UA / RU
Поддержать ZN.ua

Право выбора и выбор без права

9 июля 2009 года под №642 был обнародован приказ Министерства образования и науки Украины «Об организации изучения гуманитарных дисциплин по свободному выбору студента»...

Автор: Надежда Князева

9 июля 2009 года под №642 был обнародован приказ Министерства образования и науки Украины «Об организации изучения гуманитарных дисциплин по свободному выбору студента». Приказом установлен перечень нормативных дисциплин гуманитарной и социально-экономической подготовки для бакалавров (специалистов медицинского и ветеринарно-медицинского направлений) всех направлений (специальностей) и их объемы: украинский язык (по профессиональному направлению) — 3 кредита ECTS; история Украины — 3 кредита ECTS; история украинской культуры — 2 кредита ECTS; иностранный язык — 5 кредитов ECTS; философия — 3 кредита ECTS. При этом общий объем учебного времени дисциплин гуманитарной и социально-экономической подготовки для бакалавров (специалистов медицинского и ветеринарно-медицинского направлений) физико-математических, естественных и технических направлений должен составлять 24 кредита ECTS; для гуманитарных и социально-экономических направлений — 36 кредитов ECTS.

Остальное время цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки предлагается отнести к вариативной части содержания образования. И далее: выборочные дисциплины предоставлять студентам на выбор из перечня, предлагаемого высшим учебным заведением. Предложенный студентам перечень должен содержать не менее 20 учебных дисциплин. Установить минимальный объем выборочной дисциплины, как правило, 2 кредита ЕСТS. Определить минимальное количество студентов в группе по изучению выборочной дисциплины — 25 человек.

Все это планируется ввести, начиная с приема 2009 года, а рабочие учебные планы первого курса на 2009/2010 учебный год рекомендуется привести в соответствие с настоящим приказом с последующей корректировкой учебных планов до 1 февраля 2010 года. Следующий шаг в планах министра — реализовать для этих же студентов на 3—4 курсах выбор и по специальным дисциплинам.

Конечно, много в приказе ценного и имеющего право на существование. Но...

Подписанию приказа предшествовало заседание коллегии и широкое общественное обсуждение вопросов гуманитарной подго­товки в высшей школе. Реше­нием коллегии Министерства образования и науки от 25 июня 2009 года (протокол №7/7-4) «Об усовершенствовании нормативной час­ти содержания подготовки спе­циалистов по образовательно-ква­лификационному уровню бакалав­ра (специалиста медицинского и ветеринарно-медицинского направлений)» дисциплины «Укра­инский язык (по профессиональному направлению)», «История Украины», «История украинской культуры», «Иностранный язык», «Философия» определены норма­тивными для всех направлений (спе­циальностей), по которым осу­ществляется подготовка бакалавров (специалистов медицинского и ветеринарно-медицинского направления в высших учебных заведениях ІІІ—ІV уровней аккредитации независимо от формы собственности и подчинения).

В одной из публикаций министр признал, что есть дисциплины гуманитарного характера, необходимые для любой специальности. К таким он отнес украинский язык (по профессиональному направлению), иностранные языки и историю Украины. Прав­да, по мнению министра, «целесообразно заменить в высшей школе узконаправленный обязательный курс «История Украины», который непосредственно дублирует школьный, более фундаментальным — «История украинской культуры», где под словом «культура» следует понимать не только искусство или литературное творчество, а весь образ жизни украинского сообщества, включая культуру политическую, религиозную, военную, научную». Об «Украинском языке (по профессиональному направлению)» как учебной дисциплине не сказано ни слова, а потому мне, украинскому филологу, трудно даже предположить, как следует «правильно» понимать указанную учебную дисциплину.

Далее Иван Александрович при­бегнул к более радикальному: из высшей школы историю Украины убрали. Историки сразу же под­няли шум. 1 июня 2009 года заместитель главы Верховной Ра­ды прислал обращение к премьер-министру Украины с просьбой приостановить решение коллегии Министерства образования и нау­ки о новых подходах к преподаванию истории, которыми, в частности, курс «История Украины» планировалось заменить новым «История украинской культуры». Эксперты от истории Украины собрали несколько пресс-конференций, говорят, даже обращались к президенту Украины.

