UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОДВИНУТЫЙ — НЕУДОБНЫЙ — ОПАЛЬНЫЙ

Репутация одного из учебных заведений нового типа — гуманитарной гимназии им. Тараса Шевченко высока...

Автор: Елианд Гоцуенко

Репутация одного из учебных заведений нового типа — гуманитарной гимназии им. Тараса Шевченко высока. Многие кировоградцы, в том числе и высокопоставленные руководители города и области, стремятся, чтобы их чада учились и воспитывались именно в этом заведении. Но, как показывает практика, престиж гимназии не избавляет ее коллектив от треволнений. Время от времени в школьный процесс врываются чуждые ему веяния, взращенные отнюдь не в учительских кругах. И тогда школа переживает очередную встряску.

Вот и сейчас работу гимназии проверяют одновременно представители нескольких ведомств, включая контрольно-ревизионное управление и отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Директор гимназии пишет разного рода объяснительные и отвечает на вопросы проверяющих, а педагогический коллектив, стараясь скрыть от детей нервное напряжение, обсуждает происходящее и пытается защитить своего директора.

Этот неудобный Громовой

Директора гимназии Виктора Громового часто называют возмутителем спокойствия. И для этого есть основания. Чиновникам, которые пуще всего боятся, как бы чего не вышло, с таким, как он, действительно неспокойно. Чего стоило перестраховщикам от просвещения пережить то, что уже в начале своего пути молодой руководитель (к слову, даже не посоветовавшись с чиновниками) взял за образец и внедрил в практику методы учебы, основанные на программе знаменитого Оксфордского университета?! «Кто разрешил?» — возмущенно вопрошали разнокалиберные начальники. «А кто запрещал учить наших детей лучше?» — отражал он наскоки. Не исключаю, что и сейчас ему могли бы предъявить те же претензии, если бы через несколько лет после «самоуправства» Министерство образования не порекомендовало эти самые программы к широкому применению… Позже Громовой в одной из своих многочисленных публикаций не без горькой иронии делился опытом с коллегами-директорами, стремящимися к новаторству: руководствуйтесь законами, профессионализмом, чутьем и… никогда ни у кого не выпрашивайте позволения. Лучше всего ставить бюрократов перед фактом, тогда им сложнее зарубить идею на корню.

Последовательно придерживаться такого принципа оказалось непросто и небезопасно. За 12 лет пребывания в должности директора гимназии Виктору Владимировичу довелось пережить покушение на свою жизнь, публичные оскорбления высокопоставленных чиновников. И если расследованием эпизода со взрывом, нанесшим ранения педагогу, занимались правоохранительные органы (впрочем, без видимых результатов), то свою честь и достоинство Громовой решил защищать самостоятельно. Ему удалось создать прецедент, послуживший уроком как для чиновников, так и для коллег-учителей.

Не секрет, что педагогов не только учат, но и поучают, а то и дают нагоняй, порой незаслуженно. Один из руководителей городского образовательного ведомства не представлял совещания педагогов без взбодряющих, на его взгляд, чиновничьих разносов. Многие возмущались, но терпели. На одном из августовских совещаний зарвавшийся чиновник особенно тщательно, с упоением «отделывал» Громового, при этом оперировал донельзя искаженными фактами и оскорбительными выражениями. К удивлению многих, директор гимназии не стал опровергать напраслину, а подал в суд иск о защите чести и достоинства. И сначала в местном Кировском суде, а потом в апелляционном выиграл дело. Посрамленный чиновник хотя и продолжает судиться (есть еще Верховный суд), однако на прежней должности уже не работает. Но… такое не прощается.

…Если бы все зависело от местных властей, то незаурядный педагог и организатор вряд ли получил бы хоть какой-то знак отличия, даже при том, что на родине Сухомлинского учреждена соответствующая областная премия. И если Громовой все же стал заслуженным учителем, то не благодаря, а вопреки местным чиновникам. События, связанные с этим награждением, стоят того, чтобы о них рассказать. По результатам финала Всеукраинского конкурса Виктор Громовой в 2001 году стал победителем в номинации «Руководитель учебного заведения». По условиям конкурса, победителю присваивается звание «Заслуженный учитель Украины». Так вот, местные образовательные ведомства попросту отказались готовить соответствующие документы в Киев. Около месяца они держали оборону, отбиваясь от настойчивых требований МОН. Только вмешательство министра образумило кировоградских оппонентов Громового, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Не прекращающиеся «наезды» не повлияли на престиж гимназии и авторитет ее директора. В 2002 году на выборах в Кировоградский облсовет (власть имущие поставили тогда на оппонента неспокойного директора) за Громового проголосовало 23 тысячи земляков и он стал депутатом.

