UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ ПРЕДУБЕЖДЕННОСТИ К ПОИСКУ КОМПРОМИССОВ

Чрезвычайно важную роль в формировании добрососедских отношений междуУкраиной и Польшей сегодня играет образование...

Автор: Лидия Подолян

Чрезвычайно важную роль в формировании добрососедских отношений междуУкраиной и Польшей сегодня играет образование. Подтверждением этого служит динамичный обмен преподавателями и студентами, проведение совместных образовательных и научных семинаров и конференций, совместных проектов, изданий и т.п. В начале июня в Киеве состоялась очередная встреча учредителей Европейского коллегиума украинских и польских университетов, который должен стать основой для открытия украинско-польского университета. Мы обратились к ректору Львовского национального университета имени Ивана Франко, лауреату Награды украинско-польского объединения профессору Ивану Вакарчуку с просьбой рассказать о перспективах украинско-польского сотрудничества в области образования.

— Иван Александрович, Львовский национальный университет традиционно имел особенно тесные образовательные и научные контакты с высшими учебными заведениями Польши. Какие новые тенденции в развитии этого сотрудничества появились сегодня?

— Действительно, исторически сложилось так, что ось Львов—Варшава, как и ось Львов—Краков определяли особую интеллектуальную атмосферу, постоянно привлекавшую талантливых ученых. Львовский национальный университет имени Ивана Франко — один из старейших университетов Украины, с его неповторимой исторической судьбой, уникальностью и богатством культурного наследия, в котором слились воедино разные культурные миры, разнообразные интеллектуальные идеи, ставшие основой научных школ. Поэтому сегодня наши студенты, преподаватели и профессора имеют, с одной стороны, счастливую возможность ежедневно чувствовать пульс творческой энергии мощных интеллектуальных традиций университета, которые формировались в течение трех с половиной веков, а с другой — продолжать этот непрерывный процесс поиска истины. В этом контексте наши отношения с польскими высшими учебными заведениями имеют большое значение, поскольку они чрезвычайно динамичны и продуктивны. Мы подписали соглашения о сотрудничестве с тринадцатью учебными заведениями Польши. Ежегодно около 400 преподавателей и студентов нашего университета находятся в Польше по разнообразным образовательным программам обмена и совместным научным проектам. Примерно такое же количество польских просвещенцев, ученых и студентов посещает Львовский национальный университет.

— Сегодня ведется много разговоров вокруг создания совместных комиссий для согласования учебников по истории. Какого вы мнения о подобном сотрудничестве? Не ведет ли это к стремлению трактовать события прошлого в ином свете?

— Следует отметить, что подобная практика существует в Европе: имеем положительный результат французско-немецкой и немецко-польской комиссий, работа которых продолжалась десятилетиями. Пожалуй, необходимо активизировать и работу украинско-польской комиссии. О каком-то новом переписывании нашего общего прошлого не может быть и речи, комиссия должна работать над тем, чтобы в драматических, а иногда и трагических страницах истории Украины и Польши найти то, что вселяет веру в возможность и необходимость формирования добрососедских отношений двух народов, в их способность обеспечить действительно гармоничное сосуществование. Наш университет на своем уровне осуществляет работу в этом направлении. К примеру, уже двенадцать лет мы совместно с Педагогической академией в Кракове проводим серию украинско-польских научных конференций «Львов: город, общество, культура». В то же время регулярно организовываем совместно с нашими польскими и немецкими партнерами цикл научных семинаров «Польша, Германия, Украина: путь к общей Европе». Два таких семинара состоялись в нашем университете, два — в Германии, три — в Польше. Считаю, что подобные мероприятия действительно способствуют цивилизованному процессу согласования учебников по истории, поскольку на такие шаги способны лишь демократические государства, строящие свои отношения на паритетных началах.

Чрезвычайно плодотворное образовательно-научное сотрудничество сложилось у нас с Варшавским университетом, в частности, с Центром исследований античного наследия в Центрально-Восточной Европе. Благодаря различным программам и проектам этого центра мы поддержали развитие византологии, театроведения, классической филологии, а также основали немало новых образовательных проектов. Сегодня наш университет едва ли не впервые в Украине ввел междисциплинарный курс «Философия науки», ставший результатом тесного сотрудничества представителей естественных и гуманитарных наук.

