Как вузы делили государственный заказ
В эту вступительную кампанию в Украине введена новая модель распределения мест государственного заказа между университетами. Теперь абитуриенты своими заявлениями "голосуют" за увеличение финансирования того или иного вуза.
В этом году в украинские вузы поступали свыше 580 тысяч абитуриентов. Воспользовавшись своим правом подавать до 15 заявлений на поступление, в общем итоге они подали 2 011 062 заявления. Это почти на 200 тысяч больше, чем в прошлом году, несмотря на общее уменьшение количества выпускников школ.
Система электронной подачи заявлений на поступление функционирует уже не первый год, но в 2016-м она стала обязательной для всех, кто поступает на бакалаврат. Исключение составили лишь абитуриенты, имевшие льготы при поступлении, и приемные комиссии должны были проверить документы, дающие право на такие льготы. Бумажные заявления также подавали те, кто был намерен поступать в магистратуру или на программы подготовки младшего специалиста.
Вообще с помощью электронной системы было подано 1 167 036 заявлений на бакалаврские программы. Это составляет 86,8% от общего количества поступающих, принимавших участие в конкурсе на этот уровень.
К величайшему сожалению, в первые дни подачи заявлений абитуриенты сталкивались с некоторыми проблемами. Система не всегда работала, и это, бесспорно, создавало напряжение для поступающих и приемных комиссий. Однако через несколько дней ситуация нормализовалась. Несмотря на первые трудности, следует заметить, что у нового механизма подачи документов много преимуществ. Это прощание с советским наследием бумажных заявлений и многочасовых очередей под приемными комиссиями. Это нивелирование логистических рисков (как-то отсутствие билетов или средств, чтобы добраться до вуза в другом городе), экономия времени поступающих.
Ключевым же изменением вступительной кампании-2016 стала новая модель распределения государственного заказа в вузы. В этом году впервые испытывается механизм, заложенный в Законе "О высшем образовании". Его главный принцип - отказ от ручного распределения бюджетных мест в пользу прозрачной системы. Теперь МОН не играет, рискуя попасться в коррупционную ловушку, ключевой роли в установлении количества бюджетных мест, которые получит то или иное учебное заведение. Это определяют сами абитуриенты, а именно - те из них, кто продемонстрировал наивысшие результаты на ВНО. Именно они могут "принести" дополнительные бюджетные места на ту или иную специальность, подав на нее документы. А значит - и дополнительные бюджетные средства на подготовку специалистов.
Однако это не означает, что все места государственного заказа пойдут за более сильными абитуриентами на самые популярные специальности. Государство оставляет за собой право определять общий объем мест для каждой специальности, которая будет финансироваться из бюджета.
То, что распределение мест между университетами не будет зависеть напрямую от МОН, дает двойной результат. Во-первых, это нивелирует субъективную составляющую. Ведь во время вступительной кампании министерство получает тысячи звонков, писем, обращений от университетов, депутатов, "влиятельных людей" с настойчивыми требованиями увеличить государственный заказ для некоторых университетов на некоторые специальности. Решение отказаться от ручного распределения госзаказа помогло избежать такого давления.
Во-вторых, заложенная в законе "О высшем образовании" модель государственного заказа призвана стимулировать конкуренцию между вузами и способствовать предоставлению мест более сильным поступающим по каждой специальности. А это особенно важно, если учесть общее сокращение количества поступающих и корректирование общих объемов государственного заказа согласно демографическим тенденциям.
В 2004 г. школу окончили 526 тысяч детей, а в 2016-м - всего 200 тысяч. Учитывая такие демографические тенденции, следует честно признать, что университеты не могут ежегодно не то что увеличивать количество государственного заказа, но даже сохранять его на уровне прошлого года. Ведь на сегодняшний день мы и так вышли на критическую отметку: в вузы попадает до 80% выпускников школы. Конечно, это не только те, кто учится за счет бюджета, но и контрактники, доля которых в некоторых специальностях весьма высока. Так, по специальности "право" на контракте учатся почти 80% студентов.
