UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пандемия может навсегда изменить высшее образование

Как оценивают будущее университетов международные эксперты.

Авторы: Виль Бакиров, Марк Агарков

Пандемия COVID-19 обусловила и продолжает вызывать многие социальные изменения и трансформации. Обсуждая их, прежде всего имеют в виду негативные экономические последствия, проблемы системы здравоохранения и медицины, проблемы психологического характера, порождаемые резким ограничением социальных контактов.

В меньшей степени, но достаточно заметно обсуждаются вопросы образования, прежде всего под углом его перехода в дистанционный формат и возникающих в связи с этим проблем у родителей, учеников, студентов, преподавателей.

Но ситуация трансформации образования, в том числе высшего, под влиянием пандемии, на наш взгляд, намного сложнее и опаснее с точки зрения фундаментальных социальных последствий.

Высшее образование в современном обществе является не менее важным социальным институтом, чем экономика. Экономические кризисы и спады, несмотря на их глубину и разрушительность, сменяются подъемами и ростом, возникновением более эффективных экономических моделей. Большую роль при этом играет как раз система высшего образования, которая обеспечивает подготовку необходимых специалистов, научные и технологические разработки и инновации, помогает экономике выходить из кризиса и адаптироваться к новым условиям.

Высшее образование также способно самостоятельно выйти из чрезвычайных ситуаций, но из-за его меньшей гибкости, запрограммированности на долгосрочные циклы образовательно-научного процесса, зависимости от внешнего финансирования эта способность является ограниченной и при определенных критических условиях может не сработать. То есть существующие модели высшего образования могут претерпеть под влиянием пандемии такие глубокие изменения, что не смогут восстановиться в своем прежнем виде.

Так, вероятно радикальное уменьшение их финансирования. Очевидно, что в «ковидном» мире произойдет большое перераспределение государственных средств в пользу медицины и социальной защиты, и высшее образование будет вынуждено функционировать в совершенно ином финансовом режиме, при котором нынешнее недофинансирование будет приятными воспоминаниями.

Если прибавить к этому падение уровня доходов населения и способности студентов и их родителей оплачивать обучение, вспомнить о неизбежном сокращении международной академической мобильности и уменьшении количества иностранных студентов, то картина будущего высшего образования выглядит чрезвычайно пессимистически.

Разрушение высшего образования, в свою очередь, повлияет на другие социальные институты и на общую социокультурную динамику.

Высшее образование переживало глубокие кризисные времена и из-за пандемий, и из-за гражданских вооруженных конфликтов, мировых воен. Но каждый раз образовательные сообщества знали и верили в то, что произойдет возвращение к прежнему нормальному положению вещей. И это возвращение рано или поздно происходило. Сейчас, наоборот, есть сознательное или подсознательное ощущение того, что возвращения к «прежней нормальности» не будет, ей на смену придет какая-то другая, новая, «нормальность», к которой придется приспосабливаться. То есть надо готовиться не к восстановлению обычного формата высшего образования, а к принципиально новым его дизайну и организации.

Влияние пандемии на высшее образование уже стало предметом ряда интересных исследований: опрос президентов колледжей и университетов от Inside HE Ed, отчет от QS о том, как COVID-19 влияет на международных студентов в мире, исследование Международной ассоциации университетов (IAU) о влиянии COVID-19 на высшее образование в мире.

Интересно проследить и оценить реакцию тех, кто связан с высшим образованием, о влиянии на него пандемии COVID-19. Для этого нами были проанализированы связанные с пандемией университетские мировые новости, размещенные на международном новостном ресурсе University World News с начала пандемии.

Мы классифицировали статьи по регионам, темам и интонации.

По регионам. Половина — 49% из всего массива экспертных текстов — не имеют конкретной привязки к стране, а анализируют общемировые тенденции и вызовы высшего образования, и это подтверждает то, что специалистов волнуют прежде всего глобальный и стратегический вопросы. 31% приходится на европейские страны, 12% — связаны с американскими университетами и 8% новостей — из Китая.

Тематика публикаций о высшем образовании касается в основном семи тем: онлайн-обучение; интернационализация образования; научные исследования и конференции; финансы; стратегия, качество образования и взаимодействие с государством. Этот перечень показывает, какие проблемы высшего образования в наибольшей мере актуализировались с началом глобальной пандемии.

