UA / RU
Поддержать ZN.ua

Преподавание украинской литературы: современные вызовы и ответы

Современное преподавание истории литературы должно быть ориентировано на интересы студента, стремящегося в интеллектуальную Европу, отображать модернизацию гуманитарного блока, в частности истории литературы и литературоведения в его контексте.

Автор: Оксана Слипушко

В речи ко Дню независимости Украины президент Украины Петр Порошенко актуализировал чрезвычайно важный момент - на 2019-й год приходится "тисяча років вокняжіння Ярослава Мудрого".

Уже сама постановка вопроса заслуживает внимания. Восхождение Ярослава на великий киевский престол началось в 1017-м и завершилось в 1019-м. Идея государства Ярослава актуальна во времена АТО. Среди причин, обусловивших современную ситуацию на Востоке Украины и в Крыму, - слабость украинской идеи, тотальное доминирование русского языка и, соответственно, российского в своей сути мировоззрения.

В обращении ученого совета Института литературы НАНУ к МОН относительно состояния преподавания и дальнейшей судьбы в средней общеобразовательной школе предметов "украинский язык", "украинская литература", "зарубежная литература" вполне правомерно отмечается, что события на Востоке Украины и в Крыму показали "поражение нашей гуманитаристики". Поэтому сегодня, когда продолжаются эти дискуссии, необходимо учитывать реформу школьного образования, в частности преподавания литературы, и современное состояние общества. Для Украины сейчас важно сохранить и утвердить себя в культуре, литературе. А школа здесь играет ключевую роль. Украинский язык и украинская литература должны быть отдельными и обязательными предметами.Именно они являются фундаментом для формирования патриотичной личности.

Необходимо утверждать и развивать понимание значимости истоков Украины с давних времен. Своевременной является актуализация ее свыше тысячелетней традиции государственности, культуры, духовности. Надо в который раз сказать о том, что наследие Киевской Руси - это Украина в ответ на многочисленные идеологические искажения, которые проводит Москва. Так, открытие памятника великому украинцу Владимиру Крестителю на Красной площади - это имперское российское стремление опять приватизировать идею Руси. Хотя государство Киевской Руси Владимира и Ярослава отображает ментальность и психотипические особенности украинской нации. Изучение литературы является фактором сохранения и развития народа через понимание собственной идентичности. Это требует пересмотра миссии и роли литературоведения и истории литературы в контексте культурологии, гуманитаристики и государственного строительства. Такой пересмотр должен начинаться с университетского преподавания литературы, которое определяет магистральную линию ее изучения в учебных заведениях другого уровня. Прежде всего речь идет о статусе древней украинской литературы в системе среднего и высшего образования, поскольку именно творчество ХІ–ХVІІІ вв. является источником, основой национального формирования. Более того, этот вопрос имеет значение общегосударственное и общенациональное, ибо подтверждает "возраст" народа, а значит - его современное положение в системе европейских координат. Например, идея Европейского Союза, включение в его состав государств основывается фактически на идее средневековой Европы, в политический и культурный контекст которой входила украинская Киевская Русь.

Преподавание украинской литературы требует переосмысления самой концепции подачи искусства слова, сути и направления учебных программ, применения новейшей методологической основы. В этом процессе преподаватель возникает как литературовед, исследователь, интерпретатор литературы, который постоянно взаимодействует с культурологическими и коммуникационными тенденциями, расширяя, таким образом, методологию своего предмета и специальности. В современном образовательном процессе лекция фактически является главной формой изложения материала, планом действий, стратегическим направлением, много материала отводится на самостоятельную работу. Поэтому университетский лектор должен быть исключительно специалистом по своему предмету.

Новое звучание приобретает и само изучение литературы в университете, необходимость рассматривать ее как обращение к традиции и современности, что позволяет осуществлять поиск идентичности в широком государственном контексте. История литературы видится как история духовного и ментального развития наций и ее государства в литературных текстах.

Ключевым вопросом при изучении литературы является вопрос периода. Прежде всего следует подчеркнуть, что фактически программы всех ведущих вузов мира свидетельствуют об особом интересе к древней литературе и классической, которые рассматриваются в культурологическом контексте.Для государственного утверждения Украины, независимого статуса происхождения и развития наций стратегически важное значение имеет изучение древней литературы, прежде всего эпохи Киевской Руси и Барокко времен Гетманщины, особенно это актуально в современном геополитическом пространстве. На протяжении длительного времени советские ученые в Москве и Петербурге фактически узурпировали право изучать Киевскую Русь, культурное наследие которой до этого времени рассматривается в программе Московского государственного университета им. М.Ломоносова как российское. Понятно, что задача украинских ученых - продолжать утверждать свое научное видение этого периода. Обращение именно к нему является правомерным с учетом того, что история украинской литературы начинается с истории литературы Киевской Руси - киеворусской литературы, которая находится в поле научных и образовательных интересов как украинских, так и многих мировых ученых. История киеворусской литературы несет в себе идею "Мы в Европе - с начала нашего государственного бытия". Об этом четко заявил сподвижник Ярослава Мудрого митрополит Илларион в первой государственной декларации Руси-Украины "Слово о законе и благодати".

Всемирный интерес к украинскому наследию четко подтвержден в американском издании "Развитие западной цивилизации" (The development of the Western civilization), которое является базовым для ряда американских университетов и пережило множество переизданий, начиная с 1941 г. и по сей день. Здесь Киевская Русь выделяется как одна из фундаментальных частей мировой цивилизации. Именно древнерусский феномен заинтересовал мировых ученых как основа, база для формирования будущего великого государства - Украины, а также дал толчок для развития цивилизационных процессов в других странах славянского мира.

Современное преподавание истории литературы должно быть ориентировано на интересы студента, стремящегося в интеллектуальную Европу, отображать модернизацию гуманитарного блока, в частности истории литературы и литературоведения в его контексте. Актуальным вопросом современного украинского литературоведения является усиление внимания к изучению украинской литературы, которая подтверждает становление и развитие национальной идентичности, государственности, культуры, духовности, мировоззрения в противоположность имперским посягательствам Москвы. Прежде всего, речь идет о Киевской Руси - могущественном европейском Киеворусском государстве. Отдельное внимание следует обращать на шевченковедение как науку, миссия которой не только сугубо исследовательская, но и общественно-политическая, государственно-образующая. Украинская литература ХІ–ХХІ вв. - важнейшая составляющая государственно-культурологического процесса. Именно с учетом этого предмет должен модернизироваться, оставаясь "украинской литературой".

Литературная эпоха - это страница из истории государственности. Каждая такая страница заслуживает отдельногои детального изучения в качестве урока для будущих поколений.