Хочу также отметить, что в нашем университете функционирует Центр исторической полонистики, а в научно-исследовательском институте Европейской интеграции действует отдел Польши. Я не стану перечислять мероприятия культурно-образовательного характера, которые проходят именно в стенах нашего университета, — это дни польской культуры, дни известных польских писателей и т.п. Наши студенты и преподаватели имеют возможность встречаться с известными польскими политическими и общественными деятелями в рамках так называемых «Университетских диалогов». Особенно памятной была встреча с известным польским деятелем, человеком-легендой Яном Новаком-Езёранским, который в своем выступлении «Польша вчера, сегодня завтра» отметил: «Поддержка Польшей стремлений ее соседей послужит укреплению ее имиджа и позиций на международной арене. Речь Посполита покажет себя государством, сохраняющим верность своей традиции «За нашу и вашу свободу» и заботящимся не только о собственной безопасности, но и о безопасности своих соседей».

И здесь я хотел бы коснуться еще одной чрезвычайно важной проблемы. Начиная с 2003 года предусмотрено расширение Европейского Союза (ЕС) на восток. В связи с членством новых стран в ЕС по-новому будут выглядеть их отношения со странами-соседями, не являющимися членами Европейского Союза. Польско-украинская граница после вступления Польши в ЕС станет восточной границей Европейского Союза. Преобразование польско-украинской границы во внешнюю границу ЕС, по моему глубокому убеждению, не должно привести к ограничению многоуровневого образовательного, научного и культурного обмена между Польшей и Украиной. В течение последнего десятилетия в результате демократизации общественно-демократической жизни в Центрально-Восточной Европе действующие исторически связи и отношения приобрели новую динамику. Ограничение таких контактов разнообразными политическими и бюрократическими препятствиями крайне негативно повлияет на положительные тенденции и трансформирование Украины из советской страны-сателлита в демократическое, правовое государство с рыночной экономикой европейского образца. Поэтому мы планируем провести во Львовском национальном университете имени Ивана Франко международный семинар, на котором надеемся обсудить все перспективы образовательно-научного сотрудничества в Центрально-Восточной Европе после вступления ряда государств в Европейский Союз, с детальным анализом возможных сценариев развития событий после введения Шенгенской визы.

— Во всей Европе чрезвычайно популярна программа пограничного сотрудничества соседних государств. В Европейском Союзе финансово поощряют подобное сотрудничество, в частности и в сфере образования. Не служит ли примером реализации такого сотрудничества создание Европейского коллегиума украинских и польских университетов?

Стремясь ускорить процесс интеграции Украины и Польши в европейское сообщество, сознавая, что решения Президента Украины и президента Польши о создании польско-украинского университета являются одним из реальных воплощений концепции стратегического партнерства наших стран, Львовский национальный университет имени Ивана Франко вместе с Киевским национальным университетом имени Тараса Шевченко и Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» выступили соучредителями Европейского коллегиума польских и украинских университетов в г. Люблине (Республика Польша) и подписали 19 декабря 2000 г. соглашение о его создании. При создании этого коллегиума мы исходили из того, что новое измерение украинско-польских отношений могут заложить те молодые люди, которые знают историю, культуру или, скажем, язык соседнего государства, а в идеальном случае имеют возможность учиться в течение определенного времени вместе со своими ровесниками по ту или иную сторону границы. Подобная атмосфера способствовала бы созданию целой сети межличностных контактов, которые в будущем уже независимо от профессиональной карьеры или жизненной траектории будут способны по-новому строить украинско-польские отношения. По нашему мнению, именно такая идеология должна быть определяющей в будущем украинско-польском университете. Разумеется, паритетность как таковая на всех уровнях должна быть естественной и органичной как для коллегиума, так и для будущего университета. К сожалению, уже на начальной стадии функционирования коллегиума принцип паритетности был нарушен. Это касается количественной диспропорции студентов коллегиума с украинской и польской сторон, а также профессорско-преподавательского состава. Что касается финансовой паритетности, то изначально наш университет задекларировал и в дальнейшем будет придерживаться своей позиции о необходимости финансирования деятельности коллегиума не только со стороны Польши, но и Украины. До окончательного решения о финансировании будущего польско-украинского университета на межправительственном уровне Львовский университет обязался содержать польских студентов, которые в рамках программы будут учиться в нашем университете.

