Можем сколько угодно критиковать систему образования, но точно знаем - в наших школах работает много талантливых учителей. С одним из них нам выпала возможность встретиться накануне Нового года.
Пауль Пшеничка - преподаватель физики и астрономии Черновицкого городского лицея №1 математического и экономического профилей, в 2004-м признан лучшим учителем физики мира по версии Intel, заслуженный учитель Украины, почетный член Лондонского института физики, президент Черновицкого молодежного научного общества "Квазар", один из основателей метода проектно-ориентированного обучения в школах. Выступал с лекциями в Гарвардском университете, Московском государственном университете, вузах Австрии. Принимал участие в дискуссиях в Аргонской национальной лаборатории (США). Его именем лаборатория Линкольна (США) назвала астероид.
- Черновицкая команда юных физиков, руководителем которой вы являетесь, заняла третье место на Всеукраинском турнире. Поздравляем с победой! Среди ваших учеников много известных людей. После окончания школы ваши воспитанники преподают в Гарварде, работают в ведущих научных центрах США, Германии, Швейцарии, Голландии, Франции. Но если говорить не о вашем конкретном случае, а в целом, - готовит ли наша школа к успеху?
- Ну что значит "много известных людей среди выпускников"? Они просто хорошие специалисты, это видно хотя бы из того, где эти люди работают или учатся. Есть необычайно интересные личности. И такими они были еще в школе. Если в школе есть хотя бы один учитель, которого ребенок уважает и готов брать с него пример, и хотя бы один любимый предмет, это обеспечивает такому ребенку успешность в дальнейшей жизни.
- Какова роль учителя во времена Интернета?
- Это потрясающе: сегодня у человека есть доступ к колоссальным образовательным ресурсам в Интернете и возможность учиться самостоятельно. Но я заметил, что, может быть, один из сотни будет работать самостоятельно. Остальные все же нуждаются в наставнике и общении с единомышленниками.
Почему футбольным командам, состоящим из замечательных игроков, нужен тренер? Потому что в зависимости от того, насколько профессиональным он будет, команда может стать худшей или лучшей. Так же и с учителем. Но его роль изменилась. Он теперь должен быть не столько носителем информации, сколько тренером. Это чрезвычайно важно - подсказать ребенку правильное направление его развития. Если же учитель претендует на роль истины в последней инстанции, это не очень хорошо. Педагог действительно обязан хорошо знать свой предмет, но он должен еще показывать детям, откуда еще можно черпать информацию. Скажем, на уроках физики можно демонстрировать различные эксперименты, рассказывать о впечатляющих научных достижениях. Необходимо вносить определенный творческий дух в преподавание.
- Вы один из основателей метода проектно-ориентированного обучения в школах. В чем его суть?
- Мой метод подходит для внеклассного обучения, а на уроках надо зажечь детей, показать драму научных идей, вызвать у учеников увлечение процессом создания нового. Сказать: а посмотри, вот это явление не совсем понятное. Попытайся провести сам этот опыт, может, у тебя получится лучше. После уроков любознательного ученика можно проконсультировать, договориться с какой-нибудь научной лабораторией, чтобы его взяли к себе специалисты, что-то показали или дали возможность поработать на установке. Метод известный, я ничего нового не придумал. Просто у меня ученики осуществляют множество проектов. Проект - это научная проблема, над которой ребенок работает под руководством научного руководителя. Работа над серьезным проектом отнимает много времени. Бывает, дети и год, и два работают над какой-то проблемой. Но я организовал это так, чтобы они друг другу помогали. Например, ученики старших классов помогают младшим, а студенты помогают старшеклассникам. Аспиранты и ученые консультируют, руководят или дают экспертную оценку. Это работает как институт или академия.
- Речь идет о созданном вами молодежном научном обществе (МНО) "Квазар"?
