UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА

Недавно вышла книга «Україна: інтелект нації». Она написана большим авторским коллективом — изве...

Автор: Валентин Оноприенко

Недавно вышла книга «Україна: інтелект нації». Она написана большим авторским коллективом — известными учеными и общественными деятелями (В.Ворона, В.Врублевский, Ю.Каныгин, В.Ксензенко, И.Курас, И.Маринич, Е.Марчук, В.Медведчук, А.Негода, В.Панчук, В.Хорошковский). Со «Словом к читателю» обращается академик Б.Патон. Концептуальное значение имеет предисловие к книге Л.Кравчука «Майбутнє державного і національного становища України в глобальній економіці», где изложен проект Программы интеллектуализации общества.

Конец XX века — время кризиса идеалов техногенной цивилизации и начало формирования ценностей посттехногенной эпохи. В нынешней ситуации беспокоит тот факт, что произошло резкое снижение ценностного статуса именно тех видов деятельности (и среди них науки), которые являются ключевыми в постиндустриальном развитии. В условиях растущей глобализации социально-экономической жизни эффективность национальной хозяйственной системы определяется прежде всего возможностями и условиями, благоприятными для максимального использования творческого потенциала личности. Данное обстоятельство создает исключительную возможность развитым государствам масштабно, без дополнительных затрат использовать в национальных интересах интеллектуальный потенциал не только своих граждан, но и специалистов из других стран, особенно государств с деструктивной экономикой. Благодаря этому развитые страны получают преимущества, которые менее развитым государствам невозможно компенсировать никакими другими средствами, кроме поддержки и развития своего интеллектуального потенциала, в частности науки и технологий.

Особенно обостряется эта проблема в государствах с переходной экономикой. Отказ от планово-централизованной системы хозяйствования и рыночная либерализация экономической жизни, осуществляемые без согласованной переориентации производства на новые источники экономического роста, создают условия для утверждения перераспределительного типа экономики. Она же не способна обеспечить приумножение национального богатства. Подобная экономическая система, к сожалению, сформировалась и в Украине. Как следствие — разрушается производственный потенциал, сокращается количество реального хозяйственного сектора, неудовлетворительное состояние оплаты труда и вынужденная массовая переориентация толкают население на поиск средств для жизни вне реального сектора экономики (итог — беспрецедентный рост «теневой» экономики), возрастает отчуждение от труда, его результатов, от власти, преобразовании в стране.

Идет процесс деинтеллектуализации украинского общества и ухудшение уровня научно-технологического обеспечения отечественного производства. Накопленный научный потенциал используется не в интересах отчизны. Речь об «утечке умов», неконтролированной передаче за рубеж идей, исключительной ориентации на выполнение зарубежных заказов. Это в свою очередь способствует развалу отечественных научных школ, разрушению научно-технического потенциала военно-промышленного комплекса, утрате коммерческих возможностей реализации за рубежом достижений отечественных науки и технологий.

Программа интеллектуализации общества тесно связана с программой его информатизации. Главная цель последней — подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. Для этого необходимо обеспечить: повышение качества образования и его доступности, повышение экономического потенциала страны за счет образованности населения, интеграцию национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную структуру мирового сообщества.

Среди наиболее прогрессивных идей конца ХХ столетия особое место занимает идея непрерывного образования. Ее смысл — постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой процветание общества. Эти идеи хорошо коррелируют с концепцией рыночной экономики, которая в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться. Значит, Украине тоже необходимо обеспечить системное реформирование содержания образования, создать механизм его постоянного обновления. Многообразие и непрерывность должны выступать не только как перспективные тенденции, но и как условия достижения нового качества образования.

Цель процесса информатизации — изменение системных свойств сферы образования, прежде всего высшей школы, с целью повышения ее восприимчивости к инновациям. Информатизация — не мода, не кампания и не одна из многих временных социальных программ. Она — инфраструктура интеллектуализации общества, точка опоры, базируясь на ней можно строить самые разные образовательные, научные, социальные проекты.

Все это даст возможность формировать новую педагогическую парадигму, которая в организационном плане предполагает создание различных вариантов учебных программ по уровням продвинутости знания и навыков, использование гибких средств программированного обучения, сочетание индивидуальных и групповых форм занятий, внедрение методов проблемного изучения материалов и т. д. Прорыв в коммуникационных технологиях позволяет перейти к индивидуальным методам обучения на вариативной основе. Благодаря современным средствам информатики и телекоммуникации учащиеся могут осуществлять выбор степени сложности каждого предмета, их комплексирование в соответствии со своими жизненными интересами, планами и профессиональными перспективами. Речь идет о современной виртуально-треннинговой технологии обучения, позволяющей трансформировать существующую классно-урочную систему (сохранив ее преимущества в виде продуктивности обучения и контроля за ходом учебного процесса), перейти от группового к индивидуальному вариативному обучению.

Книга содержит большой фактический материал, в частности материалы социологических исследований в обществе переходного периода. В ней рассматриваются различные альтернативы и сценарии общественного развития, осуществление которых помогло бы преодолеть нынешний кризис.