UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему в школах не хватает учителей? Результаты исследования

Автор: Зоя Литвин

Будущее страны невозможно без качественного образования, а оно во многом зависит от учителей. Поэтому кадровые проблемы в школе имеют без преувеличения государственный вес. Общественный союз «Освіторія» совместно с исследовательским агентством Fama провели исследование «Учителя Украины: кадровый потенциал», в котором была основательно проанализирована ситуация с кадровым обеспечением школ. К нашему опросу присоединились более 10 тысяч учителей и студентов педагогических специальностей из разных регионов Украины.

По нашим данным, в Украине чувствуется нехватка учителей. Эта тенденция остается устойчивой на протяжении последних пяти лет и со временем обостряется. Так, за последние два года количество педагогов в Украине уменьшилось на 40 тысяч. Проблема кадрового голода есть не только в Украине. Согласно исследованию UNICEF, в мире царит этот тревожный антитренд. А в Украине обострению этой проблемы способствует еще и полномасштабная война.

По состоянию на 2023/2024 учебный год в заведениях общего среднего образования Украины работали 392,7 тысячи педагогических работников, из них 282,1 тысячи учителей были вовлечены непосредственно в обучение, в частности 74,9 тысячи преподавали в младших классах.

Читайте также: Работа учителей за границей: зачислят ли ее в педагогический стаж

Что говорит о том, что в Украине наблюдается кадровый голод? По нашим подсчетам, нехватка учителей начального образования в городах составляет примерно 19 тысяч, в селах — около 11 тысяч. Нехватка учителей естественных наук — около 4,4 тысячи и 0,1 тысячи соответственно; учителей математических наук — 2 тысячи и 1,4 тысячи. Иначе говоря, запрос на учителей младших классов не заполнен на треть (31%) в городах и четверть (25%) в селах; математическая область не заполнена на 17 и 18% должностей учителей соответственно; естественных наук — на 25 и 1%.

С точки зрения географии самый большой запрос на кадры фиксируется в прифронтовых областях — Днепропетровской, Харьковской, Запорожской, Одесской и Николаевской.

В структуре учителей-предметников есть разрыв между техническими и гуманитарными науками: доля педагогов гуманитарных предметов в полтора раза больше доли технических. Больше всего учителей-предметников приходится на языково-литературную область (27% от общего количества учителей). Примечательно, что учителей других областей существенно меньше: например, доля педагогов естественных наук вдвое меньше (13%), математических — почти втрое (8%).Такой разрыв между образовательными областями в течение последних пяти лет оставался неизменным.

Вместе с тем среди учителей мало молодых, и эта тенденция сохраняется уже давно. Так, сейчас средний возраст учителей приблизительно 45 лет.

Вместе с тем количество молодых учителей (до 30 лет), если сравнить с другими возрастными группами, уменьшается быстрее всего: за последние два года количество учителей этой возрастной категории уменьшилось на 22%. А учителей в возрасте 41–50 лет — на 15%. Директора школ во время интервью в рамках нашего исследования отмечали: «Держим учителей, как можем, лишь бы они не уходили». Особенно сложная ситуация в сельской местности. По словам одного из руководителей, в школе уговаривают работать 75-летнюю учительницу физики, потому что замену ей найти невозможно.

Результаты опроса учителей участников нашего исследования свидетельствуют о риске дальнейшего старения преподавательского состава: старшие педагоги проявляют бóльшую готовность работать в школе в длительной перспективе, чем младшие по возрасту коллеги. Так, среди педагогов 46–55 лет таких 71%, среди учителей до 25 лет — 42%.

Казалось бы, у нас есть потенциал пополнения учительских рядов — ежегодно во время вступительной кампании многие абитуриенты выбирают педагогические специальности. Однако есть несколько но. У абитуриентов и студентов возникает много вопросов, в частности относительно престижа профессии, уровня ее оплаты. Поэтому более сильные абитуриенты не выстраиваются в очередь на поступление в педагогические заведения высшего образования. И как следствие средний вступительный балл на педагогические профессии снижается. Например, в 2023/2024 учебном году самый высокий вступительный балл на бюджет среди педагогических специальностей был зафиксирован на гуманитарные специальности, а именно среднее образование (английский язык и зарубежная литература) — 167, тогда как на международные отношения, общественные коммуникации и региональные студии (самые первые среди всех программ) — 189 баллов. Зато самый низкий вступительный балл был у студентов технических специальностей: среднее образование (технологии) и среднее образование (естественные науки) — 143 балла.

