На сакраментальный вопрос, хочешь ли ты учиться в школе, практически любой малыш отвечает утвердительно. Еще бы: кто же не хочет стать взрослым и умным? Желание познавать сохраняется у детей и в первые дни новой школьной жизни. Но вот где-то уже в конце сентября появляется первое разочарование, начинает накапливаться неизвестно откуда взявшаяся усталость (вроде и уроков немного, и домашних заданий не задают), а к исходу первой четверти даже многие «живчики» нет-нет, да и спросят у родителей: «А можно я завтра не пойду в школу?» И хотя со временем все входит в норму, родители и учителя не перестают размышлять: а можно ли в принципе обучать школьников без стрессов?
Для этого знания должны приходить к ребенку в комфортной форме, утверждает президент Международного инновационного центра гармонического развития человека Наталия ЯНОВСКАЯ. На недавней конференции в столичном Доме учителя под названием «Современные эффективные подходы к оздоровительному и личностно-ориентированному обучению детей» она представила «музыкотерапевтическую педагогику «ПеснеЗнайка».
— Наверное, многие родители замечали: через месяц-другой после начала учебы живые и веселые первоклашки становятся менее эмоциональными, а некоторые и вовсе заторможенными. Взрослым кажется, что ребенок просто повзрослел. На самом деле речь идет не о смене характера, а о нарушениях, вызванных в организме переутомлением левого полушария головного мозга. Именно это, констатируют врачи — одна из основных причин школьного невроза. Проявляется он по-разному. Ребенок может стать агрессивным, непослушным, наотрез отказываться делать уроки.
— Казалось бы, программа первого класса довольно легкая и не многим отличается от изучаемого в детском садике.
— Но там принципиально иные формы обучения. Дети учатся основам счета, письма и чтения в удобной для них форме: сами уроки длятся недолго (обычно минут по 20), а все премудрости постигаются через игру, ручной труд, сказки, музыкальные занятия и так далее. То есть дошкольная программа учитывает особенности развития малышей, у которых, как правило, больше развито правое полушарие, отвечающее за эмоции, творчество. В школе ситуация резко меняется. Все традиционные методики обучения с первого дня делают упор именно на левое полушарие, которое у детей шести-семи лет, а иногда и восьми-десятилетних, еще недостаточно зрелое. Именно поэтому такие действия, как анализ, логика, счет, чтение или письмо, нередко даются им тяжело. Конечно, есть дети, у которых от природы доминирует левое полушарие. Но их не так уж много, к тому же и у них в младшем школьном возрасте преобладают «правополушарные» методы познания мира — через игру, музыку, пение, движение, творчество. Большинству же обычных малышей первое время в школе приходится туго: главным образом потому, что с ними разговаривают не на их «языке».
— Вы предлагаете не учить первоклашек чтению, письму и математике?
— Вовсе нет. Просто учебный материал нужно составить таким образом, чтобы он отвечал физиологической организации младших школьников, а знания поступали в легкодоступной и комфортной форме. Для этого нужно делать упор на те функции, которые у таких детей наиболее развиты, то есть на эмоции, творчество, музыку. Методика, которую мы предлагаем, подходит для детей с любой умственной организацией и каналами восприятия. Как известно, одному для запоминания информации нужно ее прочесть, другому — увидеть, третьему — услышать, а четвертому — подвигаться. У ребенка, занимающегося по «ПеснеЗнайке», работают оба полушария головного мозга и все каналы восприятия. В результате знания, которые малыш обычно получает в первые два года учебы в школе, он может освоить всего за два-три месяца — причем играючи.
Но главное — такая форма обучения позволяет избежать у детей перегрузок, стресса, гиподинамии, улучшает психоэмоциональное состояние, поскольку предусматривает одновременно обучение, воспитание, оздоровление, отдых и развлечение, развитие творческого потенциала и духовного мира ребенка. Такая интеграция функций обоих полушарий мозга, активная деятельность слухового, зрительного и двигательного каналов восприятия в сочетании с развитием духовного мира человека помогают ребенку не только успешно учиться, иметь целостное понимание мира, но и быть здоровым. Этот факт подтвердило и системное обследование детей, занимающихся по нашей методике, которое провели специалисты Института педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины. По их данным, дети стали «более эмоционально раскованными и менее уязвимыми для внешних раздражителей», то есть меньше болеют как простудными, так и некоторыми другими заболеваниями.
