Если спросить обычного украинца, доволен ли он качеством медицинских услуг, ответ будет преимущественно отрицательным. И эти реалии подтверждает статистика: продолжительность жизни в нашей стране в среднем на 10–15 лет меньше, чем в западных государствах. В последние годы стало обычным явлением, когда зажиточные украинцы едут лечиться в клиники Германии, Израиля, Польши, Беларуси, России. А те, кто беднее, вынуждены ради спасения родного человека продавать последнее или просить о помощи волонтеров, чтобы собрать необходимую сумму на лечение за границей. Поскольку верят: там помогут, по крайней мере - сделают все необходимое. А в Украине - нет. О чем говорить, если ежедневно с экранов телевизоров звучат призывы к людям помочь спасти того или иного тяжело больного ребенка. А сколько их остается за кадром...
Одно из главных требований граждан любой страны - иметь систему здравоохранения, предоставляющего качественные медицинские услуги. Для Украины это требование стало жизненно важным в буквальном смысле. Медреформа, ныне проводимая в нашей стране, должна урегулировать отношения между государством, врачом и пациентом, введя страховую медицину и еще ряд серьезных изменений. Однако она не помогает воплотить мечту каждого украинца иметь возможность обратиться к хорошему, то есть высокопрофессиональному, врачу не только в ведущей столичной клинике, но и в райбольнице, сельской амбулатории.
К сожалению, уровень подготовки специалистов для медицинских учреждений в украинских вузах чрезвычайно низок. Медицинское образование вообще существенно отличается от других -нигде в мире его не получают заочно. И дело не только в необходимости усвоить огромный объем теоретических знаний - студенты должны научиться на живых людях диагностировать и лечить болезни. А наши медицинские вузы фактически не имеют собственных университетских клиник, отвечающих принятым в ведущих странах критериям. Вместе с тем врачи-практики тоже мало заинтересованы в общении пациентов со студентами, усматривая в них будущих конкурентов. Однако еще клятва Гиппократа, которую в течение многих веков произносит каждый, кто собирается посвятить жизнь лечению людей, требует "знаниями, устными поучениями, правилами, инструментами и всем другим, предусмотренным обучением, делиться с учениками, связанными обязательствами и клятвой, данной по законам врачебной профессии".
Как же воспитать настоящего врача? Студенты-медики шутят, что обучение у них начинается, едва они переступили порог учебного заведения, и заканчивается после выхода на пенсию. Да, наука не стоит на месте, врач должен самосовершенствоваться, пополнять знания всю жизнь. А для этого читать специальную литературу, принимать участие в конференциях и семинарах, писать научные статьи и проводить исследования. Что ж, у нас регулярно защищают диссертации. Судя по количеству кандидатов и докторов наук, Украина - одна из наиболее высокообразованных стран Европы. А вот имен, известных в современной мировой медицине, единицы.
Однако в ХІХ - начале ХХ в. российская медицина, неотъемлемой частью которой тогда была и украинская, имела огромный авторитет в мире. В царской России, почти беспрерывно воевавшей, начиная с времен Петра І, подготовке врачей - прежде всего для нужд армии - придавали огромное значение. Первые медицинские школы появились именно при военных госпиталях. Основной метод, с помощью которого студенты овладевали знаниями, был заимствован у передового в то время Лейденского университета - обучение у кровати больного. Программа преподавания в госпитальных школах была даже шире, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Первостепенное значение придавали хирургии. При госпиталях были организованы анатомические музеи и так называемые аптекарские огороды, где выращивали лекарственные растения. В госпитальных школах учились 5–7 лет, выпускники держали публичный экзамен, во время которого, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, должны были собственноручно выполнить 3–4 операции на трупе.
Госпитальные школы как основная форма подготовки врачей просуществовали весь XVIII в. и воспитали не только специалистов-практиков, но и будущих преподавателей медико-хирургических академий (были открыты в 1798 г. в Москве и Петербурге) и медицинских факультетов университетов, в частности Харьковского и Киевского. Кстати, тогдашние врачи были хорошо известны в Европе благодаря своей активной исследовательской работе и публикациям. С начала XVIII в. в Российской империи широко издавали переводы лучших учебников врачебного дела, работ ведущих ученых-медиков того времени. Неудивительно, что вскоре такое внимание государства к развитию медицины принесло результат, и весь научный мир заговорил об открытии российских медиков. Десятилетиями многих врачей, чьи имена сейчас известны каждому школьнику, называли российскими, однако эти люди родились или работали именно в Украине, и их вклад в развитие науки трудно переоценить.