Министр образования и нау­ки Украины дал студентам рецепт, как «правильно» выбирать дисциплины, отнесенные к «свободной траектории»: «Можно, например, выбрать несколько комплексных дисциплин большого объема, а можно лишь часть таких, а дополнить их рядом небольших спецкурсов: можно взять
9 дисциплин по 36 часов, или 2 курса по 72 часа, а остальные 5 — по 36 часов, или, скажем, 4 дисциплины по 72 часа, а одну — 36 часов. Для гуманитариев выбор, предусматривающий 21 кредит, очевидно, значительно богаче».

После активных интернет-обсуждений на официальном сайте МОН Украины был обнародован проект министерского приказа «Об усовершенствовании нормативной части содержания подготовки специалистов». В проекте, в частности, было указано, что понимает под кредитом ECTS министерство: это — установленное распределение учебного времени для нормативного срока обучения четыре года. В частности, для физико-математических, естественных и технических направлений: цикл профессиональной и практической подготовки составлял 156 кредитов ECTS; цикл математической и естественно-научной подготовки — 60 кредитов ECTS; цикл гуманитарной и социально-экономической подготовки — 24 кредита ECTS. Для гуманитарных и социально-экономических направлений: цикл профессиональной и практической подготовки — 156 кредитов ECTS; цикл математической и естественно-научной подготовки — 48 кредитов ECTS, цикл гуманитарной и социально-экономической подготовки — 36 кредитов ECTS. Допускалось отклонение объема отведенного учебного времени на изучение каждого цикла в пределах 2 кредитов ECTS. Установлен перечень нормативных дисциплин гуманитарной и социально-экономической подготовки для бакалавров (специалистов медицинского и ветеринарно-медицинского направлений) всех направлений и их объемы: украинский язык (по профессиональному направлению) — 3 кредита ECTS; история Украины — 3 кредита ECTS; история украинской культуры — 2 кредита ECTS; иностранный язык — 5 кредитов ECTS; философия — 3 кредита ECTS. При такой ситуации была видна пропорция кредитов: 156 кредитов ECTS для цикла профессиональной подготовки и 24 (для физико-математических, естественных и технических направлений) и 36 (для гуманитарных и социально-экономических направлений) кредитов ECTS для цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки.

Почему историки так упорно боролись? В чем здесь разница? — может возникнуть вопрос. Ведь гуманитарные дисциплины никуда не делись; преподавать или не преподавать их — зависит от высших учебных заведений, которые, вероятнее всего, будут рекомендовать «свободному студенту» их изучать.

Во-первых, нормативные учебные дисциплины устанавливаются государственным стандартом образования. Соблюдение их названий и объемов является обязательным для учебного заведения. Во-вторых, выборочные учебные дисциплины украинское законодательство позволяет устанавливать высшим учебным заведениям. Мало того, выборочные учебные дисциплины вводятся для удовлетворения образовательных и квалификационных потребностей лица, эффективного использования возможностей и традиций конкретного учебного заведения, региональных потребностей и т.д. Понимаю, у вузов есть свой суверенитет, есть свои права. Мы стремимся интегрироваться в европейскую образовательную модель, где высшие учебные заведения имеют весомое право в образовательном «строительст­ве». Но в Украине пускать на вузовский самотек содержание выс­шего образования, кажется, рановато. Сами высшие учебные заведения не до конца осознают, в чем их максимальные права. На практике (не везде, к счастью) это выглядит так: урезают, что можно и нельзя, ведь ни в одном документе не лимитированы границы такого урезания.

Меня лично больше всего поразило то, что ни министр, ни активные участники интернет-форумов ни слова не проронили о правовых дисциплинах. Будто их вообще нет. В Ориентировочном перечне выборочных дисциплин цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки бакалавра, который прилагался к проекту приказа, министерство рекомендовало выбрать историю учений о государстве и праве, психологию права, правоведение, философию права. Заметьте: конституционного права нет даже в Ориентировочном перечне выборочных дисциплин.

А Украина по Конституции яв­ляется правовым государством. Это одна из тех базовых конституционных норм, на которые не посягает ни один политик, даже тот, кто очень желает значиться автором Конституции Украины. В пра­вовом государстве господствует принцип верховенства права. А что это такое — студенту не расскажут ни в курсе украинского языка (по профессиональному нап­равлению), ни на лекциях по истории или философии, ни в кур­се истории украинской культуры.

