История о 150 баллах очень поучительная. Она не об абитуриентах, МЗ, депутатах или медицинских университетах, она прежде всего о реформе государственной службы, о том, что эта реформа должна исправить.
Итак, только самоубийца или откровенно неосведомленный человек может выступать против введения проходного порога как такового. Врачами должны становиться самые лучшие. Медицина намного сложнее, чем другие специальности, ей обязательно нужны сильные абитуриенты изначально. МЗ право, утверждая, что даже 150 баллов - мало, ведь это только троечка с плюсом. Если отталкиваться от ВНО этого года, то нежелательно брать людей с биологией ниже 180 баллов, - с этого порога начинаются отличники.
Можно ли устанавливать проходной балл за два месяца до вступительной кампании? Нельзя. Человек должен понимать правила игры еще до ее начала. Правы ли депутаты, критикующие МЗ за это? Правы, однако их самих эта критика никогда не останавливала: они ежегодно инициируют изменения в условия приема накануне вступительной кампании. В конце концов, 150 баллов принимались в апреле в пакете изменений, но весь пакет никто не хочет отменить, речь ведут лишь о 150 баллах.
А что сами университеты? Неужели медуниверы - это сплошные преступники, которые только и хотят набирать слабых студентов, чтобы их доить на сессии? Неужели они настолько глупы, что не видят: научить троечника практически невозможно? На войне, которую ведет МЗ, именно так все и выглядит. Однако реальность, по моему мнению, куда сложнее.
Таким образом, если вернемся в мир, где не все преподаватели медицинских университетов дураки и берут взятки, то следует поразмыслить над тем, что тогда принуждает их набирать откровенно слабых контрактников, какова этому причина?
Любопытным далеко ходить не придется. Постоянное урезание государственного финансирования (а оно началось очень давно) принуждает медицинские университеты покрывать недостаток за счет средств от платы за обучение контрактников и иностранцев. Ни один премьер, ни один министр здравоохранения до сих пор не брался за решение этой проблемы. Воцарилось молчаливое согласие - правительство не дает достаточно денег, но закрывает глаза на то, кого набирают университеты. В конце концов, это характерно для всего высшего образования в Украине, просто в медицинских университетах последствия от такой практики самые негативные. Уровень затрат постоянно, иногда неожиданно, возрастает. Нет, речь идет не о необходимости закупить новое современное оборудование для обучения медиков, не о стажировке за рубежом, а, например, о повышении минимальной зарплаты и росте коммунальных платежей, которые проели дырки в бюджетах университетов. То есть это не затраты развития, это не инвестиции, это затраты потребления или, лучше сказать, выживания. Вот их вынуждены покрывать медицинские вузы за счет набора контрактников.
Почему так произошло? Потому что все правительство, Минобразования, МЗ, Минэкономики ежегодно откровенно врут. Каждую вступительную кампанию члены правительства выходят к журналистам и рапортуют, что они увеличили т.н. объемы государственного заказа, что количество бюджетных мест возрастает или по крайней мере остается на уровне. Ни один журналист никогда не спросил: "Погодите, почему возрастает? У нас же экономический кризис, сплошные урезывания, откуда деньги на то, чтобы количество бюджетных мест возрастало?". Все просто. В правительстве не считают, сколько стоит научить одного условного студента. Поэтому мы не знаем, сколько мест государственного заказа на самом деле может вынести наш бюджет. Очевидно лишь одно - намного меньше, чем сейчас их есть. Однако каждый министр, как черт ладана, боится заявить об уменьшении количества бюджетных мест - это очень непопулярно.
На недавней пресс-конференции руководители МЗ заявили, что у них нет инструментов влияния на университеты. Дескать, после обретения действия новым Законом "О высшем образовании" университеты стали автономными, и поэтому в их арсенале есть лишь две опции: установить порог на поступление и лицензионные экзамены КРОК, которые медики составляют во время обучения. Экзамены КРОК, о чем МЗ, наконец, вспоминает, требуют усовершенствования, поскольку они не всегда отсекают невежд, поэтому врачами иногда становятся даже троечники. Так что, по мнению руководства МЗ, сейчас им остается лишь проходной порог.
Но это только половина правды. Руководители МЗ молчат о мощнейшем инструменте в их руках - они могут регулировать финансирование медицинских вузов. Именно к их компетенции относится определять количество бюджетных мест, объем средств на эти места и их распределение. В чем же тогда проблема? МЗ не знает, как использовать этот инструмент? Сколько врачей нам потребуется через 10 лет? Сколько невропатологов, фтизиатров, окулистов или дерматологов, сколько надо хирургов и терапевтов? Хватает ли нам их сейчас? Если да, то хватает ли качества или количества? А сколько стоит подготовка студента или интерна? Нет, не коммуналку оплатить и зарплаты покрыть, а так, чтобы на современном оборудовании и с ведущими преподавателями? И, наконец, сколько реально наш бюджет может покрыть бюджетных мест?
