Систему образования сравнивают иногда с высоким деревом. Его верхушка - высшее образование - почти всегда находится в движении, она больше всего подвержена изменениям. Середина ствола - школа - труднее поддается внешнему влиянию. А основание ствола - детский сад - стоит непоколебимо при всех погодных условиях. Тем более интересен опыт людей, пытающихся изменить устоявшиеся традиции именно на этом отрезке жизни и развития ребенка.
В Центре творчества детей и юношества Киева состоялась презентация программы дошкольного образования «Первые шаги», разработанной Международным центром развития ребенка в Вашингтоне. В 1993 году она была предложена Международным фондом «Відродження» украинским педагогам.
- Это не американская программа, - говорит методист Наталья Софий. - В ее разработке принимали участие и европейские ученые. Ее методика предусматривает сохранение культурных традиций тех стран, в которых она реализуется. Но кроме того, есть ценности общечеловеческие, которыми и руководствовались разработчики программы. В 23 странах мира уже поняли ее эффективность. В Украине по этой программе работают 20 детских садов - в Киеве, Львове, Одессе, Полтаве, Керчи, Славутиче, в поселке Буча Киевской области.
Один из них - детский сад №318 Старокиевского района Киева. С 1994 года - постепенно группа за группой были переведены на новую систему обучения. Методист Людмила Гурская уже не может себе представить, как можно было работать иначе. А главное - результат. Выпускники этого садика успешно проходят сложнейшее тестирование при поступлении в лицеи и гимназии. Дети способны свободно мыслить, при этом обладают приличным запасом знаний.
В обстановке постоянного творческого поиска живут и воспитатели, и дети.
- Одна из особенностей программы - «центры творчества» - конструкторский, манипулятивный, научный, центр грамоты, центр игры, драматический и другие. Есть даже «уголок уединения» (если ребенок не в настроении, его не принуждают к занятиям, он может отдохнуть, побыть наедине с собой).
В каждом центре может заниматься ограниченное число детей (4-6 человек), поэтому ребенок должен сделать выбор. Для этого в каждой группе есть «Доска выбора». Ребенок помещает свою индивидуальную карточку в тот центр, где он хочет заниматься.
Право выбора предоставлено и воспитателю. Программа «Первые шаги» - не застывшая форма. Ее содержание определяется конкретной страной, городом, детским садом, воспитателем и самими детьми. Ребенок может подсказать тему воспитателю.
Особенное внимание программа уделяет связям с семьей. Родители - равноправные партнеры воспитателей. В саду есть специальная комната, куда они могут прийти со своими проблемами, предложениями. Это одновременно и центр обучения родителей.
В группах работающих по программе «Первые шаги» нет таких игрушек, которые дети не имеют права трогать. Они здесь - хозяева. Беспорядок во время игры - это нормально. Детей за это не ругают. А в обстановке психологического комфорта развитие ребенка идет активно и динамично.
Каждое утро дети начинают с «утренней встречи» - беседы на актуальные темы: о просмотренных накануне мультфильмах, прочитанных перед сном сказках, о событиях в семейной жизни, о последних радостях и обидах. Каждый ребенок может рассказать о том, что его волнует. И его выслушают и постараются помочь. Дети лучше узнают друг друга, учатся чувствовать чужую боль и тревоги.
Первоначально программа «Первые шаги» была рассчитана на детей дошкольного возраста. На сейчас уже готова программа для детей до 8 лет, в проекте - до 10. Некоторые садики уже получили статус сада-школы.
В педагогических университетах, институтах и колледжах читаются три спецкурса по этой программе. Организуются семинары для инспекторов, проводятся постоянные семинары для учителей и воспитателей. Для распространения этой программы требуется только одно - способность наших педагогов творчески расти, отказавшись от привычных стандартов.