Стратегия

Глобальным стратегическим вопросам посвящено 26% статей. Это размышления о будущем высшего образования, сущности и устойчивости учебных заведений, трансформационных процессах и их влиянии на общие подходы университетов. Несмотря на вызовы и трудности, многие эксперты видят возможность для положительных трансформаций и сдвигов в сфере высшего образования.

Поскольку пандемия была неожиданной для многих, ЗВО нуждались в оперативной разработке стратегий и принятии тактических решений для предоставления помощи иностранным студентам, оказавшимся в стране в период пандемии. Другой стратегический вопрос: каким образом привлекать новых абитуриентов в условиях неопределенности, как при уменьшении количества международных студентов переориентироваться на внутренний рынок? Поэтому значительное число университетов решило отложить начало учебного года до октября-ноября, чтобы расширить application period и смягчить условия подачи документов на поступление, надеясь перекрыть уменьшение количества абитуриентов в период пандемии.

Эксперты предполагают, что в высшей школе усилятся следующие тренды: будет расти понимание важности планирования видения университетов; будет развиваться смешанная форма обучения, включающая лучшие практики офлайн- и онлайн-обучения; усилится сотрудничество между университетами над глобальными проблемами; руководителям вузов придется больше делегировать и доверять персоналу разработку и внедрение необходимых решений, ведь во времена кризисов больше всего ценятся гибкость и адаптивность, возможность быстро принимать ключевые решения.

Интернационализация

С момента введения локдауна и закрытия границ в наибольшей степени пострадала интернационализация университетов, — 22% текстов посвящены именно этой теме. С развитием глобализационных процессов международная академическая мобильность достигла значительных масштабов: по данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2019 году в мире было около 5,5 миллиона международных студентов, 72 тысячи из которых учатся в Украине. Пандемия смешала все карты: международные программы и обмены студентов приостановлены, многие международные студенты были вынуждены вернуться домой.

По исследованию QS, коронавирус повлиял на планы половины студентов, хотевших учиться за границей. Поэтому университеты ищут новые пути привлечения международных студентов. Все большую популярность приобретают виртуальные обмены, позволяющие соискателям высшего образования из разных стран, не покидая свои дома, получать опыт обучения в зарубежных заведениях. Одной из самых распространенных методик является совместное международное онлайн-обучение (Collaborative online international learning, COIL). Согласно опросу международной ассоциации университетов, 60% высших учебных заведений сообщили, что COVID-19 увеличил виртуальную мобильность и/или совместное обучение в Интернете как альтернативу физической мобильности студентов.

Качество образования

В связи с гибридной и дистанционными формами обучения экспертов беспокоит снижение качества преподавания и в целом уровня образования. Приблизительно 15% статей посвящены этой теме.

Особые трудности во многих заведениях высшего образования вызвал вопрос проведения выпускных экзаменов и защиты квалификационных работ онлайн.

Другим актуальным вопросом был следующий: как организовать лабораторные и практические занятия во время пандемии?

Поскольку отмечается снижение качества образования, все большую популярность приобретают услуги-заменители — онлайн-курсы. Заметно выросла популярность таких образовательных платформ, как Coursera, edX и FutureLearn. Только за 2020 год на этих платформах зарегистрировались почти 32 миллиона новых пользователей, что более чем вдвое больше, чем в 2019-м (14,3 миллиона). На рисунке можно увидеть значительный рост в трафике посещения платформ в течение 2020 года.

Финансы

Многие заведения высшего образования испытали финансовые трудности из-за сильной ориентированности на международных студентов. Существенно уменьшилось количество получателей образования из Китая и Индии. По результатам опроса, 48% китайских и 54% индийских студентов отложили обучение за границей минимум на год, что вызвало серьезные финансовые проблемы для многих университетов, ведь студенты из этих стран составляют большинство международных студентов в мире. Например, в 2018/2019 учебном году в США получатели высшего образования из Китая и Индии составляли 67,7% международных студентов. Подобная история в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Великобритании, — в каждой из этих стран большинство иностранных студентов из Китая и Индии.