Резкое уменьшение количества выпускников школ является главной причиной сокращения количества студентов, ведь конкуренция за поступающих между университетами ежегодно возрастает. Опасения, что все больше выпускников "проголосуют ногами", то есть поедут учиться за границу, несколько преувеличены. Статистика получения апостиля на школьных аттестатах (процедура, необходимая для представления документов в иностранный вуз) подтверждает: в 2015 г. за первые два летних месяца были апостилированы 7962 аттестата, а за аналогичный период 2016-го желание учиться в другом государстве проявили почти на тысячу вчерашних школьников меньше - 7047.
Предлагаемая система распределения государственных мест вызвала неоднозначную реакцию педагогического сообщества. Среди основных опасений - угроза "дисбаланса в развитии человеческих ресурсов в регионах". Ведь столичные вузы более привлекательны для абитуриентов. Однако опасения оказались преувеличенными.
Во-первых, следует заметить, что дисбаланс между регионами существовал всегда. Крупные университетские центры (в первую очередь Киев, Харьков и Львов) всегда получали большую долю поступающих, поскольку там расположены крупнейшие университеты. Так, в 2015 г. 25,5% от общего количества бюджетных мест сосредоточивалось в киевских вузах, 13 - в харьковских, почти 9% - во львовских. В 2016 г. ситуация изменилась мало. По предварительным данным (ведь сейчас мы можем анализировать лишь предоставленные рекомендации к зачислению на бюджет, а не само зачисление), Киев может получить около 26% мест, Харьков - 12,7, Львов - 10%.
Если проанализировать ситуацию в разрезе университетов, то мы видим, что региональные вузы не просто вошли в перечень университетов, получивших наибольшее количество дополнительных бюджетных мест, но и лидируют в рейтинге как по абсолютным (количеству мест), так и по относительным (проценту дополнительных мест) показателям.
ТОП-10 вузов, которые более существенно увеличили государственный заказ (то есть оказались самыми популярными среди поступающих), выглядит так: Львовская политехника, КНУ им. Т.Шевченко, КНЭУ им. В.Гетьмана, ХНУ им. В.Каразина, КНТЭУ, ЛНУ им. И.Франко, Каменец-Подольский национальный университет им. И.Огиенко, Черновицкий национальный университет
им. Ю.Федьковича, КПИ, Киево-Могилянская академия.
Первой в списке вузов по абсолютному увеличению государственного заказа стала Львовская политехника - дополнительно за счет государственного заказа здесь смогут учиться 498 студентов. По росту в процентном значении удержал первенство еще один львовский вуз - Львовский национальный университет ветеринарной медицины и биотехнологий им. С.Гжицкого: +59,2%. Это связано в первую очередь с ростом государственного заказа на профильные для этого заведения специальности. В целом же в первой десятке вузов по абсолютному увеличению сложился паритет киевских и региональных университетов, а в топ-20 последних - более половины.
Относительно выбора специальностей, ситуация в этом году не очень отличалась от предыдущих: гуманитаристика и обществоведческие специальности привлекают абитуриентов в несколько раз больше, чем технические. В топ-7 по количеству заявлений, поданных на бакалаврат, вошли: филология - 108 184 заявления, право - 105 347, менеджмент - 70 785 заявлений, компьютерные науки и информационные технологии - 64 811, среднее образование - 54 377. Также популярностью пользовались экономика и психология - на них подали документы 50 782 и 49 141 абитуриентов соответственно.
Именно эти специальности, кроме "среднего образования", получили поступающих с наивысшими баллами. Очевидно, популярность педагогической специальности при подаче заявлений объясняется тем, что для многих абитуриентов она была запасным вариантом. В результате на педагогов уже не первый год учатся те, кто поступал с тревожно низкими баллами. Так, наиболее низкий проходной балл, с которым абитуриент получил рекомендацию на обучение за бюджетные средства, зафиксирован на педагогическую специальность "среднее образование: физика" - 100,85 балла. Напомним, что наиболее низкий проходной результат ВНО - 100 баллов. То есть лишь 0,85 балла отделяло будущих педагогов от порога, по которому абитуриенты не допускались к участию в конкурсе. И именно эти десятые процента позволили людям, которые едва подтвердили свои знания на ВНО, в будущем учить детей.
