UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОД СЕНЬЮ ЗАКОНА

Полгода назад, в феврале 2002-го Президент Украины подписал новый закон «О высшем образовании». Казалось, все точки над «і» расставлены...

Автор: Владимир Овдин

Полгода назад, в феврале 2002-го Президент Украины подписал новый закон «О высшем образовании». Казалось, все точки над «і» расставлены. Однако, по мнению многих ученых и преподавателей, некоторые статьи этого основополагающего для высшей школы документа прописаны не в полной мере, другие практически мертвы, третьи требуют серьезной корректировки.

В активном обсуждении проекта Закона Украины «О высшем образовании» на страницах «ЗН» принимал участие академик НАН Украины, ректор Национального горного университета, председатель совета ректоров Днепропетровского регионального вузовского центра Геннадий ПИВНЯК. Многие его предложения, в частности о необходимости разработки госстандартов высшего образования, были учтены.

— Геннадий Григорьевич, с принятием нового закона полемика об уровне подготовки специалистов в украинских вузах не утихает. Каковы, на ваш взгляд, сегодняшние тенденции развития высшего образования в нашей стране?

— Система высшего образования во всем мире переживает процесс интеграции и широкого вовлечения в свою орбиту желающих получить новые знания. Большинство стран осознали: государству намного дешевле финансировать образование, чем вытеснять значительную часть молодежи на обочину общества, а затем корректировать ее девиантное поведение. Поэтому число студентов неуклонно растет. В Украине их на 10 тысяч человек населения приходится уже около трехсот пятидесяти.

Одновременно увеличение количества выпускников вузов вызывает социальное напряжение на рынке труда среди лиц с высшим образованием. Поэтому на первое место в учебно-воспитательном процессе выходят качество образования и, разумеется, конкурентоспособность молодых специалистов. Студент должен усвоить, что знания и квалификация являются его интеллектуальной собственностью. Это уникальный и единственный товар, который выпускник может предложить работодателю. Поэтому сегодня стратегия высшего образования сориентирована на формирование личности, способной самореализоваться на рынке труда. Студент, а затем выпускник вуза должен помнить о постоянной необходимости совершенствования своего образования на протяжении всей жизни. В связи с этим наблюдается тенденция активного развития последипломного образования.

С другой стороны, необходимо осознавать: увеличение численности студентов требует определенных финансовых, организационных и кадровых ресурсов. Если они не достаточны, то снижается качество образования, а значит, современный уровень развития экономики.

Поэтому маркетинговая стратегия любого высшего учебного заведения должна учитывать прежде всего потребность государства в высококвалифицированных кадрах той или иной специальности. В наше время данные факторы и определяют право вуза на существование. Кстати, Министерство образования и науки Украины уже несколько лет четко координирует и активизирует деятельность вузов, направленную на совершенствование планирования, организации учебного процесса, технологии обучения. В нынешнем году министерство в тесном взаимодействии с Союзом ректоров, Ассоциацией ректоров технических вузов и региональными советами ректоров провело ряд результативных конференций и совещаний.

— В контексте сказанного вами: как на практике осуществляется внедрение современных методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в Национальном горном университете?

— Опыт свидетельствует: при большом количестве дисциплин в учебных планах и тенденции снижения аудиторной нагрузки при традиционной организации учебного процесса эффективность усвоения знаний становится недопустимо низкой. Студенты изучают одновременно 10—12 дисциплин за семестр. Параллельное преподавание всех дисциплин учебного плана распыляет внимание, препятствует систематической работе, уменьшает мотивацию и ответственность студентов, увеличивает нагрузку до «стрессового» уровня в период сессий. А отсрочка обратной связи к концу семестра не позволяет принимать оперативные воспитательные и дидактические меры по повышению качества обучения. Контроль процесса после его завершения уже не влияет на качество. Ведущие вузы Украины имеют положительный опыт рассредоточения времени на проведение сессий с одновременным системным текущим контролем усвоения знаний студентами. Этот опыт в прошлом учебном году был использован при внедрении системы последовательно-параллельной организации учебного процесса в Национальном горном университете.

