UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ ДО КРУШЕНИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Провозглашение независимости Украины поставило на повестку дня реформы в системе среднего образования, что, в принципе, невозможно без новых учебников, тем более по истории...

Автор: Оксана Ольхина

Провозглашение независимости Украины поставило на повестку дня реформы в системе среднего образования, что, в принципе, невозможно без новых учебников, тем более по истории. Однако если недавно появилось достаточно много учебных пособий по истории Украины, средних веков, нового и новейшего времени, то период Древнего мира представлялся только одним «новичком». Его тираж был ограничен, а на фактические ошибки обратили внимание не только учителя школ, но и средства массовой информации. И преподавание истории Древнего мира продолжалось, в основном, по изданиям 60-х годов. А между тем в странах Западной Европы этот предмет начал изучаться по качественно новым учебникам, в которых основной упор делается не на классовую борьбу, а на гуманистические и культурные ценности в истории развития человечества. К тому же во всех пособиях, напечатанных за последнее десятилетие в Англии, Франции, Германии, Италии и США, наряду с изложением материала, основное внимание было уделено иллюстративному и изобразительному ряду, который лучше и полнее позволял представить этапы развития ранних цивилизаций. Поэтому появление нового учебника по истории Древнего мира (авторы Катерина Бунятян, Виталий Зубарь, Светлана Селицкая), вышедшего в свет в издательстве «Лыбидь», можно назвать своевременным и актуальным.

В связи с тем, что изложенный в нем период хронологически наиболее продолжительный в истории человечества, подача материала применительно к уровню развития шестиклассников представляет известные трудности. Поэтому-то, написание его в творческом содружестве двух историков-археологов, работающих в Институте НАН Украины (Екатерины Бунятян - кандидата исторических наук, Виталия Зубаря - доктора исторических наук), и учителя киевской школы № 141 Светланы Селицкой является достоинством учебника. Ведь в данном творческом коллективе органично соединились профессиональные знания и опыт преподавания в средней школе.

Между прочим, это первое отечественное издание, начинающее повествование не с возникновения человека, а дающее краткий очерк развития Земли до появления «хозяина природы». Впрочем, авторы учебника не обходили стороной и другие сложные темы, а преподали их в доступной и интересной для детей форме. Еще одним новшеством учебного издания можно назвать и то, что древняя история Украины органически включена в канву всеобщего исторического процесса. Это позволяет учащемуся представить себе, что происходило на территории нашей страны в то время, когда, например, в Египте строились пирамиды или Гай Юлий Цезарь вел свои испытанные в боях легионы от победы к победе. Следует подчеркнуть, что такой подход к национальной истории в тесной связи со всемирноисторическим развитием человечества опять-таки характерен для большинства западных изданий подобного рода. И это понятно, ведь именно такая точка зрения воспитывает в юном читателе чувство патриотизма и любви к своей родине.

- В наше трудное время большинство украинских школ испытывают «голод» на дорогостоящие учебные пособия с цветными иллюстрациями, - считает учитель истории средней школы № 283 г.Киева Анатолий Проватарь. -А этот учебник, безусловно, заполнит такой пробел и готов посоревноваться с любой «оксфордской» энциклопедией с уличной раскладки. Его появление в средних школах украинских городов и особенно сел позволит снять напряженность в комплектовании школьных библиотек соответствующей литературой и воочию увидеть все те памятники, которые стали достоянием всего человечества.

И все же нельзя не отметить, что учебник пробный, экспериментальный. Как и всякая большая работа, он не лишен определенных недостатков. Но и авторы, и издательство настроены на открытый диалог со школой, учителями и учениками. Ведь только практика и конструктивная критика творческих людей позволят устранить имеющиеся недостатки, улучшить методическую и иллюстративную части. В целом же украинская школа получила в свое распоряжение доброкачественный, великолепно иллюстрированный и изданный на высоком полиграфическом уровне учебник, который может с успехом использоваться, как учителями, так и учениками в учебном процессе. Он не уступает лучшим европейским образцам литературы такого рода и остаеся только надеяться, что он в самое ближайшее время поступит в школы Украины, где так не хватает современных учебных пособий и пройдет там свою апробацию.