Другим риском является уменьшение финансирования со стороны государства из-за экономического кризиса и падения платежеспособности населения. Некоторые студенты потеряли работу из-за пандемии, это привело к невозможности оплачивать обучение или жизнь в другом городе, поэтому часть из них была вынуждена приостановить свое обучение и вернуться домой. Согласно исследованиям Международной ассоциации университетов, большинство заведений считают финансовые трудности самым большим вызовом для себя. Из-за этого часть университетов оказалась перед риском закрытия.

Исследование

Немногим более 1/10 всех новостей посвящено теме научных исследований и конференций. Университеты вынуждены пересмотреть систему организации научно-исследовательских работ, научные исследования и конференции, перешли к виртуальному формату. Достаточно ожидаемыми стали приостановка и уменьшение финансирования некоторых научных исследований.

Но есть и положительные изменения: «Многие вузы перенесли свои партнерства в онлайн-формат, многие начали поиск новых форм взаимодействия в условиях цифровой среды для сохранения постоянной коммуникации, решения общих задач и проблем, поиска оптимальных решений для всех сторон». Также многие университеты и научно-исследовательские центры по всему миру объединились ради поиска и разработки вакцины от COVID-19, ученые подчеркнули, что необходимо оставаться открытыми и делиться наработками и исследованиями, действуя по методу keep sharing, stay open. Это может положить начало новым формам международного сотрудничества.

Онлайн-обучение

Около 8% текстов посвящены исключительно феномену дистанционного обучения. Согласно опросу Международной ассоциации университетов, 98% университетов ввели дистанционное или смешанное обучение. Но, согласно опросам Международной ассоциации президентов университетов, более половины заведений не были готовы к полноценной работе в условиях пандемии.

По опросу, 92% руководителей университетов и колледжей встревожены влиянием дистанционного обучения на ментальное здоровье студентов и преподавателей.

Наибольшими вызовами ректоры считают поддержку уровня вовлеченности студентов, подготовку менее опытных преподавателей к использованию цифровых каналов обучения и обеспечению высоких академических стандартов.

«Вовлеченность студентов во время онлайн-обучения снижается из-за усталости от вебинаров, результаты обучения ухудшаются, а преподаватели теряют силы из-за повышенной нагрузки», — говорится в исследовании. С другой стороны, вынужденный переход к дистанционному обучению предлагает более гибкие возможности обучения, а именно — позволяет сочетать синхронное обучение с асинхронным.

Эксперты дают рекомендации, как университетам преодолеть проблемы, связанные с онлайн-обучением.

Проблемы с сетями. Некоторые университеты требуют от профессоров соблюдать обычный график работы, но бывают проблемы с Интернетом или качество связи недостаточное из-за одновременного участия многих людей на одной платформе. Одним из способов решения этой проблемы является поощрение профессоров заранее загружать свой учебный видеокурс и задания, чтобы студенты могли учиться в своем собственном темпе и по своему расписанию. Преподаватели могут организовывать синхронно только обсуждение и время для вопросов.

Проблемы с выбором ресурсов. Преподаватели должны отслеживать лучшие учебные ресурсы и рекомендовать их студентам. Количество учебного материала должно быть умеренным, иначе его использование будет неэффективным, окажет давление на студентов и приведет к ухудшению их ментального здоровья.

Проблемы с привлечением студентов. Ради активного привлечения к обучению преподаватели могут поощрять студентов включать во время занятий не только звук, но и видеосвязь. Также профессора могли бы засчитывать часть итоговой оценки за активное участие в онлайн-занятиях, чтобы мотивировать студентов к проактивности. Итоговый экзамен надо использовать как способ проверки эффективности ежедневного преподавания онлайн.

Взаимодействие с государством

Университеты вынуждены следить за изменениями в законодательстве по карантинным ограничениям и выполнять соответствующие решения. По результатам опроса президентов университетов, 89% респондентов отметили, что нуждаются в государственной поддержке при компенсации финансовых убытков, и 71% указали, что требуется гибкость нормативных ограничений в обеспечении дистанционного обучения (именно регулярное и предметное взаимодействие). В начале пандемии университеты особенно нуждались в разработке дополнительных законодательных и нормативных актов, которые бы позволяли иностранным студентам выезжать и приезжать на обучение.