Еще более удручающей картина представляется, если взглянуть на топ наиболее низких проходных баллов. На какие специальности шли поступающие с низкими баллами ВНО - скажем, до 110 баллов? Таких специальностей 17. Любопытно, что 13 из них касаются будущих учителей. Чтобы не быть спекулятивными, указывая лишь на низшие пороги значения, следует обратиться к наивысшим проходным баллам. Например, на специализацию "физика" специальности "среднее образование" Харьковского национального педагогического университета им. Г.Сковороды наивысший балл поступающего - 156,9. А в столичный НПУ им. М.Драгоманова набирали абитуриентов, у которых наивысший балл - 159,45. Однако последний показатель скорее исключение - следующими в рейтинге идут абитуриенты с баллами значительно ниже. Это свидетельствует о низкой приоритетности педагогической специальности для поступающих - отсутствие восприятия специальности "учитель" как достойной профессии.
Вместе с тем некоторые специальности демонстрировали неожиданно высокие пороговые баллы. Наилучшие абитуриенты, которые имели наивысшие баллы ВНО, поступали на специальности "международные отношения, общественные коммуникации и региональные студии", "филология" и "право". Наивысший же порог в этом году зафиксирован на международные отношения - 190,7 в ХНУ В.Каразина. А по специальности "право" наивысший проходной балл был в Киево-Могилянской академии - 184,88.
К сожалению, технических специальностей в этом рейтинге мы не видим. Зато прослеживаем их рейтинговое падение. Например, две трети поступающих, рекомендованных к зачислению на специальность "горное дело", имеют конкурсный балл в пределах 120–130.
Вступительная кампания 2016 г. еще не закончилась, однако некоторые выводы уже можно сделать.
Во-первых, следует улучшить качество работы системы электронной подачи документов. Кроме технических решений, в МОН уже сейчас обсуждаются некоторые управленческие мероприятия, в первую очередь - разведение во времени подачи заявлений на бакалаврат и в магистратуру. В рамках подачи заявлений на бакалаврат рассматривается возможность создать определенный график - чтобы в первые дни подача заявлений была открыта только для абитуриентов, поступающих на специальности, которые предусматривают творческие конкурсы, и для тех, кто будет сдавать вступительные экзамены.
Также рассматривается возможность автоматически вносить информацию о среднем балле аттестата в единую базу, что снимет необходимость подгрузки сканов документов об образовании.
Во-вторых, ради повышения эффективности распределения абитуриентов проговаривается возможность выставлять приоритеты для заявлений и на бюджет, и на контракт. Предположим, если поступающий мечтает учиться только в ЛНУ им. И.Франко на специальности "международные отношения", он выставляет для заявления на поступление на бюджет по этой специальности приоритет №1. Если при этом он или его родители готовы оплачивать контракт, то нужно создать возможность для подачи заявления на контрактную форму с установлением приоритета №2. В таком случае, если поступающий не пройдет конкурс на бюджет по этой специальности, то система автоматически проверит, проходит ли он по второму приоритету, то есть на контрактную форму обучения на эту же специальность. Если проходит, то именно это место ему предложат. Вместе с тем заявления с низшими приоритетами будут упразднены, так что на них "подтянутся" другие поступающие.
Таким образом, удалось бы решить проблему заполнения бюджетных мест для университетов, ныне теряющихся из-за того, что поступающие, получившие рекомендацию на зачисление, не подают документы на бюджет, а вместо этого поступают на контракт в другие вузы или на другие специальности.
Также для повышения качества отбора необходимо на следующий год внести изменения в закон Украины "О высшем образовании", которые разрешат отбор с учетом специализаций (или образовательных программ), а не только в пределах шире определенных специальностей.
В-третьих, необходимо стимулировать качественный отбор на педагогические и естественные специальности. Очевидно, что простым увеличением количества мест госзаказа для этих специальностей вопроса не решить. Даже получив рекомендацию к зачислению на бюджетную форму обучения, поступающие весьма часто решают пойти на контракт на более престижную специальность, а не учиться на химика или учителя. Поэтому крайне важно нарабатывать новые подходы к набору на эти критически необходимые для общества специальности. Так, если мы как общество признаем, что нам нужны профессиональные учителя, мы должны найти способы мотивировать лучших выпускников идти на педагогические специальности - через повышенные стипендии, составление договоров на трудоустройство с гарантией адекватной оплаты труда после завершения обучения и т.п. То же самое касается поиска дополнительной мотивации, которая будет привлекать более сильных студентов на естественные и инженерные специальности.