UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прошлогодние сорняки на образовательной ниве

Украинское образование завтрашнего дня нуждается в действенном, четко прописанном законе.

Автор: Тамила Гладка

Сегодня государство декларирует инновационный путь развития образования. Среди ученых и просвещенцев проводится обсуждение этой проблемы, предлагаются разные варианты модернизации образовательной отрасли, но продвижение вперед в этом направлении мало ощутимо. Существует разрыв между наукой и практикой, инновации не получают финансовую поддержку. Образование все еще лишено гибкого децентрализованного управления, не определены четкие полномочия органов управления образованием, не хватает разнообразия сети учебных заведений и альтернативных образовательных программ, высококвалифицированных кадров, особенно в сельской местности, материально-техническая база не отвечает современным требованиям, немало школ остаются без доступа к Интернету.

Главными причинами такого состояния, по нашему мнению, являются отсутствие общенацио­нальной стратегии инновационного развития образования и несоответствие законодательного образовательного поля требованиям настоящего. Законы продолжают обслуживать образование вчерашнего, а не завтрашнего дня.

Сегодня украинское образование регулируют законы «Об образовании», «О дошкольном образовании», «Об общем среднем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О высшем образовании», «О внешкольном образовании» и много других нормативно-правовых документов. Такой переизбыток законодательных актов снижает реализацию принципа верховенства права, а расхождения и размытость, которые в них прослеживаются, делают невозможным его надлежащее функционирование и развитие.

В законах прямого действия, к сожалению, речь не идет об инновационном развитии. В них нечетко прописаны, а то и совсем отсутствуют статьи о задаче образования, как это, в частности, наблюдаем в законах «Об образовании» и «О профессионально-техническом образовании».

В законодательных актах есть разногласия, неточности и дублирование функций разных уровней органов управления. Так, в Законе «Об образовании» (ст. 12) полномочия министерств и ведомств, которым подчинены учебные заведения, дублируются с полномочиями МОН за исключением лишь одной позиции (министерства и ведомства организовывают внедрение в практику достижений науки и передового опыта).

Функции местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления вообще не разграничены и направлены лишь на укрепление материально-технической базы и социальной защиты детей и работников образования.

Нуждаются в пересмотре и статьи о поощрении педагогических работников, финансово-хозяйственной деятельности учебных заведений и т.п.

Образование завтрашнего дня — это образование, которое еще вчера позаботилось о комфортности и конкурентоспособности личности в глобальном мире. Поэтому оно нуждается в соответствующем вызовам современного общества, действенном, четко прописанном ОДНОМ законе прямого действия с конкретно определенными целями и задачами.

Для создания законодательного документа для образования завтрашнего дня нужно:

1) проанализировать ситуацию во всей структуре образования, привлекая ведущих ученых, экспертов, высококвалифицированных специалистов-практиков, общественность;

2) определить проблемы, которые тормозят инновационные процессы в образовательной сфере;

3) наметить стратегию инновационного развития образования;

4) разработать проект закона согласно такой стратегии;

5) представить его на общее обсуждение через СМИ, круглые столы.

Закон для образования завтрашнего дня должен содержать конкретные разделы и четкие задачи, в частности:

Раздел І. Миссия закона (конкретные цели и четкие задачи)

Раздел ІІ. Структура образования

2.1. Дошкольное образование

2.2. Начальное образование

2.3. Общее среднее образование

2.4. Внешкольное образование

2.5. Профессионально-техническое образование

2.6. Высшее образование

2.7. Повышение квалификации учителей

2.8. Образование взрослых

Раздел ІІІ. Распределение ответственности в системе управления образованием

3.1. Институционный уровень (уровень учебного заведения)

3.2. Общественное самоуправление (объединение просвещенцев, негосударственные организации, СМИ, родительские советы)

3.3. Органы местного самоуправления (местный уровень)

3.4. Местные органы исполнительной власти (областной уровень)

3.5. Центральные органы исполнительной власти (государственный уровень)

Раздел ІV. Финансирование образовательных услуг

Только действенный, четко прописанный закон дает шансы для развития образования завтрашнего дня.