Вспомним известного борца с эпидемиями чумы Данила Самойловича, который родился в 1744 г. на Черниговщине в семье священника, окончил Киево-Могилянскую академию, госпитальную школу в Санкт-Петербурге, работал в Москве эпидемиологом и был членом 12 европейских академий.
В Одессе появился на свет знаменитый эпидемиолог академик Николай Гамалия (1859–1949). Именно он инициировал общую прививку против оспы. Изучал бешенство, холеру, чуму, создал противохолерную вакцину.
Профессор Киевского университета Григорий Минх (1835–1896) стал широко известен своими самоотверженными исследованиями на себе - он ввел себе кровь больного на возвратный тиф и тяжело заболел, но таким способом впервые доказал заразность больных и передачу инфекции кровососущими насекомыми.
На Виннитчине родился один из основателей современной микробиологии Зельман Ваксман (1888–1973), который, уже проживая в США, открыл стрептомицин, за что получил Нобелевскую премию.
Выдающегося терапевта и диагноста Теофила Яновского (1860–1928) за гуманизм называли "святым врачом". Родился он на Подолье, окончил Киевский университет, где позже возглавил кафедру. Исследовал туберкулез, острые инфекционные заболевания, болезни почек и легких.
Лауреат Нобелевской премии Илья Мечников (1845–1916) - уроженец Харьковщины, в 25 лет стал профессором Одесского университета. Удостоен Нобелевской премии за исследования иммунитета при заразных болезнях.
Ученик Мечникова Владимир Хавкин (1860–1930) - известный в Европе и Азии микробиолог и эпидемиолог - родился и окончил университет в Одессе. Создал и испытал на себе первую в мире противохолерную вакцину.
Основатель Украинского института клинической медицины Николай Стражеско тоже родился в Одессе. Окончил Киевский университет. Вместе со своим учителем В.Образцовым впервые в мире описал клинические формы инфаркта миокарда, что дало возможность при жизни распознавать недуг.
На Полтавщине родился выдающийся хирург Николай Склифосовский (1836–1904). Он - один из пионеров брюшной хирургии, внедрял асептику и антисептику, первый начал оперировать на щитовидной железе, желудке и желчном пузыре.
В Киеве появился на свет академик нескольких академий Александр Богомолец, организатор и директор Института экспериментальной патологии и Института клинической физиологии (на базе которых создан Институт физиологии им. А.Богомольца). Его научные работы известны во всем мире.
Леонтий Дмоховский (1909–1981) - исследователь рака, профессор вирусологии Колумбийского и Техасского университетов - родился в Тернополе, окончил Львовский университет.
В советский период, наверное, одним из известнейших медиков-ученых, работавших в Украине, были Владимир Филатов - выдающийся офтальмолог, профессор Одесского университета, директор Одесского экспериментального института офтальмологии, и Николай Амосов - выдающийся хирург и изобретатель, основатель и директор Киевского института сердечно-сосудистой хирургии.
Сегодня никто не оспаривает тот факт, что перспектива развития системы здравоохранения в современной Украине прямо зависит от качества подготовки медицинских кадров. Этим обусловлено особое значение высшего медицинского образования, однако попытки реформировать составляющие учебного процесса натыкаются на те же проблемы, что и десятилетие назад: низкий уровень абитуриентов и преподавательского состава, слабая материально-техническая обеспеченность учебного процесса, коррумпированность в вузах... И это не добавляет престижа ни системе здравоохранения, ни будущим врачам.
Совсем иная картина в странах Запада. Там врач - одна из самых престижных, самых уважаемых и наиболее высокооплачиваемых профессий. Медицинские учебные программы традиционно относятся к самым дорогим и продолжаются дольше других на несколько лет. Первостепенная роль отводится практике студентов с реальными пациентами, внедрению инновационных научных методов и изобретений в медицину.
