Поговорку о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, наверняка, придумал человек, обжегшийся на рекламных обещаниях. Поэтому сообщение о разработке представительством компании ЗМ благотворительной программы для высших и средних учебных заведений я, честно говоря, поначалу восприняла как чистейшей воды хитроумный рекламный ход. Однако… обо всем по порядку.
Представительство компании ЗМ в Украине действительно задумало беспрецедентную акцию. Это - информационная программа «Возможности использования проекционной техники в учебном процессе». Она включает в себя проведение серии бесплатных методических семинаров по всей стране. Благодаря последним преподаватели (кстати, рассчитана программа в первую очередь именно на них, а не на руководителей вузов и школ) получат представление о возможностях проекционной техники, узнают, как с ее помощью усовершенствовать процесс обучения. Ну и, естественно, как ею пользоваться. В конце октября в Черкассах, Виннице и Львове уже прошли первые семинары. Последующие планируется провести в течение ближайших месяцев.
Кроме практических занятий в программу входит разработка и распространение методических материалов, а также регистрация в базе информационной поддержки компании, что обеспечивает регулярное получение сведений о новинках в области техники для обучения и презентации. К тому же это своего рода «горячая линия» - в любой момент можно проконсультироваться у специалистов ЗМ по возникшим вопросам.
Как появилась мысль о создании такой программы и какая в ней необходимость? Подавляющее большинство украинских вузов живет нынче по принципу «не до жиру - быть бы живу», то есть испытывает серьезные материальные трудности. Решаясь на покупку любого оборудования для обучения, предпочтение отдается хорошо известным и опробованным вещам. Поэтому в основном пополняется парк компьютеров, к тому же поиск информации о них не представляет особого труда. А вот с проекторами дело обстоит гораздо сложнее.
Специалисты компании ЗМ провели масштабное исследование, объектом которого были вузы Украины. Выяснилось, что в наших университетах, институтах, академиях и т.д. практически ничего не знают о современной проекционной технике, очень немногие представляют себе ее реальные возможности. Но вместе с тем оказалось, что интерес к ней просто огромный. Представители ЗМ разослали запросы в ведущие украинские вузы: письма, рассказывающие о запланированной акции, и предложение зарегистрироваться в базе информационной поддержки компании. И что вы думаете? Никто, абсолютно никто (!) не поленился отреагировать. Все высшие учебные заведения пожелали «засветиться», дабы впредь иметь бесплатный доступ к информации. А 86% ответивших захотели, чтобы у них был проведен семинар.
Итак, зачем вообще нужно использовать проекционную технику в процессе обучения. Убедительный ответ на поставленный вопрос содержится в результатах исследований, проведенных американскими учеными. Вот эти данные, разумеется, в конспективном изложении. Во-первых, львиная доля информации - свыше 80% - воспринимается человеком именно через органы зрения. Во-вторых, немаловажно и то, как запоминается информация. Исследования доказали, что у нас в памяти откладывается около одной десятой прочитанного, одной пятой - услышанного, свыше трети увиденного и более половины увиденного и услышанного одновременно. Одним словом, если преподаватель подкрепит лекцию визуальным материалом, то высокий эффект запоминаемости излагаемого будет налицо. Вернее, в головах студентов.
На сегодня существует проекционная техника двух типов. Это - графопроекторы и электронные проекторы. Первые бывают стационарными, портативными и высокой мощности (работают в больших залах, рассчитанных на 800-1000 человек). С их помощью можно демонстрировать любую статичную информацию, схемы, рисунки, графики, таблицы, карты и т.д. Вторые являются устройствами, подключающимися к компьютеру, видеомагнитофону, видеокамере или ноутбуку. Благодаря им все, что вы видите на экране монитора или телевизора, проецируется на гораздо большую площадь.
Использование проекционной техники нового поколения в учебном процессе имеет множество плюсов. Упомянутые устройства экономят время на подготовку материала. Согласитесь, намного проще сделать копию пленки для графопроектора из книги, журнала или методички на копировальном аппарате, чем собственноручно «ваять» наглядное пособие, к примеру плакат, график, схему и т.п. Кроме того, проектор избавляет от необходимости писать на доске, что тоже весьма немаловажно.
Относительно же электронного проектора нужно сказать следующее. Он работает с любыми моделями компьютеров и не требует дополнительного программного обеспечения. Это делает его универсальным средством наглядного отображения видео- или компьютерной информации.
Конечно, проекционная техника - удовольствие не из дешевых. Например, самый скромненький графопроектор и экран к нему обойдутся вам в 410 условных единиц. Минимальная стоимость электронного - 4 тысячи долларов. Но немалые расходы на закупку себя оправдывают. Так по крайней мере считает заместитель директора Черкасского банковского колледжа Алла Кропачева: «У нас очень много друзей и партнеров за рубежом. Мы видели, как активно они используют проекционную аппаратуру в учебном процессе, и заинтересовались этим вопросом. Сегодня в нашем колледже 15 графопроекторов, то есть половина предметных кабинетов оснащены ими. Поверьте, преподаватель, который попробовал вести урок с помощью этой техники, уже никогда от нее не откажется. Что уж говорить о студентах! Им нововведение настолько пришлось по вкусу, что они даже активнее стали посещать занятия».
Ничего не скажешь: здорово было бы, имей все украинские вузы и школы материальные возможности для приобретения таких «приманок» для учащихся.