Отсутствие паритетности наблюдается и в представительстве ведущих университетов среди учредителей коллегиума. Так, с украинской стороны представлены три ведущих учебных заведения, из них два — самые престижные столичные, в то время как с польской стороны — только высшие учебные заведения Люблина. К созданию будущего украинско-польского университета не имеют на данном этапе ни малейшего отношения такие мощные учебные заведения, как Варшавский и Ягелонский университеты. На стадии формирования уставных документов коллегиума и на последующих встречах учредителей коллегиума я настаивал на необходимости привлечения к созданию украинско-польского университета наиболее престижных польских университетов, поскольку это только повысит его академический уровень и авторитет. Надеюсь, что названные отклонения от задекларированного принципа паритетности — естественная болезнь становления любого института, тем более института международного масштаба.

— Ситуация, сложившаяся вокруг Лычаковского кладбища, повлекла за собой ряд официальных и неофициальных заявлений и комментариев в украинской и польской прессе, которые часто демонстрировали диаметрально противоположные взгляды и прогнозы относительно дальнейшего стратегического партнерства Варшавы и Киева. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?

— Последнее десятилетие показало, что в истории польско-украинских отношений действительно произошли глубокие изменения, то есть мы оказались перед переломным моментом, когда форму нашего общего будущего определяет не прошлое, а настоящее, и когда наши будущие отношения зависят от уровня достигнутого взаимопонимания, взаимодоверия и взаимоуважения. Речь не идет о достижении идеальной модели в разных плоскостях украинско-польских отношений, а о сужении разрыва между идеалом и реальностью. Польша сегодня действительно выступает активным адвокатом украинского вопроса в различных структурах Европейского Союза. Не думаю, что ситуация вокруг Лычаковского кладбища сможет существенно повлиять на дальнейшую динамику наших добрососедских отношений, поскольку это поставило бы под сомнение десять лет результативного сотрудничества во всех сферах. Очень обидно, но, пожалуй, это было необходимым испытанием: насколько мы, украинцы и поляки, готовы к евроинтеграции: политически, культурно, морально. И это испытание еще раз показало, что легче всего строить политику противостояния, а тяжелее всего — политику единения. Очевидно, что в противостоянии вина ложится на обе стороны, а добрая воля к единению является обоюдной заслугой.

Общеизвестно, что европейская цивилизация в течение тысячелетий формировала свою культуру погребения, увековечения и чествования. Собственно, культура погребения часто свидетельствует о болезненных симптомах в том или ином обществе. Считаю, что уровень аргументации как с украинской, так и с польской стороны, за единичными исключениями, к сожалению, стал свидетельством именно такой болезненной историко-политической проекции на настоящее, или, иначе говоря, обнаружил, что мы действительно еще не полностью готовы к новому измерению наших отношений. В ситуации с Лычаковским кладбищем мы стали свидетелями весьма хрупкого баланса позиций украинских региональных элит и центра. Что касается позиции польской стороны, то мне лично сложно привести примеры из истории, когда именно кладбище в качестве своеобразного символа пространства вечности, превращалось в арену политических спекуляций или средство зарабатывания политического капитала на чьей-либо памяти. Это противоречит всем нравственно-этическим принципам. Ведь наши соседи не возводят пантеоны героям России или Германии. Почему-то не желаем признавать, что важнейшим в случае с кладбищем орлят является прежде всего сам факт дани памяти погибшим, а не надпись, фиксирующая как и за что они погибли.

По моему мнению, очень важно избавиться от иллюзии, что такие проблемы, как проблема Лычаковского кладбища, можно решать административно. В гражданском обществе подобные ситуации решают в абсолютно иной плоскости, в плоскости общественных обсуждений, форумов, где определяющим является голос тех, кого называют интеллектуальной совестью и нравственным авторитетом государства. Инициаторами подобных обсуждений должны стать просвещенцы, деятели науки и культуры. Пользуясь случаем, я хотел бы предложить провести украинско-польский форум, в котором приняли бы участие именно такие представители Украины и Польши и обсудили бы как ситуацию вокруг Лычакивского кладбища, так и другие проблемы, тормозящие полноценное развитие партнерских отношений между нашими народами. Мы готовы провести такой форум в стенах Львовского национального университета.

Убежден, что только при наличии взаимной заинтересованности в искоренении стереотипов и обоюдного поиска компромиссов мы сможем достичь того, что украинско-польские отношения станут взаимовыгодными и гармоничными. В то же время уверен, что именно образование может и должно предложить много вариантов разрешения этой проблемы.