Основные мотиваторы для учителей, которые стимулировали бы их остаться в профессии, по данным нашего исследования, таковы:

Как свидетельствуют данные нашего опроса, меньше половины учителей (47%) довольны своей работой. Примечательно, что есть разница между уровнем удовлетворенности среди учителей разных возрастных категорий: старшие обычно оценивают свою работу лучше, чем молодые.

Перегруженные и демотивированные учителя быстро уходят из профессии. За 10 лет работы в общественном союзе «Освіторія» мы неоднократно фиксировали жалобы учителей на перегруженность. По результатам исследования, 60% учителей недовольны объемом реальной рабочей нагрузки, а 53% не устраивает перечень рабочих задач и количество бюрократии в работе.

Не способствует мотивированности учителей и уровень зарплаты — она остается несоразмерной нагрузке. Мы видим две картины: либо на учителя приходится много учеников, либо приходится преподавать сразу несколько предметов. И к этому еще добавляется бюрократия — словом, набор для демотивации еще тот.

Читайте также: Прибавки к зарплате учителям в 2025 году: Лисовой прокомментировал решение Кабмина

По данным исследования, всего 12% довольны уровнем заработной платы, 19 — частично довольны, 68% — недовольны. Молодые учителя более негативно оценивают свою зарплату, чем учителя старшего возраста.

Очевидно, что проблема кадрового голода в школах требует комплексного решения. Необходимы глобальные изменения. И это не только повышение престижности и привлекательности профессии учителя, увеличение зарплаты, но и реформирование школьного образования — его содержания, структуры. А также создание эффективной системы подготовки и переподготовки учителей.

Наше исследование показало также положительную тенденцию: среди учителей есть высокий спрос на усовершенствование знаний, причем как по предмету, который преподают, так и из других областей. Так, в усовершенствовании знаний о предмете, который преподают, видит потребность 41% опрошенных учителей; в знании техники преподавания материала ученикам (а это и есть педагогическое мастерство) нуждается почти половина опрошенных (46%). Опрошенные учителя продемонстрировали также высокий запрос на усовершенствование знаний по английскому языку — улучшить или выучить его хотели бы 73%. Еще 58% заметили, что видят потребность усовершенствовать знания по первой домедицинской помощи. Почти половина учителей (43%) отметили, что видят потребность усовершенствовать уровень украинского языка.

Что касается цифровых навыков — половина опрошенных желает больше знать о возможностях использования базовых (Word, Zoom, Powerpoint) и продвинутых (ИИ, Kahoot и т.п.) цифровых инструментов. Примечательно, что лишь незначительная часть опрошенных назвала эти знания ненужными в их профессиональной деятельности.

Сейчас в средней школе продолжается реформа НУШ, и в скором времени она начнется в старшей школе. Для того чтобы реформа была эффективной, важно, чтобы учителя поддерживали ее. Однако по результатам нашего исследования только 47% педагогов позитивно относятся к НУШ, 36% указали нейтральное отношение, а 17% отрицательно воспринимают изменения. Да, эти цифры нельзя назвать утешительными. Но они и не основание для пессимизма. Отчасти их можно объяснить тем, что реформирование образования происходит непоследовательно в том смысле, что мы не ждем, пока наши семиклассники, которые являются первым поколением НУШ в старшей школе, дойдут до десятого класса, а планируем уже в ближайшее время запускать реформу в выпускных классах. Кстати, введение старшей профильной школы поможет также сбалансировать нагрузку учителей и учеников, ведь будет создана возможность для учеников выбирать учебные предметы, интегрированные курсы.

Также отношение к реформе можно частично объяснить недостаточной осведомленностью учителей, а, следовательно, со временем оно может измениться. И мы видим такой опыт в начальной школе: сейчас 56% учителей начальных классов довольны реформой, а был бы ответ таким, если бы их спросили в начале внедрения изменений?

Как известно, самые эффективные решения всегда основываются на четких и проверенных данных. «Освіторія» будет использовать полученные результаты в дальнейшей работе и приглашает других представителей образовательной области опираться на эти данные.