Или еще одна конституционная норма: каждому гарантируется право знать свои права и обязанности (ст. 57). Понимаю, что законы и нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом. Но кто должен рассказать населению, что означает «в порядке, установленном законом»?!

Особенно нужны правовые знания в период перманентных конституционных изменений. Скажем, Виктор Ющенко 28 августа 2009 года подписал указ «О вынесении на всенародное обсуждение проекта Закона Украины «О внесении изменений в Консти­туцию Украины». По указу прези­дента всенародное обсуждение должно состояться до 1 декабря 2009 года. Конечно, на такую инициативу главы государства должны отреагировать ее граждане со своими конституционными обязанностями.

Сейчас стало модно, чтобы у каждого стремящегося быть заметным политика был свой (под себя) проект будущей Конститу­ции Украины. Очевидно, что граждане Украины в такой ситуации должны быть внимательными. А что означает внимательность в воп­росах, касающихся Конститу­ции Украины? Правильно — осведомленность. А в каком курсе все это преподавать? Пони­маю, что не только председатель и судьи Конституционного суда Ук­раины, министр юстиции, председатель и судьи Верховного суда, остальные специалисты с юридическим образованием понимают, какими могут быть последствия игнорирования правовых дисциплин.

В конце концов, как гражданин Украины сможет впредь ориентироваться, выполняет ли главную свою обязанность государство в части утверждения и обеспечения прав и свобод человека (часть вторая статьи 3 Конститу­ции Украины)? А будущий врач в каком курсе будет изучать права и обязанности как пациентов, так и свои?! Журналисты, инженеры, другие специалисты, кроме основ права и конституционного права, должны иметь определенные знания, касающиеся правовых отношений в их профессиональной сфере. Такого рода правовые дисциплины должны выбирать высшие учебные заведения, но чтобы их студенты понимали, о чем речь, им стоит все-таки обязательно прочитать курс и правоведения, и конституционного права.

Очевидно, что и сам Иван Александрович понимает: из вузов Украины должны выходить юридически грамотные граждане Украины, которые владеют государственным языком, знают несколько иностранных, ориентируются в главных исторических событиях Украины, в научном наследии лучших философских школ, в украинской культуре. Для юридической осведомленности в обязательном порядке в высших учебных заведениях для всех направлений (специальностей), по которым осуществляется подготовка бакалавров/специалистов-магистров, кроме правоведения и конституционного права Украины, стоит предложить учебный курс «Верховенство права» и преподавать его в рамках подготовки бакалавров. А чтобы получить соответствующий результат, гуманитарные учебные дисциплины, которые и так составляют незначительную часть всей учебной нагрузки в высших учебных заведениях, должны быть только нормативными. Возможно, даже целесообразно, чтобы содержание высшего образования, особенно в части учебных дисциплин, определялось законом. А еще лучше — Конституцией Украины, в частности статьей 92.

В завершение о следующем. Президент Украины в свое время в связи с принятием новой Консти­туции Украины и с целью обеспечения неуклонного претворения в жизнь всех ее положений обязал, в частности, обеспечить подготовку соответствующих программ и включить в учебные планы с 1996 года специальные курсы для изучения новой Конституции Украины (указ президента Украины от 12 июля 1996 года №N 553/96 «О первоочередных мероприятиях, связанных с принятием Консти­туции Украины».

Программа мероприятий по подготовке и празднованию первой годовщины Конституции Украины, утвержденная постановлением Кабинета министров Украины от 29 мая 1997 г. №509, обязывала Министерство образования обеспечить учебные заведения текстами Конституции Украины, осуществить издание учебного пособия «Конституція — основний закон України в запитаннях і відповідях», методических советов по использованию государственной символики в учебных заведениях, методических рекомендаций «Конституція України — гарант прав молоді», «Держава і національна символіка України», учебников «Історія української національно-державної думки», «Конституційне право України», «Історія української державності», «Основи конституційного права». Правительственное постановление тоже, кстати, пока действующее.

Но более всего мне «пришелся по душе» пункт 4.4 приказа: МОН Украины рекомендует принять организационные меры по сохранению кадрового потенциала кафедр, обеспечивающих преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в частности путем создания условий для переподготовки и повышения квалификации преподавателей этих кафедр. Интересно, на кого должны пойти поучиться дипломированные вузовские юристы в этой ситуации?!