Еще одним критерием классификации публикаций о высшем образовании стал анализ тональности текстов: как эксперты в целом оценивают изменения в сфере высшего образования. Распределение оценок получилось почти пропорциональным: 37% статей носили негативную эмоциональную окраску, 33% — положительную, 30% — нейтральную.

Почти одинаковое количество экспертов видят в пандемии как угрозу, так и возможность. Интересной тенденцией является то, что почти все экспертные статьи из Китая содержат положительную оценку трансформационных процессов в высшем образовании во время пандемии и считают этот кризис возможностью для развития. Это может быть связано с ментальностью (общеизвестно, что в мандаринском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: «опасность» и «возможность») или с тем, что Китай чувствует некоторую ответственность за пандемию коронавируса. Но поскольку выборка небольшая, эта гипотеза требует более глубокого исследования.

Подытоживая анализ университетских мировых новостей, связанных с пандемией, можно сделать вывод, что кризис, вызванный COVID-19, как обострил существующие проблемы, так и создал ряд новых вызовов для высшего образования.

Мы не знаем пока, как долго будет продолжаться пандемия и связанные с ней неопределенность, социальная и культурная хаотичность, импровизационные попытки реагирования на новые вызовы в высшем образовании. Не знаем, сколько времени пройдет, пока мы не окажемся в post-covid мире. Но уже сейчас прослеживаются некоторые вероятные особенности высшего образования в этом мире.

Первая особенность. Высшую школу ожидает доминирование дистанционного (онлайн) формата преподавания и обучения. Это означает радикальное изменение методик, дидактических и психологических моделей преподавания, становление и развитие цифровой педагогики. Это грандиозный вызов для высшего образования, сегодня до конца не осознаваемый, о чем свидетельствуют победные реляции некоторых университетов об успешном переходе на дистанционный и смешанный форматы обучения и решении всех связанных с этим проблем.

Вторая. Высшую школу ожидает, к величайшему сожалению, радикальное уменьшение живого и непосредственного общения в университетских стенах, обеднение полноценной студенческой жизни, ради которой (а не только ради знаний и профессиональной подготовки) студенты еще со времен создания «Гаудеамус игитур» отправлялись учиться в университеты, приобретая там опыт социальной, общественной, культурной и свободной жизни, новый символический и социальный капитал. Это, несомненно, девальвирует ценность университетского обучения, актуализирует востребованность краткосрочных специализированных онлайн-курсов и, соответственно, бурное развитие существующих и новых массовых онлайн-курсов, таких как Coursera, Udacity, Khan Academy, FutureLearn, edX, Canvas Network и других.

Третья особенность. Не исключено, что процесс глобальной интернационализации высшего образования приостановится, и иностранные студенты будут предпочитать дистанционное зачисление и обучение, что резко сократит финансовую базу многих университетов.

Четвертая. Не сложно предусмотреть риски выпадения высшего образования из приоритетных сфер государственного финансирования, что вместе с кризисными процессами в экономике и сокращением заказов от частного бизнеса поставит многие университеты на грань банкротства.

Пятая особенность. Сокращение финансовых возможностей университетов негативно скажется на их кадровой политике. С одной стороны, неизбежны сокращение, перевод значительной части профессоров и преподавателей на частичную занятость и временные контракты, что усилит тенденции к прекариатизации научных и научно-педагогических работников. С другой — это сократит приток на преподавательские должности талантливой творческой молодежи и ухудшит качество как преподавания, так и научной активности в университетах.

Изменится как общий ландшафт высшего образования, так и его место среди базовых социальных институтов, его отношения с общим социальным, политическим и экономическим окружением. Будут происходить преобразования во внутренней жизни университетов, в управлении, отношениях администрации и персонала, усилится расслоение преподавательского состава по возрастным признакам, научной эффективности и цифровой компетентности.

Безусловно, возврата к старым временам не будет. Поэтому важно уже сейчас вырабатывать стратегическое видение адаптации ЗВО к «новой нормальности», готовиться к нелегкой жизни в постковидное время.