UA / RU
Поддержать ZN.ua

От Верхнего Синевидного до Днепропетровска: «мовою калиновою» или «на всіх язиках…»?

ХІ Международный конкурс знатоков украинского языка имени Петра Яцыка все-таки состоится. Без соучастия государства в лице Министерства образования и науки...

Автор: Алина Бажал

ХІ Международный конкурс знатоков украинского языка имени Петра Яцыка все-таки состоится. Без соучастия государства в лице Министерства образования и науки. Параллельно с новым Международным языково-литературным конкурсом ученической и студенческой молодежи имени Тараса Шевченко, на который МОН, выполняя указ президента В.Януковича, направит все свои организационные и финансовые усилия. Власть действует в характерной для нее манере: вместо того чтобы резко что-то отменять (рискованно — может вызвать массовые возмущения!) делает это необязательным и понемногу «перекрывает кислород», предлагая альтернативу. Вот только не выйдет ли из «альтернативы» пшик?

Лично Виктор Янукович вроде бы ничего против конкурса имени П.Яцыка не имел. Напротив: еще когда был премьером, выступил с инициативой вывести премиальный фонд конкурса из-под налогообложения. А в мае этого года поздравлял организаторов и победителей Х конкурса уже как президент Украины.

А вот кое-кому другому конкурс имени Яцыка не давал покоя. Отметим, что идея организовать альтернативный, «более масштабный» конкурс имени Тараса Шевченко пришла в голову президенту не сама по себе, а по инициативе МОН (об этом прямо заявил по телевидению министр образования и науки Дмитрий Табачник). В результате появился указ В.Януковича №928/2010 от 30 сентября с.г. «О международном языково-литературном конкурсе ученической и студенческой молодежи имени Тараса Шевченко».

Тем временем в течение двух осенних месяцев Лига украинских меценатов ждала «отмашки» от министра образования — приказа о том, что конкурс имени Яцыка, как и прежде, начнется 9 ноября, в День украинской письменности и языка. Однако МОН хранил загадочное молчание. Украинцы встревожились: неужели конкурс вообще не состоится? Организаторы мероприятия обратились за объяснением в министерство, к министру лично, но ответа не дождались. Тогда украинские писатели и общественные деятели отправили открытое письмо президенту В.Януковичу. Если Д.Табачник отменит конкурс, это осложнит и без того непростые отношения президента и с украинской общественностью, и — особенно — с диаспорой, подчеркивали они.

И вот наконец МОН отозвался. Первого ноября Министерству образования и науки АР Крым, областным, Киевскому и Севастопольскому городским управлениям образования было разослано письмо, подписанное Д.Табачником, в котором говорилось: поскольку на Минобразования возложена ответственность за проведение конкурса имени Тараса Шевченко, ХІ конкурс имени П.Яцыка будет проводить непосредственно Лига украинских меценатов при согласовании с МОН. Дескать, не обессудьте, господа меценаты, но нас президент обязал, а государственные карманы не бездонные…

Вдогонку на сайте МОН было опубликовано разъяснение, где, в частности, говорилось, что с
2006 года конкурс имени П.Яцыка проходит без финансовой поддержки Образовательного фонда имени П.Яцыка. Соответственно, в течение последних четырех лет финансирование организационных мероприятий по проведению конкурса имени П.Яцыка полностью ложилось на плечи Минобразования и государства. А Главное контрольно-ревизионное управление обнаружило, что это является нарушением действующего законодательства, так как в госбюджете не предусмотрены подобные статьи расходов.

«Письмо за подписью министра — отписка, — возмущается исполнительный директор Лиги украинских меценатов Михаил Слабошпицкий. — Если Минобразования самоустраняется от проведения конкурса, нужно было официально сообщить об этом. Однако нас не уведомили, а два указа предыдущего президента Украины о проведении конкурса попросту проигнорировали. Если бы все делалось цивилизованно, следовало бы отменить регистрацию конкурса в Минюсте и нормативно-правовые акты органов государственной власти, предусматривающие его проведение.

Что касается Образовательного фонда имени П.Яцыка, то, действительно, четыре года назад эта организация, которую возглавляла дочь мецената Надежда Яцык, сняла с себя ответственность за проведение конкурса, мотивируя это тем, что «не может украинская диаспора спасти украинский язык в Украине», это может сделать только правительство Украины. Однако Лига украинских меценатов по-прежнему выполняет взятые на себя обязательства и ежегодно выделяет около
127 тыс. долл. на организацию конкурса и премиальный фонд. На деньги Минкультуры четыре года арендовали помещение театра имени Франко для торжественной церемонии награждения победителей. «Живые» деньги МОН на конкурс вообще не тратились. Местные органы власти могли профинансировать обед участников областного этапа или подвоз детей, — это предусмотрено постановлением Кабмина 2008 г. А настоящие герои конкурса — учителя-волонтеры — бесплатно работали в выходные, проверяя конкурсные работы…

Мне как человеку, стоявшему у истоков конкурса, кажется странной и неконструктивной нынешняя позиция МОН. Конкурс имени П.Яцыка — широко разрекламированный бренд, зачем же отказываться от его проведения? В крайнем случае, можно было бы, к примеру, сделать этот конкурс составляющей конкурса имени Тараса Шевченко…»

Несмотря ни на что XI конкурс имени Петра Яцыка стартует — причем сразу в двух местах. Ежегодно место торжественного открытия состязания перемещается из одного населенного пункта Украины в другой — это напоминает эстафету олимпийского огня. В мае с.г. Николаевская область передала право на открытие конкурса Днепропетровской. Однако осенью новое руководство Днепропетровского областного управления образования заявило: если МОН не даст добро, открытия конкурса в Днепропетровске не будет. Ввиду такой неопределенности к организаторам конкурса обратились представители Львовского облсовета и предложили открыть его на родине П.Яцыка — в селе Верхнее Синевидное Сколевского района Львовской области. Тем более что в нынешнем учебном году отмечается 90-летие со дня рождения известного мецената, и в связи с этим местной школе присвоили его имя. Тут как раз подал голос МОН, дав согласие на старт конкурса в Днепропетровске. Так что половина делегации поедет туда, а половина — в Верхнее Синевидное.

