Традиционно в сентябре в Украине усиливается массовая заинтересованность проблемами образования, в частности школьного. Вот и сейчас в обществе повышается градус страстей вокруг школы. Одна из острых тем — как будут учиться наши дети в новом учебном году. В школах или дистанционно? Ситуация с неукротимым вирусом COVID-19 напрягает всех. А возможное повторение локдауна дома с детьми, «на дистанционке», пугает большинство родителей. Министерство образования и науки Украины в течение лета неоднократно и очень осторожно, чтобы не накалять ситуацию, давало комментарии, смысл которых сводился к тезису — «если уровень заболеваемости будет нормальным, дети будут учиться в школах. Если нет — на дистанционной форме обучения», что вообще и так понятно. Но все же рассмотрим проблему дистанционного обучения более придирчиво, поскольку осенью вирус может разгуляться… Так ли уж она страшна, эта «дистанционка»?
После первой волны пандемии проводилось много международных исследований по результатам дистанционного обучения в период массового закрытия школ. К сожалению, практически все исследования показали значительное снижение успеваемости школьников. Некоторые цифры прямо ужасали. Например, США отмечали отставание в обучении на три месяца и больше. Аналогичные последствия заметили ученые Оксфордского университета и Стокгольмского центра социологии. Даже такая высокотехнологичная и компактная страна, как Южная Корея, отмечала значительные проблемы в обучении своих школьников.
Что сработало не так? Ведь дистанционка — не новое явление. Эта форма образования признана очень эффективной для обучения, о чем свидетельствует аналитика до 2020 года. В тех же Соединенных Штатах еще до начала пандемии почти четверть школ были дистанционными и эффективно предоставляли качественные знания своим ученикам. Тенденция к росту форм дистанционного, или, как его называют родители, — домашнего обучения отслеживалась во всем мире. И здесь свалилась пандемия и перевернула все с ног на голову. Об эмоциях родителей по всему миру нечего и говорить. В чем причина таких печальных последствий и негативных эмоций? Мы пытались распутать этот клубок разногласий.
На поверхности обнаружилось несколько причин.
— Психологическое напряжение для всех вследствие жизни и работы в условиях широкомасштабной пандемии. Это привело к потере мотивации к обучению и значительно ухудшило его результаты.
— Бедность определенной части населения (это касалось не только нашей страны, но и таких стран как США, Франция, Германия, Корея, Япония и т.п.). Просто масштабы этой бедности разные. Как следствие определенное количество детей не имело высокотехнологичных гаджетов и Интернета и не могли вообще учиться. Пострадали и семьи, в которых двое и больше детей, — иногда у них был один гаджет на всех.
— Хаос в управленческих решениях многих стран, особенно с федеративным устройством. Когда страна большая, но разделена на министерства, каждое со своей особой политикой. Так произошло в США, где не были приняты понятные для всех общенациональные унифицированные решения в образовании, как, собственно, проводить эту «внезапную дистанционку», с помощью каких цифровых ресурсов и приложений. Учителя хватались то за зумы, то за гугл-классы, вайберы, телеграмы, твиттеры, большие цифровые платформы, собственные платформы школ и т.п. Это чрезвычайно утомляло как самих педагогов, так и учеников с родителями, которые должны были пользоваться разными приложениями для общения с разными учителями. Иногда же эти приложения были разными для двух или трех и более детей в семье… Можно представить ужас родителей, которые регистрировали своих детей на разных платформах, в мессенджерах, цифровых классах,.. а потом должны были следить за всем этим.
Но если углубиться в проблематику негативных последствий дистанционного обучения в период пандемии, можно заметить еще более сложные вещи.
Неготовность большой части педагогов к цифровому обучению стала значительной проблемой. Цифровая компетентность педагогов хромала не только в Украине, но и в Японии, Корее, США и т.д. Как в Корее и Японии, которые считаются самыми технологичными государствами мира, — не все учителя имеют надлежащий уровень цифровой грамотности?! Удивляет, но это реалии жизни. Кроме того, учителя пытались проводить уроки в цифровом пространстве по «образу и подобию» обычных уроков в классе, не понимая и не зная основ преподавания в нем (цифровой дидактики). И возникали смешные ситуации, породившие много мемов и снизившие уровень обучения до отметки, близкой к нулю.
«Играя на поле» детей, в цифровом пространстве, многие украинские учителя уверенно проиграли…
В некоторых странах проблему перехода на массовое дистанционное обучение преодолели почти «бесшовно». К таким, например, относятся Финляндия, Франция и Китай (но к результатам Китая в обучении школьников, учитывая его специфику, будем относиться осторожно, хотя его опыт чрезвычайно интересен, и об этом будет идти речь дальше).
Все эти страны давно «цифровизировали» свое образование и создали для учеников, родителей и учителей эффективные общенациональные решения. Часть этих решений были реализованы задолго до пандемии.
Рассмотрим французское образование. В этой стране многие годы развивалось дистанционное обучение для всех категорий населения, «образование в течение жизни», в CNED — известном центре дистанционного обучения. В 2020 году на базе этого центра французы очень быстро создали цифровую платформу «Мой класс — дома», где давали ученикам, учителям и родителям цифровые курсы, видеоуроки, учебные тесты, разные обучающие материалы и другую вспомогательную информацию.