В Германии, являеющейся лидером европейской и мировой медицины, работать в заведениях здравоохранения очень престижно. Медики там на первом месте по уровню зарплат среди всех выпускников университетов. Неудивительно, что и конкурс в мединститутах чрезвычайно высок. Образование практически бесплатное - 98 % вузов государственные. Преподают будущим врачам профессора мирового уровня, вузы имеют достойное государственное финансирование, университетские клиники обеспечены наиболее современным оборудованием. Кроме того, государство придирчиво следит за уровнем медицинского образования - чтобы получить диплом, нужно сдать чрезвычайно сложный государственный экзамен. Отсев студентов очень высок. Будущий врач должен не только продемонстрировать блестящие знания, написать несколько курсовых работ и обязательно принимать участие в разных исследовательских и научных проектах, но и перед экзаменами предоставить справку о регулярности посещения лекций и семинаров.
В отличие от Германии, в Соединенных Штатах обучение в медицинских вузах не только платное, но и очень дорогое. Более того, к моменту, когда тебе доверят лечить людей, тебе нужно проучиться 11–15 лет. Недаром врачей в Америке называют вечными студентами. И сразу поступить в университет на медицинскую специальность невозможно. Сначала нужно получить степень бакалавра по дисциплине, приближенной к медицине (биологии, химии, экологии), а это четыре года обучения в колледже.
Врач в США - едва ли не наиболее высокооплачиваемая и уважаемая профессия. Поэтому конкуренция среди абитуриентов чрезвычайно высока. Обучение в медицинском вузе продолжается четыре года (два - теория в классах, два - постоянная практика в клиниках циклами по 6–8 недель в разных отделениях). Потом студент держит многоуровневый платный экзамен. Счастливчиков, его преодолевших, зачисляют в интернатуру (от 3 до 9 лет, в зависимости от избранной специальности). Во время прохождения интернатуры молодой врач держит экзамен, а после ее окончания его ожидает последний уровень экзамена - на получение лицензии (разрешения на работу). Однако некоторые специальности, такие как онкология и кардиология, требуют дополнительного обучения - еще 2–4 года. На экзаменах присутствуют представители Ассоциации американских медицинских колледжей и специалисты ведущих клиник, кровно заинтересованные в грамотных и высокообразованных кадрах.
Если выпускник высшей медицинской школы не из зажиточной семьи, он начинает самостоятельную жизнь с солидным долгом за обучение - в среднем 150 тыс. долл., однако зарабатывают врачи в Америке очень неплохо (сто и более тысяч в год), и абитуриентов долг не пугает. Но и мотивация закончить обучение у них очень высока, лениться никто себе не позволяет - можно вылететь.
Израильская медицина заслуженно признана одной из лучших в мире. Однако поступить там на обучение в один из пяти университетов, где есть медицинские факультеты (отдельных медицинских вузов в Израиле нет), невероятно сложно: конкурс доходит до 700 (!) человек на место. Поэтому нередко израильтяне отправляют своих детей на обучение в другие страны, в частности в Германию, чей медицинский диплом очень ценится. Так, поступили мои знакомые - врачебная семья из Назарета (он - хирург, она - терапевт). Зарабатывают супруги неплохо, и связи в медицинских кругах, вероятно, имеют, однако в Израиле это, к счастью, никакого значения при поступлении во вуз не имеет.
Сказать, что учиться на медицинском факультете израильского университета трудно, - не сказать ничего. Обучение продолжается шесть лет, и большинство студентов его не заканчивает. По статистике, страна ежегодно нуждается приблизительно в 800 новых врачах, а собственных выпускников только 450. Но каких!
Эти молодые люди, проучившись шесть лет (после третьего курса много практики) и сдав шесть государственных экзаменов, диплом получают не сразу, а только после годовой стажировки. И вот, наконец, овеянный мечтой документ в руках. Но к работе тебя никто не допустит - чтобы получить лицензию врача общего профиля, тебе нужно несколько лет стажироваться под руководством опытного коллеги, потом - экзамен. Да и с лицензией к самостоятельной работе молодого специалиста сразу не допустят. Нужна еще одна лицензия - врача-специалиста (окулиста, гинеколога, кардиолога…). На это идет еще лет пять, и если удается сдать последний, самый трудный экзамен, израильтяне получают еще одного высокопрофессионального врача. Медицинские дипломы и лицензии даются нелегким трудом, поэтому ими очень дорожат. А государство ценит свои медицинские кадры. Интересно, что каждую неделю один рабочий день врача-практика отводится для… обучения. Во многих клиниках периодически устраивают для персонала тестирование - кто его не прошел, может остаться без места. Перенимать передовой опыт перспективных специалистов отправляют на 6–12 месяцев на стажировку за границу. Каждый специалист должен принимать участие в научных профильных конференциях - дважды-трижды в год, а претендент на место в престижной клинике - иметь публикации в медицинских журналах.
