнах и межгосударственном соперничестве, бездумно растрачивая, как это делал СССР, все ресурсы на подготовку новых войн.
P. S. Отметим, что средний уровень интеллекта женщин в шкале 0—100 составляет, по данным последних измерений, 58, а вот мужчин — 40—42. Поэтому информационное общество уже сейчас требует, чтобы не только способная часть мужчин, но и большинство женщин занимались умственным трудом.