-Да. Общество начало активную деятельность в 1991 г. и задумано как прообраз школы, в которой нет классов, уроков, оценок, экзаменов и сроков окончания. Мы привлекаем учащихся школ, лицеев и гимназий, начиная с возраста 13-14 лет, к работе над научными проектами, участвуем в национальных и международных научных конференциях и проектах. Ребята проходят через систему спецкурсов и семинаров, втягиваются в решение простых, а затем все более сложных проблем, учатся оформлять свои решения как научные работы, выступать с ними на научных конференциях и остаются в дальнейшем, при желании, в обществе, где бы и кем они ни были, активно помогая младшим членам МНО и друг другу в выполнении научных работ, читают лекции, ведут спецкурсы, семинары и летные школы, дают консультации.
Члены МНО (поскольку ими можно оставаться и после окончания школы) учатся или работают в Украине, России, Канаде, Голландии, Чехии, США, Израиле, Англии, Германии, Норвегии, Дании, Австрии, Франции, Швейцарии, Китае, в частности в таких известных вузах и лабораториях, как ЧНУ, КНУ, КПИ, МФТИ, ФПИ (Цюрих), институт Макса Дельбрюка, Принстонском университете, университетах Беркли и Солт-Лейк-Сити. Есть чем гордиться.
- Но в целом наше естественное образование в кризисном состоянии.
- Естественное образование в Советском Союзе традиционно было сильным. Оно приходит в упадок, поскольку его запустили. И теперь у нас серьезные проблемы с набором на технические специальности. Если так будет продолжаться и в дальнейшем, скоро у нас не будет хорошо подготовленных инженерных кадров.
Я работаю в лицее, одним из профилей которого с самого начала является физико-математический. Но лет 10 назад слово "физика" из названия выбросили, опасаясь, что эта сложная для изучения дисциплина будет отпугивать потенциальных экономистов или юристов. Он стал лицеем математического и экономического профилей. Перекос произошел очень серьезный. Если раньше у нас точные и технические науки были на высоте, то теперь на высоте специальности, приносящие больше денег. Но экономисты или юристы не построят ни атомных станций, ни новых компьютеров. Лет через 10 кризис естественного образования сильно даст о себе знать. Где мы потом будем брать таких специалистов?
Например, в США ежегодно приезжают приблизительно
600 тыс. студентов из других стран. Богатые Штаты качают интеллектуальные ресурсы со всего мира. А мы, наоборот, отдаем свое за бесценок. Молодые и талантливые едут за границу, поскольку не находят себе здесь применение. Особенно это касается естественных наук, таких как физика, химия, биология.
- Многие ваши ученики выехали за границу?
- Да. Но их много и здесь. Некоторые мои ученики вернулись из-за рубежа. У них там была работа, они были неплохо устроены, но все же захотели домой. Прижиться на чужбине не каждый может. Даже если там весьма хорошие перспективы. Но такие случаи, конечно, редкость.
- Вы работаете в школе много лет - за партами сидят уже дети ваших учеников. Что вас здесь держит?
- Мне нравится эта работа, и она для меня нетяжелая. Уроки у нас проходят весело и приятно. Много работаем с детьми и после уроков. Они готовы сидеть в школе до ночи. Моих учеников интересуют не только физика и астрономия, но и многие другие вопросы. Мы можем поговорить на любые темы. У меня очень хорошие ученики. Они небезразличные, любознательные, работают с энтузиазмом. Редкостное явление, но так должно быть. Для моих учеников курс физики - живой. Это не только то, что написано в учебнике.
Знаете, если у преподавателя нет такой заинтересованной творческой аудитории, то у него пропадает вообще желание работать. Когда ты просто приходишь и отчитываешь свое - это ужасно.
- Но создание такой аудитории - в руках учителя. Наша школа больше нацелена на зубрежку и меньше учит думать. Вы с этим согласны?