Это сложные вопросы, для решения которых нужно иметь компетентных специалистов, способных анализировать, прогнозировать и предусматривать разные сценарии развития. Потому что именно это должно делать министерство - видеть и понимать перспективу. Таких специалистов в МЗ нет. Почему их до сих пор не привлекли? Нет, не за неимением ресурсов. Просто у нас всегда брали на службу своих, проверенных, которым можно доверять, и которые не обязательно должны быть специалистами и разбираться в разных вопросах отрасли. После Майдана мало что изменилось. Более того, кое-где добавилось убеждение, что революция все простит. Люди не боятся навредить больше, чем принести пользы, по-дилетантски самоуверенны и не сомневаются. А коррупционная гниль только подогревает слепую веру в свою правоту. Простите, но на фоне патологических коррупционеров и другого хлама очень легко уверовать в свою правильность.
Вернемся к вопросу порога. Итак, похоже, правительство отменит решение о 150 баллах. Есть ли альтернативы этому решению? Я убежден, что есть, и даже больше - они не так мучительны для университетов. Вспомним причину, которая принуждает медицинские вузы набирать контрактников: на каждого бюджетника они не получают достаточно средств, значит должны добирать деньги с платного обучения. Таким образом, если начинать выделять на одного бюджетника больше средств, медицинские вузы будут иметь меньше стимулов набирать слабо подготовленных контрактников. Однако деньги не падают с неба, и их сумма четко определена. Что не является определенным и, как я уже писал, не имеет никакого рационального обоснования, - так это количество бюджетных мест, которое выделяет МЗ. Как вы уже догадались, после уменьшения количества мест на одно бюджетное место будет приходиться большая сумма средств. Нет-нет, это не себестоимость, но это приближение к ней, что позволит университетам не набирать столько контрактников.
И даже если МЗ будет готово урезать места и повысить сумму средств, которая стоит за каждым из них, то как их распределять, и где гарантия, что эти места попадут в относительно лучшие университеты? Это очень важный вопрос. Дело в том, что МЗ с этого года прекращает ручное распределение мест между университетами и присоединяется к системе автоматического распределения, которую в прошлом году запустило МОН. Алгоритм системы построен так, что бюджетные места получают не университеты, а абитуриенты, более высокие по рейтингу, поэтому уже не министерство, а сами абитуриенты приносят эти места в университеты. Так что остается позаботиться о том, чтобы эти лучшие поступающие выбрали лучшие университеты, где все еще есть островки качественного медицинского образования. Я не сомневаюсь, что сильные поступающие этого хотят, однако я сомневаюсь, что они и их родители всегда владеют необходимой информацией. Поэтому МЗ должно опубликовать и распространить среди поступающих этого года результаты экзаменов КРОК по каждому отдельному вузу. Причем недостаточно просто показать, какая доля студентов или интернов сдает КРОК. Очень важно показать, где его сдают лучше, где результаты выше. В конце концов, это общественно важная информация, которая априори должна быть доступной. Есть много других факторов, которые могут повлиять на выбор вуза, однако базовый, особенно для самых сильных абитуриентов, - это все-таки качество образования.
Что произойдет, если МЗ выберет этот подход? Сильные бюджетники будут сконцентрированы в определенных, отдельных вузах, в которых наилучшие показатели КРОКов. Они все еще будут нуждаться в контрактниках, но значительно меньше. Так что самих мест лицензионного объема, на которые могут податься контрактники, будет немного. В таких условиях между контрактниками возникнет конкурс, поэтому университет сможет выбрать наилучших.
Какова другая сторона медали такого подхода? Это остальные университеты. Они будут набирать худших, и главное - почти исключительно самых плохих контрактников. И чтобы их не пустить во врачебную профессию, МЗ имеет несколько лет на усовершенствование КРОКа, который слабых гарантировано отсеет. В конце концов, эти университеты окажутся на грани закрытия. Если это плата за качественное медицинское образование, ее надо заплатить.
Но это лишь начало и вынужденный шаг. Намного важнее понять, что нужна качественная, умная политика, необходимо привлекать квалифицированных специалистов, способных анализировать и прогнозировать. Революция не простит все - догадайтесь, кто это подкрепил собственным примером.