— Как удалось объединить, казалось бы, несовместимые вещи?
— Мы просто постарались учесть возрастные особенности и возможности детей. Например, обучение с учебным комплектом «Вселенная» происходит следующим образом. На первом этапе ребенок просто слушает учебные песни во время игры, отдыха, выполнения какой-либо работы. Причем негромко и столько раз, сколько ему это приятно и хочется слышать. Если это происходит в школе, то сначала на уроках рисования, художественного труда, письма, в процессе физкультминуток, и только затем — на уроках природоведения. Главная цель на этом этапе — формирование у ребенка интереса к обучению. При этом материал запоминается пассивно, как бы сам собой.
Когда малыш уже напевает знакомую песню, начинается второй этап обучения — активный. Теперь во время прослушивания песен ребенку показывают иллюстрации к ней в первой энциклопедии. Но насколько усвоен материал, на этом этапе контролировать еще не стоит: лучше поговорить с ребенком о том, что ему понравилось, заинтересовало, предложить поделиться своими знаниями с другими детьми и взрослыми. Будьте уверены, он это сделает с удовольствием! Более того, заинтересовавшись информацией, ребенок постарается узнать о ней дополнительно из других пособий. И в этом большую помощь окажет вторая энциклопедия комплекта, где содержится учебный материал к уже известным темам в прозе из первой книги. Помимо текстов, в ней много иллюстраций, а знания представлены в образах и потому понятны и интересны каждому ребенку. Параллельно со знаниями ребенок получит добрые советы, как беречь и любить природу, относиться к окружающим.
«Вселенная» поможет и улучшить технику чтения, что также произойдет легко и комфортно. На третьем этапе, когда ребенок хорошо знает материал и рассказывает по картинке, он может читать тексты песен, которые напечатаны под иллюстрациями в первой энциклопедии. Это позволит по-новому, более совершенно организовать процесс чтения — не раздробленно от буквы к слову, а целостно — от слова к предложению, куплетам.
— К слову, об иллюстрациях. Они в пособиях довольно нестандартные — особенно в тех, которые входят в комплект «Волшебный мир чисел». Кажется, на странице хаотично собрано множество не относящихся к теме фотографий — словно составитель не хотел особо возиться с подбором иллюстраций.
— Наоборот, проводилась огромная работа! Мы консультировались с физиологами, психологами, психиатрами, терапевтами и некоторыми другими специалистами. Фотографии подобраны таким образом, чтобы ребенок, изучая частное, видел его целостно. Это, кстати, более физиологично: вспомните, как вам было сложно из отдельных параграфов учебника сложить целостную картину о предмете. С нашим пособием малыш учит, скажем, не только цифру и число три, но и получает представление обо всем десятке в целом. Работая с фотографиями, он не только считает, но и осваивает такие понятия, как «больше» и «меньше», «верх» и «низ», «право» и «лево» и многие другие. Более того, мы серьезно подходили не только к вопросу расположения иллюстраций на странице, но и к цветовому оформлению. Так, основное поле математической игры, с помощью которой дети легко осваивают сложение и вычитание, — желтого цвета, а рамочка — синего. Но вовсе не потому, что это цвета национального флага: просто желтый цвет задействует левое полушарие, а синий — правое, и таким образом гармонизируется работа обоих полушарий головного мозга.
— Насколько хорошо знакомы с вашей технологией учителя школ?
— По нашим данным, сегодня с ней работают в школах 60 городов и сел Украины, а также в России, Польше и Италии. Первая презентация и апробация прошли в мае 2002 года на базе СШ №34 г.Киева. Тогда были созданы специальные учебные песни, которые содержали информацию, соответствующую школьной программе: «Органы дыхания», «Злаки», «Орхидеи», «Восточная Азия», «Киевская Русь», «Современный Киев», «Закон Архимеда». Первое время кассету с их записями ставили детям во время физкультминуток, а уже через неделю пассивного прослушивания школьники не только подпевали, но и запросто отвечали на вопросы учителей. Сейчас ученики 2-б класса этой спецшколы работают по учебному пособию «Вселенная», причем практически каждый день. Иногда, чтобы легче понять материал учебников, иногда — чтобы снять усталость, поднять настроение.
Вслед за СШ №34 была проведена апробация в школе-саде «Изюминка». Для этого создали специальное учебное пособие для дошкольников о животных. Малыши слушали песни во время игры, отдыха, а затем, когда начали подпевать, смотрели одновременно книгу с иллюстрациями к песне «Бурый медведь», «Африканский слон» и другие. Легко и непринужденно крохи выучили главные энциклопедические сведения об этих животных и с радостью могли всем их рассказывать.