Финляндия также еще до пандемии имела несколько цифровых решений, к которым подсоединены все финские школы (кстати, планшеты финны выдают ученикам бесплатно).
Китай тоже активно вводил дистанционные цифровые формы обучения задолго до пандемии. Мощнейшая частная китайская платформа еще до пандемии охватывала 400 миллионов учеников и студентов разного возраста; капитализация платформы на сегодняшний день составляет около 15 млрд долл.
А в начале карантина Китай создал для своих школьников еще одну платформу, объединившую 55 миллионов школьников всех классов. На ней размещены все курсы, уроки, тесты, материалы для чтения, упражнения для снятия усталости тела и глаз и т.п. А до 2023 года Китай поставил себе цель — приблизить объем рынка онлайн-образования к 100 млрд долл. Если привести эти цифры в соответствие с украинскими реалиями (количеством населения), это ориентировочно 3 млрд долл. Цифра для нас нереальная…
На лучших заграничных цифровых платформах результаты обучения видят не только учителя, — отследить прогресс в образовании детей когда угодно могут родители или опекуны.
Что же в Украине? Пандемия резко выталкивает нас в современный мир. Мы вынуждены меняться в ускоренном темпе и овладевать современными решениями в образовании. В 2020 году была создана Всеукраинская школа онлайн (ВШО) в телевизионном формате, уроки которой часто подвергались уничижительной критике. Но уже в конце года стартовал новый формат ВШО как цифровой платформы для учеников и учителей, созданной совместно Министерством образования и науки, Министерством цифровой трансформации и ОС «Освіторія».
Начали разрабатывать, снимать и загружать на платформу различные видеоуроки, конспекты, учебные тесты, дополнительные материалы для учеников 5–11 классов. Мобилизовали лучших учителей страны. Это был сложный высокотехнологичный процесс, в котором участвовали как учителя — авторы учебных курсов, так и операторы, видеоинженеры и монтажеры, редакторы, дизайнеры, методисты, менеджеры и координаторы учебных отраслей от Украинского института развития образования. Каждый урок проходил систему разных фильтров качества. Уже с самого начала было понятно, что проект нуждается в многомиллионных вложениях. К нему приобщились международные фундации — ЮНИСЕФ, фонд «Відродження» и т.п. Параллельно МОН ускорило темпы «интернетизации» всех учебных заведений, чтобы предоставить качественный Интернет каждой школе.
Казалось бы, в Украине есть инновационный проект, которому суждено развиваться. Проект вошел в список 30 лучших инновационных проектов за все годы Независимости. Но, к сожалению, за неимением средств снято всего 1800 уроков. Еще 399 должны были появиться к 1 сентября этого года, но не появятся… В нашей стране невозможны быстрые эффективные решения. Государственная система и бюрократические процедуры перераспределения бюджетных расходов, правила тендерных процедур делают наше государство неповоротливым и инерционным. И к борьбе с коррупцией, эффективному распределению бюджетных средств они не имеют никакого отношения.
Несмотря на активную позицию Министерства образования и Министерства цифровой трансформации в становлении украинской образовательной платформы, в приближении к цифровому будущему, от разных чиновников, учителей и родителей часто приходится слышать: «Не нравится мне такое будущее. Мы — бедное государство и не можем себе позволить все цифровые прихоти. Есть учебник — этого достаточно». Достаточно? И не нужен каждому ученику как из зажиточной семьи, так и из бедной, доступ к качественному учебному контенту? Неужели украинские дети не заслуживают качественного образования, уроков от лучших отечественных учителей, которые в цифровом формате посетят ваших детей?..
Очень хочу обратиться к родителям: не бойтесь инноваций. Не бойтесь ни полной дистанционки, ни частичного ее введения. Правильно и целенаправленно организованное дистанционное образование — эффективно и полезно. И может освободить вас от титанических усилий (вы же помните первый локдаун) контролировать «домашки» и отслеживать уровень успеваемости ваших детей. Все это может происходить эффективно, автоматически, да еще и информировать вас и ребенка о пробелах в знаниях, предоставляя интересные материалы и задания для их ликвидации. А с коммуникационными навыками мы уже с вами разберемся. Кроме того, системы дистанционного обучения можно использовать дома, когда ученик болеет. Или для повторения материала. Это чрезвычайно эффективно не только в период локдаунов. Ведь все учителя могут на обычном уроке в школе использовать многие материалы, например, из Всеукраинской школы онлайн.
Но на всю эту систему, давно работавшую во многих странах, нужен большой государственный ресурс, а чтобы он был эффективным, — быстрое реагирование государства на вызовы времени. Ведь качественное образование — дорогой продукт, поскольку определяет будущее страны, ее развитие. Может ли государство предоставить такой ресурс, способен ли частный сектор экономики откликнуться на эти потребности (как откликнулись высокотехнологичные компании мира в своих странах)? Преодолеют ли консерватизм мышления некоторые учителя и родители?.. От ответа на перечисленные вопросы зависит наше будущее.