UA / RU
Поддержать ZN.ua

Престиж, но какой ценой!?

В конце 1950-х годов доклад, подготовленный совместными усилиями Фондов Карнеги и Форда, изобличал н...

Автор: Оксана Приходько

В конце 1950-х годов доклад, подготовленный совместными усилиями Фондов Карнеги и Форда, изобличал неадекватность магистерских программ по бизнес-администрированию, характеризуя сам этот предмет как «неопределенный, неустоявшийся, бесформенный». В то время в США, на родине бизнес-школ, количество ежегодно вручаемых дипломов о присуждении степени магистра бизнес-администрирования (МВА) едва насчитывало одну-две тысячи. Сейчас за год в Америке такие дипломы получают свыше 100 тысяч выпускников более чем 1300 высших учебных заведений. Еще более быстрыми темпами развивается эта область образования в других регионах мира, преимущественно в Азии и Восточной Европе. Означает ли это, что уровень бизнес-образования за эти полвека существенно вырос? На этот вопрос авторы специального исследования, проведенного по заданию журнала The Economist, положительный ответ дать не смогли. Хотя и отметили, что однозначной статистики по поводу того, что именно дает людям обладание дипломом МВА, нет.

С одной стороны, в списке самых успешных предпринимателей Америки (Уоррен Баффет, Майкл Делл, Билл Гейтс, Джек Велч, Опра Уинфри и т.д.) дипломированных бизнесменов нет ни одного. При этом среди топ-менеджеров крупнейших американских компаний в конце 1990-х годов «остепененные» составили внушительные 60 процентов (против 10 процентов в 1960-х). Так что упрекнуть нынешние бизнес-школы, обещающие своим выпускникам головокружительную карьеру и высокую зарплату, в недобросовестности рекламы сложно. Остается только понять, за счет чего это происходит.

За добросовестное муссирование вопроса, можно ли обучить навыкам конкурентного предпринимательства или же успех в бизнесе в большей степени определяется врожденной хваткой, интуицией и другими качествами, докторскую степень получили десятки тысяч исследователей. Однако ясности в этом вопросе так и не прибавилось.

Как бы то ни было, конкурс в самые престижные бизнес-школы обычно превышает десять человек на место. Для поступления необходимо иметь несколько лет стажа на не последних должностях, а также представить письменные рекомендации работодателей. По этому поводу некоторые иронизируют, мол, прошедшим этот суровый отбор сразу же можно вручать диплом МВА. Однако в стоимость «обучения» (опять же в престижных заведениях) входит и дальнейшее трудоустройство. Так, в Гарвардской бизнес-школе 17 человек на постоянной основе и 24 консультанта, работающие по контракту, круглогодично занимаются поиском наиболее престижной работы для своих 900 студентов. Так что нежелание спешить с получением диплома вполне понятно.

Впрочем, злые языки утверждают, что если бы услуги бизнес-школ ограничивались именно отбором наиболее достойных претендентов и их трудоустройством, то это можно было бы только приветствовать. Сейчас уже многие забыли, что значительная часть всемирно известных центров бизнес-образования была основана людьми, стремящимися повысить этические стандарты предпринимательства. Результаты же, как свидетельствуют многочисленные исследования, оказались прямо противоположными. С одной стороны, именно абитуриенты бизнес-школ чаще других пытаются списать или каким-то иным образом смошенничать на вступительных экзаменах. С другой — за годы обучения студенты привыкают меньше заботиться об интересах потребителей и качестве товара и больше — о прибыли и акционерном капитале. Этому, как оказалось, научить действительно можно.