Теперь с «ПеснеЗнайкой» познакомились уже во многих школах. В столичной 271-й она даже подтолкнула детей к творчеству: они сами завели альбомы о Вселенной, где рисовали планеты, звезды и галактики. В гимназии «Академия» с «ПеснеЗнайкой» успешно учатся не только младшие школьники, но и ученики шестых классов: она помогает им легче усвоить учебный материал по географии.
За эти годы «ПеснеЗнайку» применяли в работе с детьми, имеющими различные нарушения в состоянии здоровья. Пользуются ею в своей работе и врачи детского психоневрологического отделения Института педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины, Киевской детской клинической больницы № 4, больницы им. И.Павлова. В центрах социально-психологической реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями (Днепровский и Деснянский р-ны) наши пособия используют для обучения и реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы.
— В нашей школе учителя не знакомы с этой методикой. Можно ли работать по ней дома?
— Все наши учебные пособия можно использовать как в сочетании со школьными учебниками, так и самостоятельно.
* * *
Собственно, о возможностях стихов и песен с точки зрения обучения и коррекции ребенка известно уже давно. Да и каждый из нас, наверняка, отмечал: информация лучше всего укладывается в голове в форме стихов или оригинальных текстов. Вспомните из русского языка «уж замуж невтерпеж» или из геометрии: «Биссектриса — это такая крыса, которая гуляет по углам и делит угол пополам». Такой особенностью мозга — своеобразной реакцией на необычное, нестандартное (среди длинной сложной прозы — легкий забавный стих) — педагоги пользовались во все времена. Иногда интуитивно приходили к тому же, что и Наталья Николаевна Яновская, то есть к переложению текста учебника на стихи и музыку для коррекции некоторых заболеваний детей.
Вот что рассказывает, к примеру, запорожская учительница Анна Чернобривец. «Однажды я столкнулась с серьезной проблемой: девчушка в третьем классе совсем не хотела отвечать на вопросы и читать вслух, хотя писала правильно, без ошибок. Дети пояснили мне, что Катюша (так ее звали) заикается и не выговаривает некоторые буквы. Я начала оставлять ее после занятий и всячески пыталась уговорить хоть что-нибудь сказать. Но Катя только плакала. Как-то я услышала, что в коридоре поют девочки. Среди них выделялся звонкий голосок Кати, которая пела старинную песню, довольно четко выговаривая все слова. Тогда у меня возникла идея… Мы оставались после уроков и… пели все то, что было в учебниках. Мелодию девочка придумывала свою. К концу учебного года она уже могла свободно читать и правильно выговаривать все слова».
Однако комплексной технологии, по которой бы учебная информация преподносилась в такой удобной и комфортной для ребенка форме, до недавних пор не было. Казалось бы, учителя должны с радостью ухватиться за нее, тем более что современные школьники, особенно самые маленькие, сильно ослаблены и, как правило, имеют целый «букет» болезней. А медики уже открыто заявляют: школа губит здоровье детей!
Так, по словам заместителя начальника отдела охраны здоровья матерей и детей Министерства здравоохранения Украины Валентины Педан, у школьников от 7 до 14 лет по сравнению с шестилетками втрое увеличивается количество случаев нарушения зрения, в 15 раз — сколиоза. Кроме того, за годы учебы становится в полтора раза больше детей, имеющих проблемы с нервной системой, в 1,7 раза — страдающих от заболеваний глаз, в 2,8 раза — с нарушениями системы кровообращения, в 2,3 раза — органов пищеварения, 3,6 раза — костно-мышечной системы, 2,5 — эндокринной системы. Если предположить, что уязвимость к большинству названных заболеваний (особенно желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы) повышается именно при ослабленной нервной системе, то роль «школьного невроза» трудно переоценить.
В.Педан объясняет все проблемы малой подвижностью детей, проводящих время как в школе, так и дома преимущественно сидя за столом или партой, и недостаточным количеством уроков физкультуры. Но аналогичные ситуации возникают и в школах, где дети не только дважды в неделю бывают на уроках физкультуры, но также занимаются хореографией, ходят в различные спортивные секции. Поэтому психологи, уже давно отмечающие подобную тенденцию со здоровьем школьников, склонны пояснять это все-таки излишним переутомлением детей, главным образом шестилетних первоклашек.
