UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приморье: синдром антипровинциального образования

Недостаток средств на содержание (не говоря уже о развитии) учебных заведений — беда большинства украинских школ...

Автор: Владимир Писковый

Недостаток средств на содержание (не говоря уже о развитии) учебных заведений — беда большинства украинских школ. Все попытки хоть как-то поправить положение, в основном, сводятся к обращению за помощью к родителям, или, если повезет, — к спонсорам. Другие источники доходов бюджетным учреждениям, увы, «не светят». И в этой ситуации совет рачительно использовать имеющиеся средства, наверное, многими воспримется не иначе, как издевательство. Да и стоит ли вообще говорить об экономии, если скудного бюджетного финансирования школам не хватает даже для того, чтобы сводить концы с концами? Оказывается, еще как стоит…

Приморский район Запорожской области отнюдь не входит в число привилегированных. Его аграрная специализация предполагает весьма скромный экономический потенциал и статус дотационного. Поэтому вполне закономерно, что пик кризиса неплатежей работникам бюджетной сферы в 1997 году доставил приморцам хлопот ничуть не меньше, чем другим территориям. Разница была лишь в том, что местные власти предприняли попытку решить проблему собственными силами.

Первым шагом в осуществлении структурных изменений в сфере образования стал перевод школ района на семестровый режим с увеличением срока зимних каникул с 12 до 30 дней. Со временем и весенние каникулы продлили почти до месяца. А чтобы не нарушать учебный процесс, перевели школы района с традиционного пяти- на шестидневный режим работы.

Поначалу вышестоящие инстанции эксперимент критиковали, правда, прекращать не спешили. А спустя три года Министерство образования и науки Украины не только одобрило опыт приморцев, но и рекомендовало его для применения другим учебным учреждениям.

— Благодаря переходу школ на новый режим работы, нас уже пятый год совершенно не беспокоят эпидемии гриппа, — рассказывает начальник отдела образования Приморской райгосадминистрации Александр Шадурин. — Во время зимних каникул учителя имеют возможность не в ущерб учебному процессу повышать квалификацию, оздоравливаться в местном санатории «Глория». А сокращение отопительного сезона более чем на месяц позволило получить существенную экономию средств. Ведь каждый день отопления обходится в 5 тыс. грн. В нынешнем учебном году, например, несмотря на то что школы начали отапливать на 15 дней раньше обычного и закончили на 10 дней позже, мы израсходовали всего лишь треть установленного лимита.

Организационные преобразования дали быстрый и эффективный результат, но основную ставку все же решили сделать на осуществлении другого, более трудоемкого проекта. Посчитав, сколько денег приходится тратить на коммунальные услуги, оплата которых является одной из наиболее затратных статей школьных расходов, приморцы пришли к выводу: топить котельные углем слишком накладно. Поэтому в районе решили перевести школы на отопление электричеством. Теперь электрокотельными оснащена 21 из 28 приморских школ.

Благодаря установке так называемых интеллектуальных трехзонных счетчиков и теплонакопителей появилась возможность использовать электричество преимущественно в ночное время по более низкой цене. Резко вырос коэффициент полезного действия котельных, которым уже не требовались внешние отопительные сети, затраты на транспортировку и хранение топлива, внушительные расходы на текущие ремонты оборудования. Наконец, повысился образовательный уровень обслуживающего персонала. А сокращение его численности не только дало экономию фонда заработной платы, но еще и позволило школам обзавестись электриками, хотя эта должность в штатном расписании не предусмотрена.

— Помимо того что эксплуатация электрокотельных технически и экологически намного безопаснее, чем угольных, — говорит А. Шадурин, — она еще и в четыре раза дешевле. Судите сами: за истекшие пять лет экономический эффект от отопления электроэнергией составил около полутора миллиона гривен. И это при том, что тарифы на электроэнергию постепенно увеличиваются.

По мнению финансистов, если отрасль расходует до 80% имеющихся средств на выплату заработной платы, это свидетельствует только о ее способности к выживанию. О развитии можно вести речь лишь в том случае, если удельный вес фонда оплаты труда в бюджете отрасли не превышает 75%. В 2000 году этот показатель в бюджете Приморского районо составлял 80,2%, в прошлом — уже 74,4. Хотя в абсолютных цифрах фонд оплаты труда за это время не только не уменьшился, а, наоборот, увеличился в 2,5 раза. Затраты школ на приобретение материальных ценностей выросли в 4,3 раза. И если в 2000 году объем капвложений на развитие сферы образования в районе практически был равен нулю, то в прошлом году его показатель составил 342 тыс. грн. Кроме того, появилась возможность компенсировать сельским учителям затраты на коммунальные услуги, как это предусмотрено законом «Об образовании», но, увы, не отражено в расходных статьях бюджета.

Свой, отличный от традиционного, подход имеется в Приморском районе к программе оптимизации количества учреждений образования. За последние десять лет здесь не закрылась ни одна школа. Более того, количество средних школ увеличилось с 17 до 21.

— Мы вовсе не против развития программы «Школьный автобус», — размышляет начальник районо. — Она имеет право на жизнь, но только с учетом специфики конкретных территорий. А настаивать на том, что в районе необходимо оставить пять-шесть школ третьей ступени, по меньшей мере, неразумно. Во-первых, перевозка школьников на занятия сопряжена с большими затратами, во-вторых, она неблагоприятно сказывается как на учебном, так и на воспитательном процессе. Сейчас у нас подвозом на занятия охвачено порядка пяти процентов школьников, что дает возможность вести полноценную внеклассную работу, а за счет экономии средств на транспортные расходы — полностью финансировать учебный план.

Хозяйственные усилия приморских педагогов, разумеется, не являются самоцелью. В конечном итоге их смысл сводится к повышению эффективности и качества учебного процесса, который в последнее время приобрел в приморских школах ярко выраженную профильную и профессиональную направленность. Флагманом в этом деле является созданный в 1996 году единственный в стране региональный украинско-болгарский многопрофильный лицей. Уникальность этого учебного заведения в том, что изучение украинского и болгарского языков здесь является обязательным. На двух его факультетах — экономическом и филологическом — ведется целенаправленная работа по развитию индивидуальных творческих способностей учеников. Поэтому вполне закономерно, что практически каждый выпускник продолжает обучение в вузах, в том числе и болгарских, предоставляющих приморским лицеистам право на внеконкурсное поступление.

Синдром провинциального обучения, который, к сожалению, еще присущ многим сельским школам, для Приморского района уже давно не характерен. Поскольку здесь научились не только экономить, но и эффективно использовать средства, заботясь о дальнейшем развитии школьного образования. На это, в частности, направлена и успешно действующая уже в течение пяти лет программа работы с одаренными детьми. Она предусматривает финансирование внеклассной работы и весьма приличные премии — как школьникам-победителям интеллектуальных соревнований, так и их наставникам. И средства на это находятся не за счет спонсорской помощи, а предусмотрены в районном бюджете.

— Шестой год подряд наш район лидирует среди сельских территорий области по результатам работы в сфере школьного образования, — не без гордости замечает председатель Приморской райгосадминистрации Олег Николенко. — Лишь за последние несколько лет около двухсот наших ребят стали призерами различных областных, а десять — общеукраинских олимпиад. Люди у нас талантливые, надо только не на трудности сетовать, а работать. Иного рецепта успеха просто не существует.