UA / RU
Поддержать ZN.ua

Раздача пряников и слонов

Кому поможет законопроект о поступлении выпускников с временно оккупированных территорий без ВНО

Автор: Оксана Онищенко

По инициативе президента в парламент внесен законопроект №3734, который позволяет абитуриентам из ОРДЛО поступать без ВНО в любой вуз страны и учиться бесплатно на специально выделенных бюджетных местах.

О политическом и идеологическом контексте законопроекта сказано довольно много. Это действительно важно — вытягивать молодежь из тех территорий и поддерживать ее. Я слышала историю о том, как парень из ОРДЛО несколько дней провел на КПП, потому что хотел попасть на подконтрольные территории, чтобы сдать ВНО. И знаю драматическую историю подростка с Луганщины, с которым не общаются родители, потому что он поехал учиться на подконтрольные территории.

Однако сейчас хочу обратить внимание на другой аспект проблемы. На то, как идеи законопроекта и подобные им повлияют на качество нашего высшего образования вообще.

Законопроект инициирован президентом и определен как неотложный. И в самом деле, куда уже откладывать — вот-вот начнется вступительная кампания. Вообще это не очень хорошая практика менять что-то в ее механизмах буквально накануне. И это не единственная проблема законопроекта. Говорят, одна из причин его появления — то, что в связи с карантином закрыт КПВВ, так что абитуриенты из ОРДЛО не могут приехать на подконтрольные территории, чтобы сдать ВНО. Но ведь пандемия и закрытие границ продолжаются не первый месяц, почему эту проблему мы начали решать только сейчас?

Справедливости ради следует сказать, что авторы законопроекта не изобрели велосипед. Во все времена власть старалась решать социальные проблемы за счет образования, потому что это самый дешевый и красивый способ.

Хотя самим социально незащищенным популистские идеи на самом деле не помогают. Потому что задача государства — не скрывать отсутствие знаний у льготника, а помогать ему стать конкурентоспособным во вступительной кампании. Например, организовать качественные дистанционные курсы по школьной программе или оплачивать обучение на подготовительных курсах, предоставив жилье и достойную стипендию. Тогда хорошо подготовленный абитуриент пойдет на ВНО, и наравне с другими будет участвовать в честном и прозрачном вступительном конкурсе. Конкурсе, который для него важен так же, как и для других. Ведь честная прозрачная процедура поступления защитит и его права. А вступительные экзамены и разные «внеконкурсные конкурсы» содержат много коррупционных рисков.

Кстати, в президентском законопроекте есть норма, которая позволяет поступающему из ОРДЛО и Крыма в течение года бесплатно учиться на подготовительных курсах, получая при этом стипендию, а дальше поступать как внутренне перемещенные лица, то есть с ВНО.

И это хорошая идея. Однако есть несколько «но». Первое: если у абитуриентов будет выбор — пахать год на подготовительных курсах или сразу поступить без ВНО на бюджет, какой путь изберет большинство? Думаю, вопрос риторический.

Второе «но»: кто будет оплачивать эти курсы и стипендию? В объяснительной записке к законопроекту сказано, что он не нуждается в дополнительных затратах из госбюджета. На что эксперты Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады дипломатично заметили, что это «не в полной мере соответствует действительности». И напомнили, что, согласно требованиям Бюджетного кодекса и Регламента Верховной Рады, «в случае внесения законопроекта, проекта другого акта, принятие которого приведет к изменению показателей бюджета (поступлений в бюджет и/или затрат бюджета), субъект права законодательной инициативы обязан добавить финансово-экономическое обоснование (включая соответствующие расчеты)». Именно такое обоснование, а не поступление без ВНО, было бы реальной помощью абитуриентам из ОРДЛО и Крыма. Без этого все идеи останутся популистскими разговорами.

Интересно, что законопроект вносили в парламент дважды на протяжении двух дней, и все из-за льгот. Сначала возможность поступать в вузы без ВНО по отдельным конкурсу и квотам хотели щедро подарить не только поступающим из ОРДЛО и Крыма, но и большому перечню других абитуриентов: «детям сотрудников Национальной гвардии Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Национальной полиции Украины, Государственной пограничной службы Украины, Службы безопасности Украины, погибших при исполнении служебных обязанностей, детям медицинских работников, умерших вследствие коронавирусной болезни (COVID-19)».

