UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЛАТА ЗА СВОБОДУ — ЭКСТЕРНАТ

С некоторых пор в Министерстве образования вновь заговорили об экстернативной форме обучения. И хотя это не новый вид просвещения, его переодели в современный наряд...

Автор: Алексей Лунченко

С некоторых пор в Министерстве образования вновь заговорили об экстернативной форме обучения. И хотя это не новый вид просвещения, его переодели в современный наряд.

В Советском Союзе экстернат был введен в 1922 году, но с появлением заочной формы в 1927 году, он стал постепенно вытесняться на задний план. Трудящаяся молодежь не торопилась получать диплом специалиста. Да и от дополнительного отпуска, предоставляемого предприятиями в период сессии, не спешила отказываться.

Вспомнили об экстернате лишь в период «перестройки», когда взгляды устремились в сторону «загнивающего» Запада. Стряхнули с него пыль, но практически не довели до конца хорошую идею восстановления экстернативного метода, утвердив эту форму лишь в 11 вузах империи. На всей территории Украины только одно высшее учебное заведение имело такую привилегию - Киевский государственный университет. Из семи специальностей, на которых обучались экстерном, шесть имели отношение к политпропаганде. Не сложно понять, кому вручались дипломы о втором, третьем, четвертом и т.д. высшем образовании.

Наступил конец тотальному высшему образованию. Трудности с государственным финансированием образования, заставили вспомнить об экстернате. В 1995 году обновленный по европейскому образцу (чего еще не успели сделать российские коллеги) экстернативный метод обучения был нормативно утвержден Министерством образования Украины.

Это очередной шаг на пути реформы отечественной системы просвещения. Эпоха «всеобщей грамотности» канула в прошлое. Ростки капитализма начинают пробиваться и в наших студенческих аудиториях: отмена вечерней формы обучения, мораторий на студенческие стипендии «по потребностям» и т.д. Все эти нововведения связаны, с одной стороны, с финансово-экономическими трудностями украинской школы, с другой - с корректировкой менталитета: я учусь, чтобы работать и зарабатывать.

Министерские законодатели образовательной моды признают, что денег на обогрев, освещение и содержание в надлежащем виде бюджетных альма-матер у них нет. Заработанное нелегким учительским и преподавательским трудом выплачивается крайне нерегулярно... Больной вопрос - «где взять деньги?» вынуждает просвещенцев проводить перестройку учебного процесса соизмеримо с потребностями народно-хозяйственного комплекса страны в квалифицированных дипломированных специалистах и с финансовыми возможностями госбюджета. Как уже обсуждалось в «ЗН», Минобразования подготовило проект положения о платных образовательных услугах, который направило для утверждения в Кабинет министров.

А пока известно, сообщил первый заместитель министра образования Виталий Бабак, что сдача вступительных, текущих и выпускных экзаменов на экстернативной форме обучения будет платной. Расценки на образовательные услуги будет устанавливает каждое учебное заведение индивидуально. Сегодня данный метод принят в 35 высших учебных заведениях (3-4 уровень аккредитации), 15 техникумах и училищах (1-2 уровень аккредитации), расположенных по всей территории Украины, без каких-либо региональных приоритетов.

Понятно, что вузы экономят на экстернате деньги для оплаты коммунальных услуг, для организации учебного процесса - материальные и людские ресурсы. А что же имеет от введения такой формы обучения студент? По словам одного из разработчиков положения «Об организации экстерната в высших учебных заведениях Украины» Якова Балюбаша, очень многое. Во-первых, совершенно очевидно, что учебе все возрасты покорны - возрастной ценз для экстерна отсутствует. Во-вторых, получить диплом при желании можно в кратчайшие сроки - за один год. Если же такого рвения к знаниям у студента не наблюдается, он может ждать его пришествия и 10 лет: карательные санкции (отчисление) к любителям «длительных полетов» не применяются.

Первый заместитель министра образования Виталий Бабак отметил, что основной целью введения экстерната является сокращение сроков переквалификации уже имеющихся специалистов, без снижения уровня обучения (что наблюдается в институтах повышения квалификации, которые, чаще всего, подчинены не Министерству образования, а профильным министерствам и всячески сопротивляются реформам), а также экономия материальных ресурсов, как образовательных учреждений, так и самих студентов. В первую очередь экстернатив - это возможность всего за год учебы получить, на базе уже имеющегося образования, еще одну или несколько специальностей без отрыва от основного занятия.

Экстерн - в переводе с латинского - посторонний. Льготы, установленные законодательством для студентов, на экстернатов не распространяются. Зато свобода учащихся экстерном деканатом контролироваться не будет: посещать лекции в данном случае не требуется. Но если такое желание у «постороннего» студента возникнет, то за «отдельную, умеренную плату» деканат его осуществит. А пока копите денежки, за «свободное» обучение придется платить.