Оказалось, власти имели все основания противодействовать избранию директора гимназии в областной представительский орган, полагая, что возмутитель спокойствия задаст немало дополнительных хлопот. Громовой «доверие» чиновников не преминул оправдать. Если бы не он и ему подобные, то юбилей великого педагога-земляка Василия Сухомлинского прошел бы без сучка и задоринки. Традиционно были бы произнесены «правильные» речи, написаны очередные статьи и диссертации. Но максималист Громовой в преддверии празднеств в публичных выступлениях и со страниц местной прессы высказал свое особое мнение. Поведал горькую правду о том, что Павлышская школа пришла в упадок и теперь мало чем напоминает школу радости великого педагога, что дела надо срочно поправлять. И вместо помпезных мероприятий сделать элементарное — хотя бы отремонтировать облупленное здание учебного заведения, за жалкий вид которого должно быть стыдно перед учителями, продолжающими сюда приезжать в поисках педагогических образцов… Подействовало. Средства для ремонта знаменитой школы и приведения в порядок памятных мест, связанных с ее создателем, были выделены и освоены.

Особенный «наезд»

Очередной «наезд» на гимназию и ее руководителя имеет свои особенности. Его спровоцировало недовольство дирекцией учебного заведения нескольких мам (которые отличаются от прочих тем, что или сами занимают высокие должности, или на таковых пребывают их мужья). А повод — коллективные жалобы родителей, поступления которых в разные инстанции случились почти одновременно, как по команде. Появлению в гимназии проверяющих сразу из нескольких контролирующих органов, их пристальный интерес не только к делам учебного заведения, созданного при нем «Єлісаветградського благодійного фонду сприяння гімназійній освіті», но и к материальному положению семьи директора предшествовало распоряжение кировоградского городского головы от 2 февраля 2004 года «О проведении проверки в гимназии имени Тараса Шевченко». Была утверждена представительная комиссия, в состав которой вошли заместитель городского головы, несколько начальников и заместителей начальников управлений. Цель комиссии — «провести перевірку навчально-виховного процесу», «психологічного стану в колективі» и, наконец, «надати акт перевірки за колективними скаргами батьків гімназії імені Тараса Шевченка на адресу голови Кіровоградської обласної державної адміністрації Черновола М.І. і міського голови Чигрина М.С.».

Кроме запуска «тяжелой артиллерии» — привлечения высших должностных лиц города и области — просматривается в этой истории еще одна особенность. Проверяющие только начинали свою работу, а те, кто заварил кашу, уже организовывали родительские собрания в одном из младших классов и фактически «подводили итоги», высказывая угрозы в адрес директора гимназии, — мол, посадим умника. При этом распространяли всевозможные слухи о якобы творящихся в гимназии злоупотреблениях.

— Я отнюдь не против проверки, — говорит Виктор Громовой, — но я против ее скандального сопровождения. С угрозами, распространением слухов, нагромождением фантастических измышлений, вплоть до выяснения того, какую одежду носит моя жена. Я против того, чтобы разного рода проверки становились поводом для обливания грязью гимназии, ее педагогов. Педколлектив и я, как его руководитель со дня создания учебного заведения, отстаиваем право самостоятельно, без указаний сверху подбирать учителей, вести конкурсный отбор учащихся. Если разрешить посторонним лицам, кто бы они ни были, вмешиваться в этот процесс (а такие попытки предпринимались, дошло до того, что одна из «нерядовых» мамаш пыталась по собственному усмотрению поменять учителя в классе, где учится ее ребенок. — Э.Г.), то на гимназии можно ставить крест. А мы этого допустить не должны.

Школа — не пивной ларек. И если возникает необходимость ее проверки, то осуществлять оную принято взвешенно, без лишнего шума и гама. И, ясное дело, без предварительных оценок и досужих суждений. В Кировограде же происходит нечто совсем противоположное. Для ревизии скромного материально-финансового хозяйства гимназии хватило бы пары грамотных бухгалтеров, а для выявления изъянов в стиле управления и взаимоотношений педагогов и родителей, если таковые имеются, — опытного инспектора. Здесь же задействован целый отряд проверяющих и отведено им для «работы с коллективом» не день-два, а почти полмесяца. Согласитесь, за такое время многое можно успеть, в том числе и в плане воздействия на людей. Да, сегодня большинство педагогов категорически протестует против, по их словам, погрома гимназии. Но разве самих «погромщиков» это способно остановить?..