UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОПАДЕТ ЛИ УКРАИНА В «БЕЛЫЙ СПИСОК» ИМО

Некомпетентность на флоте стоит человеческих жизней ИМО о своем «белом списке» заявила давно. Эта...

Автор: Нина Перстнёва

Некомпетентность на флоте стоит человеческих жизней

ИМО о своем «белом списке» заявила давно. Эта международная морская организация, после того как стало очевидным, что причиной аварий на флоте в 80% случаев является человеческий фактор (в большинстве своем некомпетентность судовых команд), была вынуждена пересмотреть систему морского образования, существующую в мире (в ИМО входят 157 стран) и ужесточить требования к подготовке специалистов. В 1995 году ею были внесены поправки в международную Конвенцию о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты, принятой в 1978 году. И страны, ее подписавшие, в том числе и Украина, обязаны привести в соответствие с этими новыми требованиями свою национальную систему морского образования. Тот, кто это выполнит, и войдет в «белый список».

На состоявшейся недавно

21-й сессии Ассамблеи ИМО было отмечено, что 26 стран уже представили все необходимые материалы, а 56, в том числе Украине, предстоит пройти заключительный этап. Наша страна еще в августе прошлого года, согласно установленным срокам, отправила в ИМО материалы, 18 кг весом, с подробным описанием национальной системы образования, подготовки и дипломирования моряков. Однако после их изучения эксперты сделали ряд замечаний. В частности, было указано на отсутствие ряда нормативных документов. (Украина по-прежнему продолжает пользоваться некоторыми старыми положениями, доставшимися ей в наследство от бывшего Союза.) Госфлотинспекция Украины (расположенная в Одессе), отвечающая за разработку материалов, учла все эти замечания и подготовила недостающие документы. Вот они-то и застряли в Киеве.

С сентября в Укрморречфлоте лежит Положение о званиях лиц командного состава морских судов и порядок их присвоения. (Это один из основополагающих документов, в котором дается толкование таких понятий, как капитан, вахтенный помощник, старпом...) В течение полугода он странствовал из Одессы в Киев и обратно и в конечном итоге потерялся среди вороха бумаг, из-за чего задерживается подписание и ряда других документов. С августа лежит и Положение о национальном реестре дипломных документов. Хотя сам реестр как инструмент для защиты международного рынка от горе-специалистов уже создан. И теперь можно проверить легитимность любого диплома. Сегодня, когда за деньги можно купить любую «корочку», это актуально как никогда. Уже год, как для согласования в Минтранс направлено Положение о расследовании аварийных морских происшествий с судами. Но оно лежит там без заметного движения и по сей день. Там же с июня пылится Устав службы на судах морского флота и ряд других документов.

В чем же причина? Оказывается, в элементарном - в бюрократической волоките. Каждая страна имеет своего представителя в ИМО от организации, отвечающей за безопасность мореплавания в государстве. У нас же Украину в ИМО почему-то представляет посол Украины в Великобритании. А за безопасность отвечают Минтранс и Комитет рыбного хозяйства. Аж два совершенно различных ведомства. Поэтому, когда речь зашла о «белом списке», то в ИМО ушло два разных пакета документов - от моряков и рыбаков. Естественно, встал вопрос о том, что прежде надо бы разобраться со всем хозяйством у себя дома. К счастью, после долгих споров (а разногласия были по целому ряду документов) и к всеобщей радости обеих ведомств удалось достичь взаимопонимания практически по всем вопросом, за исключением одного. Кто же все-таки будет представлять Украину в ИМО и отвечать за выполнение требований международной конвенции? Это не ясно до сих пор. В Одессе считают, что этот вопрос должно решить правительство и немедленно. От этого будет зависеть и скорость принятия документов, и представление их в ИМО. В противном случае будет мучительно больно за бесполезно потраченное время.

Ведь что требуется от Украины? Всего лишь подтвердить документально, что ее система образования, подготовки и дипломирования плавсостава соответствует международным стандартам качества. А по сути - показать, что она готова и стремится совершенствовать свою систему, которая пока что, по некоторым пунктам, до уровня международного не дотягивает, хотя в целом имеет хорошую славу и признается в мире. К слову сказать, до развала Союза у нас на флоте был самый низкий процент аварийности. И по этой позиции мы бежали чуть ли не впереди международных требований.

Морские специалисты -

на экспорт

Что же касается самой системы обучения, то за последние пять лет в Украине сделано немало, чтобы соответствовать новым требованиям конвенции. Наше академическое образование имеет надлежащий уровень, и это признано экспертами. Слабым звеном был тренинг (обучение навыкам). Но за последние пять лет эта проблема более-менее решена.

В связи требованиями международной конвенции в Украине действуют курсы доподготовки, переподготовки и повышения квалификации плавсостава. Сертифицированы тренажерные центры. И даже создана Ассоциация тренажерных центров. Но Украина все еще отстает в реформировании системы дипломирования. С точки зрения специалистов - это ключевой момент в решении вопроса, войдет ли Украина в «белый список» ИМО. Однако Положение о дипломировании в Украине так до сих пор и не принято.

Сложность состоит в том, что морские специалисты получают не один диплом, а несколько: учебный (после окончания учебного заведения) и рабочий (после окончания плавпрактики и спецкурсов), который по мере повышения квалификации заменяется на другой. Так вот если раньше, в бытность Союза, вопросами получения образования и квалификации ведал Минморфлот, то сейчас эти неотъемлемые составляющие единого целого поделены между Министерством образования и Министерством транспорта. У каждого ведомства свои требования и подходы. Поэтому сегодня возникла проблема, как, скажем, увязать нововведения, принятые в системе образования и в системе подготовки моряков. Как, к примеру, совместить такие новые понятия, как бакалавр, магистр с вахтенным помощником, старшим помощником, капитаном и так далее. Как в целом оценить уровень морского образования. Конвенция требует создания национальной системы стандартов качества плавсостава, но у нас до этого руки пока не дошли.

Сейчас, конечно, можно по-разному оценивать то, что сделано или не сделано в сфере морского образования за последние пять лет. Но важно заметить следующее: образование - это то, что вообще осталось в Украине от морского флота. Поэтому вопрос о «белом списке» - это не просто вопрос образования, это вопрос его сохранения. Но понимают ли это власти? Сегодня все чаще звучит вопрос: «А зачем стране готовить новые кадры, когда флота не осталось, да и старых полно, которых, к тому же, девать некуда»? Сегодня масса моряков, по некоторым данным, порядка 20 тысяч, в поисках работы. Но специалистами называется и другая цифра. Свыше одного миллиона долларов украинские моряки ежегодно ввозят в страну и здесь же их тратят.

Экспорт рабочей силы - это отличный источник валютных поступлений. На этом зарабатывают Филиппины. В свое время они вложили огромные средства в морское образование и сейчас держат первенство в мире по поставкам трудовых ресурсов на международный рынок. Около 80 тысяч филиппинских специалистов работают сегодня под чужим флагом. За ним следует Китай. Западные аналитики считают, что вскоре он может обогнать Филиппины.

Украинский флот сегодня пребывает в упадочническом состоянии, но завтра, считают специалисты, если появится финансы, страна сможет построить или приобрести суда, но воспитать так быстро хорошие кадры - вряд ли.