UA / RU
Поддержать ZN.ua

Разделенные университеты: вернуться нельзя остаться

Конфликт на Востоке Украины - помимо открытого вооруженного противостояния в Донбассе - вызвал к жизни множество "производных" сложностей, включая проблемы беженцев, вывоз украинских заводов в Россию, "отжим" бизнеса, квартир, авто и прочего имущества, безработицу, выплату пенсий, ограничение свободы перемещения товаров и лиц, непомерную дороговизну на временно оккупированных территориях.

Автор: Роман Додонов

Конфликт на Востоке Украины - помимо открытого вооруженного противостояния в Донбассе - вызвал к жизни множество "производных" сложностей, включая проблемы беженцев, вывоз украинских заводов в Россию, "отжим" бизнеса, квартир, авто и прочего имущества, безработицу, выплату пенсий, ограничение свободы перемещения товаров и лиц, непомерную дороговизну на временно оккупированных территориях.

Значимость этих спутников войны заметно меркнет по сравнению с грохочущими залпами реактивных систем и гибелью военнослужащих и мирных жителей. Но от этого они не перестают быть проблемами, требующими к себе внимания со стороны государства и общества.

К их числу относится и вопрос, получивший в мире наименование проблемы разделенных университетов. Она не является чем-то уникальным и новым, ведь ранее с аналогичными сложностями сталкивались вузы Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии.

Но в Украине эта проблема приобрела масштабный характер. С началом 2014/15 учебного года встал вопрос о необходимости эвакуации из зоны АТО 18 украинских университетов и 10 академических институтов. Большинство из них перенесли учебный процесс в собственные филиалы в пределах Донецкой и Луганской областей. Исключение составили лишь Донецкий национальный университет, переехавший в Винницу, а также Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского и Донецкий юридический институт МВД Украины, перебравшиеся в Кривой Рог. При этом практически у каждого из эвакуированных университетов на неподконтрольных территориях остался свой "двойник": значительная часть студентов и преподавателей отказались выезжать за пределы родного города, фактически смирившись с захватами их вооруженными людьми и переподчинением "правительствам" самопровозглашенных республик.

Специфика ситуации заключается, во-первых, в том, что высшее образование в Украине пока еще остается целостной, иерархически выстроенной системой, вершина которой представлена Министерством образования и науки. Именно оно лицензирует специальности, контролирует прохождение студентами основных этапов обучения через единую компьютерную базу данных, выдает дипломы и, главное, финансирует вузы на местах. Декларируемая автономность университетов остается только на бумаге; преодоление чрезмерной централизации высшего образования - суть осуществляемых реформ.

Имея выбор между университетами Украины, России, возможно, даже Запада, абитуриенты и их родители вряд ли остановятся на проблемных во всех отношениях вузах "ДНР" или "ЛНР". Осознавая это, последние видят спасение в выдаче своим выпускникам параллельных дипломов престижных российских вузов. Вот только пойдут ли те на компрометирующую их международный имидж сделку?

Явно перенасыщенный предложением национальный рынок образовательных услуг без особых затруднений и с удовольствием поглотит абитуриентов из Донецкой и Луганской областей, численность которых из года в год только уменьшается. С другой стороны, в эвакуированных в Винницу, Кривой Рог и прочие города университетах ректора тамошних вузов видят конкурентов, которые, в свою очередь, способны оттянуть на себя значительную долю потенциальных студентов.

Разумеется, что от вынужденного раскола университетов пострадали обе части. Выехавшие лишились всей материальной базы - оргтехники, обжитых аудиторий, лабораторий с необходимым оборудованием. Остро стоит проблема с общежитиями для студентов и квартирами для профессорско-преподавательского состава. Оставшиеся сетуют на прекращение финансирования со стороны Киева, нерегулярность выплаты заработной платы и стипендий. И те, и другие склонны обвинять в своих бедах противоположную сторону коллектива. Десятилетиями работавшие на одних кафедрах коллеги в одночасье стали врагами. Как всегда, в общей массе выделяются активисты, склонные выявлять "предателей" и "вредителей". К счастью, заметна тенденция к угасанию деятельности подобных радикалов.