- Да, отчасти согласен. Но некоторые вещи необходимо выучить, их следует накрепко запомнить, иначе не будет базы, на которой человек будет строить свою работу в дальнейшем. Но надо это делать с умом. Скажем, есть учащиеся, плохо воспринимающие материал на уроке, - ребенок сидит, слушает и не успевает заучить. Ему следует дать какое-то задание домой, затем помочь с ним справиться, чтобы ребенок "не выпал" из процесса. На уроке иногда что-то конспектируем, но есть дети, которые не могут одновременно конспектировать и слушать. Я им разрешаю только слушать, а конспектировать учебник дома. Есть дети, которые так пишут в тетради, что и сами потом не могут прочитать. Я на это не обращаю внимания. Главное, чтобы они с увлечением относились ко всему этому, понимали, слушали, реагировали. Уроки провожу в интерактивном режиме - так, чтобы дети смогли не только послушать, но и рассказать что-нибудь свое. На прошлой неделе, например, приходит на урок девочка и говорит: у меня есть видео, можно его показать? Пожалуйста, вперед. Она подобрала интересное видео именно к той теме, которую мы проходили. За любую творческую инициативу я ставлю очень высокие баллы, чтобы дети радовались и в дальнейшем активно принимали участие в уроке, а не приходили и ждали, пока учитель им все разжует. К сожалению, многие дети именно так относятся к процессу обучения - ждут, пока им абсолютно все разъяснят на уроке.
- Школьники слишком перегружены. А вы много задаете домой?
- Много, но дифференцированно. Есть параграф учебника, основное из него надо законспектировать. Есть упражнения, задачи - их нужно сделать. Сильные ученики, побеждающие на олимпиадах, не хотят решать простые задачи, поэтому задаю им более сложные. Они с удовольствием решают их, но если кого-то где-то и постигнет неудача, я их оценками не прессую.
Вы правильно говорите, что дети в школе часто перегружены. Но они нередко перегружены пустой работой. Возьмем, например, метод проектов. Не все знают, что такое проект, поэтому дают детям задание сделать плакат, реферат, еще что-то, называя это проектом. Такая работа забирает у школьников много времени, а коэффициент полезного действия низкий. Ведь проектной деятельности, научного поиска в действительности нет.
Ненормально, когда в 10 или 11 классе школьники изучают по 18 разных предметов в неделю. Есть предметы, которые ничего детям не дают. И это тоже перегрузка.
- Учебные программы также перегружены.
- Да, в них много лишней информации. Учебник по истории, по моему мнению, похож на телефонный справочник - множество фамилий и цифр. Его можно только зубрить. Между тем лучше было бы преподавать не просто историю, а аналитическую историю, не просто географию, а аналитическую географию. Чтобы дети понимали, почему и откуда все берется. Лучшие учителя так и делают. Они оживляют книгу, оживляют уроки, и тогда обучение проходит легко.
- Вы сами как увлеклись физикой?
-У меня с раннего детства была тяга к технике. Еще до того, как начал изучать физику, я посещал авиамодельный кружок. Как-то так вышло, что мне попали в руки замечательные книги. Например, "Электрика" Томсона, которую я в 7 классе прочитал за неделю, была иллюзия - все понял. В нашей сельской школе практически все учителя были энтузиастами, они на диво самоотверженно трудились. У нас были хорошо оборудованные лаборатории по физике, химии, биологии, замечательные мастерские. Теперь часто даже в городе таких нет. Вот так все и началось.
- Поскольку наша встреча проходит перед Новым годом, хотелось бы закончить разговор по-новогоднему. Что бы вы пожелали нашей школе, коллегам, учителям, ученикам, родителям?
- Прежде всего - счастья, здоровья, мира и согласия. Коллегам - побольше оптимизма, уверенности в себе и в важности дела, которым они занимаются. Более высокой зарплаты. А главное - удовольствия от своего труда. Учащимся - быть любознательными, настойчивее учиться, уважать своих учителей. Желаю каждому ученику найти своего учителя, равно как и учителям - найти своих учеников. Родителям - успехов своих детей, ибо это для них - самое большее счастье. А еще пожелаю родителям находить больше времени для общения со своими детьми.