…А тем временем будет набирать обороты обласканный государством Международный языково-литературный конкурс имени Тараса Шевченко, стартовавший третьего ноября в Черновцах. Судя по условиям проведения, он фактически является клоном конкурса имени П.Яцыка, за несколькими исключениями: во-первых, главным организатором является МОН при поддержке других министерств, без участия меценатов; во-вторых, одна из целей конкурса — «отдать дань уважения творческому наследию Тараса Шевченко»; в-третьих, конкурс направлен на «повышение уровня знаний по украинскому языку и литературе, родным языкам и литературам, воспитание у молодого поколения любви к языкам Украинского народа, обеспечение их всестороннего развития».

Даже с учетом 200-летия со дня рождения в 2014 г. — нужно ли еще больше «пиарить» Тараса Шевченко? Поэта, стихи которого запечатлеваются в нашей памяти еще с детсадика? Которому в школьной программе отведено столько места и пафоса, что у многих подростков возникает протест?

Далее. Еще можно найти смысл в проведении всеукраинского конкурса по языкам и литературам меньшинств. Когда ученик, курсант или студент польского происхождения, проживающий в Украине, демонстрирует глубокое знание поэзии Мицкевича на родном языке, это заслуживает уважения. (А еще сильнее впечатляет, когда знание поэзии Мицкевича на польском языке демонстрирует украинец.) Но как проводить международный конкурс по языкам и литературам наших нацменьшинств? Когда украинец, который живет и учится в Польше, блестяще проходит тест по польскому языку, а российский школьник украинского происхождения глубоко анализирует наследие Толстого и Достоевского, и все это в рамках украинского конкурса, — что таким образом поощряется? «Чужому научайтесь»? Разве за границей своих конкурсов мало?

И главный вопрос. Минобразования заявило о нехватке средств на проведение конкурса имени П.Яцыка, — это при том, что львиную долю финансов обеспечивали меценаты. Откуда вдруг возьмутся средства на проведение конкурса имени Тараса Шевченко, который, судя по заявленным масштабам, потребует больших «вливаний»? Не случится ли так, что государство, лишив поддержки один конкурс, не сможет надлежащим образом организовать и профинансировать другой, и в результате не останется ни одного?

Отныне директора школ окажутся перед альтернативой: участие в обоих конкурсах вроде бы добровольное. Но один из них курирует государство, а другой теперь — «на любителя». Стоит ли нагружать детей, и без того отягощенных домашними заданиями, олимпиадами, подготовительными курсами, целыми двумя языковыми конкурсами? «Решения о проведении или непроведении конкурса будут приниматься на уровне районных и областных управлений образования, — говорит М.Слабошпицкий. — Но создается коллизия: районное управление образования обяжет школы проводить конкурс, а директор может отказаться, сославшись на письмо министра».

Вероятно, чем дальше на запад на карте Украины, тем больше будет школ-участников конкурса имени П.Яцыка. Остальные выберут конкурс, который поддерживает государство. Не приведет ли это к постепенному естественному «угасанию» конкурса имени П.Яцыка?

«На самом деле мы уже думаем о том, как организовать ХІІ конкурс, — говорит М.Слабошпицкий. — Будем проводить его своими силами, несмотря ни на что. Я верю: министры приходят и уходят, а украинский язык остается. Надеюсь, когда-нибудь мы снова придем ко взаимопониманию с МОН по поводу этого важного начинания».

Справка «ЗН»

Идея основания международного конкурса, который способствовал бы повышению престижа украинского языка, особенно среди молодежи, принадлежит меценату из Торонто Петру Яцыку. Впервые конкурс был проведен в 2000 году. Его организаторами стали Министерство образования Украины и Лига украинских меценатов. Позже к участию присоединились Минкультуры, Минобороны и МИД.

Конкурс проходит в нескольких десятках стран, где проживают украинцы, включая даже такие экзотические, как Китай и Финляндия. Ежегодно в нем принимали участие до 5 млн. школьников, учащихся ПТУ, курсантов военных училищ и академий, студентов вузов. Полторы тысячи украинцев получили награды победителей.

«Конечно, нельзя сравнивать знание украинского языка у детей из разных стран, — говорит известный писатель и общественный деятель Михаил Слабошпицкий. — Так, в Башкортостане есть только воскресные украинские школы, в Тбилиси — государственная школа имени М.Грушевского, а в Петропавловске-Камчатском вообще нет украинских школ (там дети в рамках конкурса декламировали украинские произведения и пели украинские песни). Но само их участие в конкурсе имени П.Яцыка очень важно как проявление солидарности украинцев. Ребенок из украинской школы, принимающий участие в конкурсе, знает, что в это время украинцы Румынии, Австралии, Латвии также соревнуются, и украинский язык как один из мировых языков звучит в разных уголках планеты».

В ноябре 2007 г. указом президента В.Ющенко конкурс получил статус национального. Другим президентским указом в октябре 2008-го было утверждено положение о 14 стипендиях победителям конкурса, которые должны выплачиваться в течение года Министерством образования и науки Украины. На церемонии торжественного награждения победителей ежегодно присутствовали первые лица государства.