Тем временем разделенные университеты оправились от нанесенного им удара. Уже сданы две экзаменационные сессии, студенты окончательно определились, где они будут продолжать учебу. В основном заполнены кадровые вакансии. Налажена нормальная работа в аудиториях, не только в дистанционном формате. Прошли выпуски магистров, специалистов и бакалавров, вручены дипломы.

И за всей этой повседневной активностью как-то отходит на второй план главный вопрос - а что же дальше? Вернутся ли эвакуированные университеты в родные пенаты? Удастся ли склеить разорванное? Или стоит отбросить эти надежды и заново строить жизнь на новом месте?

От ответа на эти базовые вопросы зависит стратегия развития разделенных университетов. Министерство образования и науки в начале осени 2015 г. сделало попытку прозондировать общественное мнение относительно возможного возврата, но к каким-либо конкретным результатам она не привела.

По логике вещей, если государство эвакуирует с временно оккупированных территорий свои организации и учреждения, то очевидно, что после освобождения они вернутся на свои места. Так было во времена Второй мировой войны. Но для этого нужна политическая воля, которой, к сожалению, не видно у нынешнего украинского правительства. И в отношении выезда из Донецка-Луганска, и в отношении потенциального возвращения четкой стратегии у Кабмина, похоже, нет. Вместо нее самим университетам предлагается "выступить с инициативой", на которую Киев вынужден будет отреагировать. Удобная позиция, снимающая с себя ответственность за возможные риски, а главное - не предполагающая дополнительного финансирования. Хотели выехать - пожалуйста, захотели вернуться - не возражаем. Но все проблемы, связанные с этим, решайте сами.

Совсем недавно СМИ сообщили о том, что руководство украинской части разделенных университетов создало "Совет ректоров перемещенных вузов" для лоббирования интересов своих организаций на правительственном уровне. В своих интервью ректоры донецких и луганских университетов открыто говорили о том, что на серьезную поддержку государства рассчитывать не приходится, и что оно фактически самоустранилось от решения проблем, предложив вузам искать международных доноров. Очевидно, что сегодня крайне не хватает комплексной целевой государственной программы поддержки перемещенных вузов.

Донецкий национальный университет, например, вырабатывая стратегию своего развития до 2020 г., живет под лозунгом "Винницкое сегодня, Донецкое завтра". Следует признать, что не всем этот лозунг пришелся по душе. Даже внутри коллектива нет единого мнения относительно целесообразности и сроков возвращения в Донецк. Одни сотрудники, вынужденные арендовать квартиры за суммы, превышающие их зарплаты, не видят смысла в продолжении работы и готовы уже сегодня ехать домой. Другие, как говорится, "пустили корни" на новом месте и возвращаться вообще не собираются. Конечно, каждый свободен в своем выборе, но ведь речь идет не об индивидах, а об университете как целостности, как живом организме. Инициируемое ректором ДонНУ Р.Гринюком публичное обсуждение трудовым коллективом собственных перспектив призвано снизить накал страстей, а в идеале - прийти к консенсусу, без которого чрезвычайно трудно строить какие-либо планы.

Очевидно, что ситуация в Донбассе переходит в режим "замороженного конфликта", который может тянуться годами и даже десятилетиями. Поэтому вопрос о возможности возвращения эвакуированных университетов в Донецк и Луганск переходит, как говорят логики, в модальную плоскость: "если.., то…". Если в Донбассе будет восстановлен конституционный порядок, то тогда - и не раньше - выехавшие украинские вузы смогут вернуться на места своей постоянной дислокации. Существует определенная очередность возвращения Украины на оккупированные территории - сначала армия, служба безопасности, пограничники. Затем необходим процесс политического урегулирования: выборы органов местного самоуправления, представителей в верховные органы власти. Восстановление транспортного сообщения и гривни как средства платежа. И лишь потом возможно возвращение выехавших вузов и налаживание диалога с оставшимися под "ДНР"/ "ЛНР" коллегами.

Пока же в Донбассе звучат выстрелы, безопасность студентам и преподавателям никто не гарантирует. А потому на сегодняшний день в проблеме разделенных университетов остается слишком много неопределенности, чтобы однозначно оценить перспективу их дальнейшей судьбы.