Как полагает детский психолог Валентина Гараева, «на первом этапе приспособления к школьной жизни все шестилетние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У одних появляется вялость, плаксивость, нарушается аппетит и сон, другие, наоборот, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Причина всему — переутомление из-за перегрузок, которые они испытывают в школе. В некоторых случаях возникают неврозы и школьная дезадаптация, из-за чего врачи даже рекомендуют забрать ребенка из школы и подождать еще годик. Возникают же перегрузки потому, что традиционная школьная система не подходит для обучения таких маленьких детей. Им нельзя давать задания, требующие длительного сосредоточения на одном предмете, выполнения серий монотонных точных движений и прочих, без которых наши учителя пока что не умеют обходиться при обучении чтению, письму или математике».
Наличие стресса у первоклашек отмечают и сами учителя. «Шестилетки действительно более напряжены психологически и чаще болеют, нежели первоклассники, которые приходили в школу в семь лет, — отмечает учительница первого класса столичной Скандинавской гимназии Галина Репик. — Конечно, я стараюсь чаще давать им отдых во время урока (так называемые физкультминутки), не перегружать домашним заданием, но малыши все равно болеют. Вот сегодня, к примеру, в классе из 30 человек на занятия пришли 18. Поэтому, конечно, необходимо искать какие-то новые методы, дополнительные приемы, чтобы максимально снизить стресс детей при постижении школьной премудрости. В этом плане новая технология «ПеснеЗнайка» может стать серьезным подспорьем. Я не говорю, что нужно полностью перейти на проведение уроков только по схеме, предлагаемой автором, но использовать отдельные элементы для снятия напряженности в классе и лучшего запоминания некоторых сложных тем вполне реально».
В Министерстве образования и науки Украины новую технологию поддерживают, но не видят возможности проводить уроки в полном соответствии с предложениями ее авторов.
«Новую технологию обучения детей в начальных классах под названием «ПеснеЗнайка» министерство поддерживает, — говорит главный специалист департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Украины Лидия Щербакова. — Это действительно уникальная инновация, с помощью которой удается заинтересовать ребенка учебой, помочь лучше освоить и запомнить материал, вызывающий сложности в изложении даже у преподавателя. Технология предусматривает серию учебных пособий по различным школьным предметам. В этом году комиссия по вопросам педагогики и методики начального обучения рекомендовала к использованию в школах страны комплект «Вселенная». Информация об этом была напечатана в журнале «Начальная школа», и любой учитель мог ознакомиться с инновацией и начать использовать в своей работе. Сейчас научно-методическую экспертизу проходит и комплект «Волшебный мир чисел». Но хотелось бы заметить, что учитель не может весь урок вести только по технологии «ПеснеЗнайка»: намного разумнее брать лишь отдельные ее элементы — по нескольку минут на уроке и лишь в виде дополнения к обычной учебной программе».
Как видно, в риторике многих педагогов и чиновников больше звучит тема обучения, а не здоровья детей, которые нынче идут в школу с шести лет. При этом в подавляющем большинстве учебных заведений не соблюдаются даже те минимальные рекомендации, которые вырабатывает МОН: проводить две физкультминутки за 35-минутный урок, не задавать домашних заданий, вводить дополнительные каникулы, давать возможность полноценно отдохнуть в игровой комнате и так далее. К сожалению, с малышами работают точно по такой же схеме, что и с детьми старшими, абсолютно не задумываясь о том, что с ними будет уже через несколько лет.
Разумеется, «ПеснеЗнайка» — не панацея, у нее есть и слабые места. К примеру, далеко не каждый в состоянии изо дня в день слушать одни и те же песни, некоторым детям они в принципе могут не нравиться. Кроме того, почему изначально предполагается, что у ребенка, который привык получать знания в комфортной и удобной форме в виде пассивного слушания, вдруг неожиданно появится желание самостоятельно что-либо познавать, задавая вопросы и роясь в энциклопедиях? И даже если вопросы в таком возрасте задают все дети, то многие из них удовлетворяются вполне формальными ответами, не требующими глубоких познаний и серьезного осмысления.
Тем не менее, если такая технология одобрена, то почему бы не попытаться создать на ее основе учебные программы для шестилеток, по которым могут работать все учителя, а не только подготовленные? Почему бы не пойти навстречу детям, у которых государство буквально отняло целый год детства?