 С этим не согласилось Главное научно-экспертное управление аппарата Верховной Рады. В выводе к первому варианту законопроекта, текст которого сейчас исчез с сайта парламента, эксперты отметили: «…вопрос предоставления льгот требует системного и комплексного подхода. Приведенный выше перечень не в полной мере охватывает всех лиц, которые могут погибнуть при исполнении служебных обязанностей (например, военнослужащих Службы внешней разведки Украины, Управления государственной охраны Украины и других образованных согласно законам Украины военных формирований и правоохранительных органов), а следовательно ставит в неравные условия детей таких лиц при поступлении в заведения высшего образования. Аналогичные замечания можно отнести и к выделению в отдельную категорию детей медицинских работников, умерших вследствие инфицирования коронавирусной болезнью (COVID-19). Ведь медицинские работники могут умереть вследствие и других инфекционных болезней, которыми они заболели во время исполнения своих обязанностей, что не преуменьшает их заслуги перед обществом».

Короче говоря, если уж раздавать пряники, то по справедливости всем. Но тогда список будет бесконечным.

Таким образом, первый вариант законопроекта с такой идеей отозвали, вместо него появился новый, доработанный. Из него вычеркнули медиков и других льготников, оставив лишь выпускников из ОРДЛО и Крыма. Причем последних фактически сравняли в льготах.

Раньше процедуры поступления для поступающих из Крыма и Донбасса немного отличались. И те, и другие могли стать студентами без ВНО по вступительным экзаменам. Для этого нужно было приехать в университеты, при которых работали центры «Крым–Украина» и «Донбасс–Украина». Там даже можно было получить украинский аттестат, сдав экзамены в прикрепленных к центрам школах. Различия в процедуре вступления начинались потом. Абитуриенты из Донбасса участвовали в общем конкурсе, а крымчанам выделяли специальные бюджетные места (квоту). Теперь все будут поступать по квотам в любой вуз страны.

Что это означает для университетов? Теперь все они в срочном порядке должны подготовиться к приему вступительных экзаменов. А местной власти в каждом регионе придется на ходу искать школы, где поступающие с оккупированных территорий могли бы получить украинский аттестат. А сейчас пора отпусков.

Также университетам нужно получить от государства квоты, на которые будут принимать выпускников из ОРДЛО. Пока что непонятно, откуда возьмутся эти бюджетные места, — их выделят дополнительно или просто отщипнут от бюджетных мест, за которые борются все украинские абитуриенты? Кажется, второй вариант вероятнее всего, потому что законопроект не требует дополнительных затрат из госбюджета.

Совсем скоро этот документ проголосуют в Верховной Раде. Первый его вариант уже рассматривали в профильном парламентском комитете, но решение еще не опубликовано. Правда, в Фейсбуке есть заметка депутата Юлии Гришиной («Слуга народа») о результатах этого обсуждения: «Учитывая факт дополнительной нагрузки на количество мест государственного заказа, приняли решение обратиться к КМУ относительно увеличения объема государственного заказа в этом году». Интересно, изменит ли это ситуацию.

Очень жаль, что у нас нет публичных экспертных дискуссий по таким важным вопросам, что законы принимаются срочно и с колес. Так же, как закон о ВНО и ГНА, например.

Когда появилось ВНО, все надеялись, что оно станет единственным инструментом поступления, а правила вступительной кампании будут содержать несколько пунктов: прошел абитуриент ВНО — принял участие в общем конкурсе — поступил. Но, учитывая традицию затыкать социальные проблемы льготами, наши Условия приема в высшие учебные заведения растут как на дрожжах.

Сейчас этот документ разросся до 98 страниц. В нем содержится огромный список льготников и четыре вида квот (то есть бюджетных мест, на которые происходит отдельный «внеконкурсный конкурс»). Это и неудивительно, потому что парламенты разных созывов принимали популистские законы, которые потом перекочевали в правила вступительной кампании.

Когда мы привыкнем к тому, что высшее образование — это не льгота, не пряник и не подарок. Это — путевка в жизнь для наиболее одаренных и лучше подготовленных, которые потом будут врачами, инженерами, судьями, прокурорами. 

При поступлении все должны быть равными, а льготы могут иметь социально незащищенные студенты — государство должно дать им общежитие, хорошую стипендию, гарантировать первое рабочее место после выпуска. Тогда мы не будем бояться лечь на операционный стол к выпускнику медвуза, сесть в транспортное средство, спроектированное выпускником инженерного вуза, тогда судья, прокурор, следователь с дипломом юриста не будет калечить чьи-то жизни, а учитель — ломать психику.

Это лишь кажется, что раздача пряников и слонов при поступлении, а значит некачественный отбор абитуриентов, ничего не стоит нашему государству. Еще как стоит. Без качественного высшего образования у нас нет будущего.

Все статьи Оксаны Онищенко читайте здесь.