Вступні випробування проводяться у формі тестування. …Як результати вступних випробувань зараховуються (также. — Авт.) результати зовнішнього оцінювання навчальних досягнень випускників загальноосвітніх навчальних закладів, підтверджені відповідними документами (документом) Українського центру оцінювання якості освіти (щодо вступного випробування з дисципліни, визначеної вищим навчальним закладом профільною для вступу на обраний напрям підготовки (спеціальність), рішення приймає навчальний заклад).
(Из приказа министра образования и науки Украины № 164 от 18.03.2005 года «Про затвердження умов прийому до ВНЗ України»)
Этот приказ, вышедший в преддверии вступительных экзаменов в вузы страны, стал неожиданностью для всех заинтересованных сторон. Вузы столкнулись с необходимостью самостоятельно и в короткие сроки разработать вступительные тесты по всем необходимым дисциплинам. Абитуриенты не владеют соответствующими навыками работы с таким методом оценивания знаний.
Резкая смена условий абитуриентской «страды», которая и раньше порождала нешуточный накал страстей, вызвала немало вопросов. С одной стороны, замысел министерства понятен. По данным результатов всеукраинского опроса 2004 года в рамках проекта ПРООН, почти 70% руководителей общеобразовательных учебных заведений тоже считают, что существующая система вступительных экзаменов в вузы несправедлива и необъективна. Однако, судя по результатам того же опроса, даже те директора школ, которые недовольны традиционными вступительными экзаменами, в отношении тестирования далеко не единодушны. Только 47% из них в качестве наиболее эффективной системы назвали внешнее стандартизированное тестирование, остальные — устный опрос и письменный экзамен. В приказе же говорится о тестировании абитуриентов вузами, которое фактически будет внутренним и нестандартизированным. Насколько оправдана такая поспешность при неподготовленности всех участников процесса?
Сейчас выпускникам можно предложить для ознакомления только страницы сайта www.cameq.kiev.ua, где размещены интерактивные интернет-тесты, на которых может потренироваться любой желающий.
— Сайт создан в рамках проекта «Центр тестових технологий», над которым в течение трех лет сообща работали специалисты Киевского центра тестовых технологий, Министерства образования и науки Украины, Академии педагогических наук и региональных центров тестовых технологий на базе местных университетов, — рассказывает директор регионального центра тестирования при Харьковском педагогическом университете им. Сковороды Сергей Раков. — Несмотря на то, что специалисты серьезно продвинулись в деле создания украинской системы внешнего стандартизированного тестирования (ВСТ) знаний, мы не считаем, что она готова к массовому внедрению. Мировой опыт показывает: тесты могут хорошо пойти только тогда, когда все участники процесса — ректоры, абитуриенты, учителя — понимают, что это такое.
А что касается внутреннего тестирования при поступлении в вузы, то здесь и вовсе пока terra incognita! Вспомните, сколько копий было сломано по поводу внедрения 12-балльной системы оценки в школе, а ведь это нововведение было значительно проще, чем система тестирования. Будут ли знакомить с особенностями вступительного тестирования абитуриентов? Получат ли они возможность предварительно опробовать его на практике? Зачем мы торопимся? Без тщательно разработанной регламентации тестирования злоупотреблений все равно не избежать. Чем плохи этапы внедрения тестирования, прописанные в постановлении Кабмина от 25 августа 2004 года? Не повторим ли мы грустные уроки 1993 года, когда непродуманные решения по внедрению тестов на выпускных экзаменах скомпрометировали саму идею?
Свое мнение о проблеме вступительного тестирования высказали участники круглого стола, организованного по инициативе начальника главного управления науки и образования Харьковской облгосадминистрации Людмилы Беловой. Здесь собрались представители всех заинтересованных сторон: школьники, педагоги, ректоры. У каждого была, что называется, своя правда.
Выпускники тревожились из-за того, что, как сказал один из них, «взрослые меняют правила во время игры», когда до вступительных экзаменов осталось всего ничего, а «правила не раскрывают».
— Мы ориентировались на постановление, которое предусматривало поэтапное введение внешнего стандартизированного тестирования до 2008 года, — признал Вадим Ландсман. — Однако сейчас будем иметь сочетание двух полярных отношений к тестированию. ВСТ выпускников Центра технологии тестирования, и тестирования абитуриентов, которое каждый вуз будет проводить автономно в соответствии со своими представлениями. Тестирование — вещь дорогостоящая. В последние два года эксперимент оплачивал фонд «Вiдродження». В этом году государство уже из собственного кармана оплачивает тестирование еще 10 тысяч школьников, а на большее нет денег.
— Харьковская область оказалась даже в лучшем положении, чем многие другие, поскольку мы начинали работать с ВСТ еще три года назад, — сказала Людмила Белова. — Сейчас мы должны ориентировать приемные комиссии на то, чтобы они очень тщательно разъясняли выпускникам ситуацию всеми возможными способами: на подкурсах, днях открытых дверей и во время встреч с родителями. На мой взгляд, нужно также предусмотреть государственную систему поддержки талантливых социально незащищенных детей, а также абитуриентов с ограниченными физическими возможностями. Проблема состоит еще и в том, что разные вузы находятся сейчас в разных условиях. Те, которые и раньше использовали на олимпиадах или текущих экзаменах какие-либо тесты, в большей степени готовы к этому переходу. Другие — в меньшей.
— Вступительная олимпиада по математике, откуда мы берем 30% абитуриентов, уже сейчас проходит у нас в виде компьютерного теста, — рассказал начальник центра технологии дистанционного обучения Харьковского национального университета радиоэлектроники Виктор Каюк. — Только система позволяет из неизвестного источника получить тест за пять секунд до начала экзамена, установить, включить и работать. Ребята, съехавшиеся со всей Украины, узнали о «правилах игры» перед самой олимпиадой, но ни один из них не отказался от участия! Технология такая: 10 минут в актовом зале преподаватели показывают и рассказывают, как это происходит, потом каждый абитуриент садится за компьютер, пять минут тренируется и после этого приступает к итоговому тестированию. По окончании распечатывается протокол тестирования, который выдается абитуриенту на руки. Студент имеет право не согласиться с результатом компьютерного тестирования и сдавать традиционный экзамен.
— А мы хотели бы в этом году провести вступительные экзамены по системе ВСТ, если это будет разрешено министерством и мы договоримся с центром тестирования, — заявил ректор Национального экономического университета Владимир Пономаренко. — Зачем сочинять свои доморощенные тесты, отвлекать людей, если в следующем году мы все равно дружно перейдем на систему внешнего стандартизованного тестирования? Известно ведь, что для составления нормального теста нужно не менее трех лет. И хотя государство выделяет на это недостаточно денег, в нашем университете вступительные экзамены для абитуриентов будут бесплатными.
Участники «круглого стола» убеждены: прежде чем перейти на вступительные экзамены в форме тестирования, необходимо пристально присмотреться, как это делается в других странах. Опыт Польши, учителями которой были Великобритания и Голландия, выглядит достаточно привлекательно. Но есть еще столетний опыт США по проведению SAT, то есть теста академических способностей, пятидесятилетний опыт Великобритании, опыт Литвы, которая отмечена в обзоре Всемирного банка как владеющая наиболее развитой системой в преодолении барьера между школой и вузом. Есть трехлетний опыт России по постепенному внедрению Единого государственно экзамена, который бурно обсуждался в российских СМИ. Что лучше для Украины? Какая система тестирования даст возможность сохранить лучшие черты нашего образования? Какой выбор сделает общество? Сколько, в конце концов, на это нужно средств? Неизвестно.