Сейчас график годового учебного плана предполагает изучение двух-трех дисциплин значительного объема (иностранный язык, математика и прочие) на протяжении всего учебного года. Из остальных предметов, объемом до 108 часов, а таких в учебных планах около 70 процентов, строятся параллельные цепи из нескольких дисциплин с итоговым контролем непосредственно после завершения изучения каждой. Таким образом, студент изучает одновременно не более пяти предметов. Содержание дисциплин большого объема разделяется на смысловые блоки (не менее трех за семестр), усвоение каждого из которых оценивается на аудиторных занятиях. Знания оцениваются без проведения семестрового экзамена как результат усвоения блоков с учетом их «весовых» коэффициентов. Для повышения оценки студент имеет право апеллировать и выполнять комплексную контрольную работу в установленном порядке.

Практика показала, что последовательно-параллельное обучение позволило своевременно корректировать учебно-воспитательный процесс, усилить контроль качества преподавания. Наиболее весомый результат эксперимента — повышение ответственности студентов за результаты учебной деятельности. Именно с этим связано достижение его цели — улучшение качества подготовки.

— Не кажется ли вам, что с появлением в нашей стране большого количества частных вузов государственные со временем утратят свои ведущие позиции на рынке образовательных услуг?

— Государственные вузы всегда были и останутся основой системы высшего образования в стране, поскольку их основная функция — выполнение государственного заказа на подготовку специалистов для приоритетных отраслей экономики Украины. Это дает возможность регулировать кадровое обеспечение различных секторов экономики, осуществлять воспроизводство научно-педагогических кадров, создавать научно-нормативную базу системы образования, в том числе государственные образовательные стандарты.

В последние несколько лет государственная поддержка системы образования стабилизировалась, хотя коммунальные услуги покрываются лишь на 70—80 процентов. А расходы на развитие инфраструктуры и материально-технической базы, поддержку научно-педагогических кадров, стимулирование роста талантливой молодежи легли на плечи самого вуза. Ограниченные возможности бюджетного финансирования учебные заведения вынуждены компенсировать, в основном, за счет своей образовательной и научно-исследовательской деятельности, включая обучение части студентов на контрактных условиях.

Госзаказ на подготовку специалистов ежегодно растет. Так, в нынешнем году он вырос более чем на 7 %. Надеемся, его увеличение будет иметь должное бюджетное финансирование. Увы, до сих пор это не наблюдалось.

При формировании бюджетной политики на 2003 год над государственными вузами третьего-четвертого уровней аккредитации нависла угроза перевода их в статус «организаций, получающих бюджетные средства», т.е. финансирования на договорной и конкурентной основе, исходя из объемов госзаказа. Эта, на первый взгляд, безобидная формулировка означает, что государственные вузы перейдут в разряд акционерных обществ с утратой контроля их деятельности со стороны центральных органов исполнительной власти. Соответственно, изменится порядок налогообложения, а бюджетное финансирование вузов будет осуществляться по остаточному принципу. В этом случае можно уверенно прогнозировать банкротство вузов, определяющих современный уровень и научно-технический потенциал ключевых секторов экономики. То есть тех, которые готовят инженерные кадры для топливно-энергетической, металлургической, горнодобывающей, химической и машиностроительной отраслей.

Альтернативы подготовке специалистов для этих сфер не существует. Частные вузы не имеют соответствующих научных школ, материально-технической базы, желания заниматься наукоемкой педагогической работой и подготовкой инженерных кадров. Некоторые из них не смогли аккредитовать по известным причинам направление или специальность, поэтому отчисляют своих студентов перед выпуском, т.к. не имеют возможности выдать им документ об образовании. Однако этих студентов не могут принять другие вузы — в результате неопределенности законодательства на сей счет. Чтобы не оказаться обманутыми, выпускники частного вуза для получения документа об образовании государственного образца должны иметь право на государственную аттестацию в аккредитованном государственном вузе. Внебюджетные ресурсы вузов за счет инженерных специальностей сегодня не превышают 10—15% и направляются исключительно на кадровое обеспечение подготовки специалистов, поддержку материально-технической базы, которая намного сложнее и дороже, чем, скажем, у вузов экономического профиля. Поэтому необходимо сохранить существующий сегодня статус государственных высших учебных заведений как бюджетных организаций.