В Израиле есть еще одно отличие от других стран: при вступлении в высшую школу абитуриент должен пройти обязательный государственный психотест. Психотест определяет способность абитуриента к академическим знаниям. Проверяется уровень его словесного мышления (богатство словарного запаса, логичность мышления, способность понимать и анализировать прочитанное, формулировать мысль и основательно изложить ее в письменном виде), количественного мышления (привычки работать с цифрами, математическими формулами и правилами, способность анализировать данные на графиках, таблицах и диаграммах) и владение английским языком (богатство словарного запаса, понимание прочитанного на уровне академических научных статей). Любопытно, что некоторые колледжи готовы принять абитуриента с неудовлетворительными результатами выпускных экзаменов при условии высокой оценки за психотест.
Из наших ближайших соседей, наверное, наилучшая ситуация с медицинским образованием в Польше. Польское правительство приложило много усилий, чтобы полностью перевести обучение в медицинских вузах на европейские стандарты. Качество обучения высокое, а стоимость значительно ниже, чем в других странах ЕС. Поэтому много европейцев, особенно из скандинавских стран, в последние годы охотно учатся на врачей в Польше.
К сожалению, совсем иная картина в Украине. На сегодняшний день 17 украинских медицинских университетов, три академии последипломного образования и более 100 медицинских и фармацевтических колледжей ежегодно выпускают почти семь с половиной тысяч врачей и более 15 тысяч медицинских сестер. Однако количество не означает качество. Ведь современные требования к профессиональной подготовке будущих медиков предусматривают введение в образовательный процесс международных медицинских стандартов, повышение научно-образовательного уровня будущих врачей и особенно преподавателей, обеспечение их современными инновационными и информационными медицинскими технологиями. Конечно, надеяться на то, что уже сегодня государство начнет выделять колоссальные суммы на образование, - утопия. В стране война, непреодоленная коррупция, трудная ситуация в экономике. Но уже сейчас можно и нужно менять подход общества к медицинскому образованию и врачебной профессии. Опрос абитуриентов медицинских учебных заведений показал, что лишь 30% из них сознательно выбирают профессию врача.
Беспокоит и низкий уровень базового образования выпускников школ. Результаты тестов ВНО в этом году заметно снизились. Способные абитуриенты все чаще выбирают зарубежные вузы, где плата за обучение не намного выше, чем в Украине, а образование более качественное. Наши вузы постигла проблема недобора, поэтому студентов часто зачисляют, закрыв глаза на их скромный уровень знаний. Кроме того, высшие учебные заведения вынуждены увеличивать объемы обучения по контракту, чтобы хоть как-то выживать из-за недостаточного финансирования образования. Но чрезмерная коммерциализация медицинских вузов в обнищавшем обществе может привести к деградации медицины и окончательному падению статуса врача.
Заместитель министра здравоохранения Украины Александр Линчевский на парламентских слушаниях на тему "Медицинское образование в Украине: взгляд в будущее" признал, что никаким обучением в вузе не компенсируешь дефект отбора. Сейчас высшие учебные заведения набирают абитуриентов с откровенно низким проходным баллом. "Мне как пациенту, - сказал Александр Линчевский, - безразлично, как врач учился - по контракту или по государственному заказу, в медицинские вузы должны вступать лучшие". Трудно с этим не согласиться.
По инициативе парламентского комитета по вопросам здравоохранения Министерство образования и науки отменило приказ о введении минимального проходного барьера для абитуриентов медицинских специальностей на уровне 150 баллов по внешнему независимому оцениванию. И какой бы ни была мотивация такого решения, разве это улучшит качественный отбор будущих врачей? Наоборот, было бы целесообразно не только повысить проходной балл, но и, по примеру Израиля, ввести для абитуриентов-медиков психометрический вступительный тест, дабы увериться в том, что в вуз пришел человек, для которого клятва Гиппократа будет не просто формальностью, а указателем на всю жизнь.