Хочу отметить, что озабоченность по этому поводу ректоров ведущих вузов страны воспринята с пониманием и нашла поддержку премьер-министра Украины. При обсуждении проекта бюджетной резолюции на 2003 год принципиальную позицию заняли комитеты Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда, науки и образования, бюджета, строительства, транспорта и связи, которые настояли на сохранении существующего статуса государственных вузов как бюджетных организаций. Поэтому остается надежда на адекватную реакцию Верховной Рады в целом при рассмотрении государственного бюджета.

— Кстати, насколько самостоятельны вузы в расходовании денежных средств?

— Контроль за расходованием денежных средств, включая внебюджетные, конечно, необходим. Однако в случае решения задач, определяющих жизнедеятельность вузов, особенно при оказании экстренной материальной помощи, в том числе семьям погибших шахтеров, вузы, на наш взгляд, должны иметь больше прав в использовании собственных внебюджетных средств, дабы действовать оперативно и самостоятельно. Практика европейских университетов свидетельствует не только об этом, но и о возможности размещения собственных средств на депозитных счетах банков. Полученные доходы идут на развитие вузов. Как нам сейчас это необходимо! Надеемся, Верховная Рада учтет это, принимая бюджет страны на 2003 год.

Система высшего образования остро нуждается и в совершенствовании налогообложения. Например, необлагаемая налогом материальная помощь, которую мы оказываем студентам, ветеранам или сотрудникам за счет внебюджетных средств, не может превышать размер прожиточного минимума. При этом в течение года не облагается налогом лишь одна материальная помощь. С последующих же взымает налог, дискредитирующий само понятие «помощь». Некорректно ограничивать размер материальной помощи, не учитывая конкретные жизненные ситуации. Аналогичная ситуация и с благотворительными фондами, создаваемыми в вузах для поддержки талантливой молодежи. Стипендии этих фондов сегодня трижды (!) облагаются налогом. Хотя во всем мире предусмотрена льготная система налогообложения учебных заведений. Желательно, чтобы новый состав парламента вопросы образования и науки сделал в своей законотворческой деятельности приоритетными.

— В предыдущих выступлениях на страницах «ЗН» вы обращали внимание на несовершенство законодательства об образовании и предупреждали о «мелях и рифах» будущего закона. Насколько их удалось избежать в уже принятом и действующем Законе Украины «О высшем образовании»?

— Появление закона — важное событие в жизни страны. Безусловно, его статьи устранили многие правовые пробелы, установили, в большинстве своем, обоснованные организационные и финансовые основы функционирования системы высшего образования, укрепляющие автономию вузов. Однако создать идеальный закон еще никому не удавалось. Министерство образования и науки приступило к мониторингу первых результатов действия закона, поскольку очень важно своевременно накапливать и отслеживать наработки региональных вузовских центров с учетом меняющегося состояния различных секторов экономики страны. Есть необходимость определить первоочередные задачи по реализации закона, которые известны уже сейчас. Безусловно, возникнут и другие проблемы, о которых мы пока не подозреваем.

К первоочередной задаче совершенствования закона, по мнению многих специалистов, следует отнести изменение редакции статьи 23, п. 4. Если сегодня госзаказ на подготовку специалистов привести к 51%, как этого требует закон, то, по предварительным расчетам, государственные вузы не смогут принять 97 тысяч студентов, а система образования потеряет около 240 млн. грн. Если в данную статью не внести изменений, то последствия для инженерных вузов будут тяжелыми.

Есть и другие проблемы, возникшие «по вине» закона. Например, обучение студентов, имеющих диплом младшего специалиста, по интегрированным учебным планам требует соответствующего объема приема на II или III курсы и, следовательно, лицензирования и аккредитации как отдельного вида образовательных услуг. Кроме того, законом регламентируется максимальная годовая учебная нагрузка научно-педагогических работников (до 900 часов), но отсутствует норматив «число студентов на одного преподавателя». В результате возникла тупиковая ситуация — министерство выделяет штатные единицы по нормативу «число студентов на одного преподавателя», а норма закона «максимальная учебная нагрузка» требует большее количество ставок. Из штатного расписания вузов исчезла должность «преподаватель-стажер», что увеличивает разрыв между поколениями преподавателей, который наметился во многих учебных заведениях страны.

Таким образом, системе образования еще предстоит разработка организационно-распорядительного механизма, определяющего технологии, процедуры и правила реализации норм закона.