UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ ИНТЕРНАТА ДО ИНТЕРНЕТА…

Я познакомилась с Александром Александровичем Исаевым, и.о. директора харьковской школы-интерната №4 для детей, лишенных родительской опеки, на железнодорожном вокзале...

Автор: Валентина Гаташ
Саша Исаев с друзьями по английской школе

Я познакомилась с Александром Александровичем Исаевым, и.о. директора харьковской школы-интерната №4 для детей, лишенных родительской опеки, на железнодорожном вокзале. В этот день его лучшие воспитанники отправлялись в черноморский круиз, организованный Благотворительным фондом надежды и добра и объединением «Женщины за будущее». Веселый, красивый и спортивный 27-летний директор выглядел не намного старше своих подопечных, а уж радовался их предстоящей поездке, наверное, даже больше.

История его жизни с рождения и по сию пору развивается в полном соответствии с законами народной сказки. В ней есть все, что положено фольклорному герою, — раннее сиротство, крутые повороты судьбы, встречи с плохими и хорошими волшебниками, чудесное спасение от неминуемой смерти и возвращение в качестве победителя к началу пути. Вот только сказки обычно на этом заканчиваются, в то время как биография Александра Исаева продолжается.

Интернат

Так сложилась судьба, что к восьми годам Саша остался без опеки родителей и был определен в школу-интернат №4. Трудно сказать, что получилось бы из мальчишки, который ко второму классу едва читал, зато числился упорным «бегуном» на волю, если бы не Виктор Верменко, новый учитель физкультуры. Саша стал заядлым спортсменом, получил звание кандидата в мастера спорта по легкой атлетике, а заодно и начал хорошо учиться. Виктор Викторович так увлек ребят спортом, что интернатские мальчишки и девчонки стали выигрывать даже республиканские соревнования. Многие воспитанники интерната, и Саша в том числе, до сих пор с благодарностью вспоминают простого учителя физкультуры, который помог им найти дорогу в жизни.

А в разгар перестройки в интернат приехала группа англичан с гуманитарной помощью во главе с директором частной католической школы Джоном Бэтемом. Саша был командиром школы-интерната и в этом качестве принимал участие в приеме гостей из туманного Альбиона, показывал им харьковские интернаты, знакомил с достопримечательностями города. Веселый, спортивный, контактный юноша за две недели общения успел подружиться с гостями, особенно молодыми преподавателями, которые и старше-то его были всего на несколько лет. На день рождения, 1 апреля, они даже подарили Саше настоящий английский костюм, в котором он выглядел, как стопроцентный денди.

Во время встречи делегации с тогдашним председателем Харьковского облисполкома Александром Масельским произошел любопытный эпизод. Александр Степанович принял командира интерната за одного из гостей и, соответственно, приветствовал его по-английски. Что, в общем, и не удивительно — Саша, коренной уроженец Слобожанщины, по какому-то капризу природы очень похож на юного лорда Байрона, а тут еще английский костюм... Эпизод, что называется, знаковый. Во всяком случае, именно после этого случая Джон Бэтем пригласил нашего героя на учебу в Англию, в частную католическую школу. Правда, пока из Великобритании пришло официальное приглашение, пока в Украине оформлялись соответствующие документы, Саша успел закончить выпускной класс и поступить в Харьковский педагогический институт, так что перед отъездом пришлось сразу же оформлять академотпуск.

Англия

— Эта дорогая и престижная частная католическая школа располагается в двух часах езды от Лондона, в небольшой деревушке, — рассказывает Александр Александрович. — Дети там учатся с пятого по одиннадцатый класс. Из-за полного незнания английского сначала я занимался с младшими, по мере овладения языком переходил в более старшие группы. Забегая вперед, скажу, что я закончил эту школу и успешно сдал EFL-экзамен для англичан.

По сути дела, эта школа была тем же интернатом. С тем отличием, что здесь жили и учились мальчики из самых разных стран мира, у них были состоятельные родители, которые оплачивали учебу и к которым ребята уезжали на каникулы. Саша был уникальным исключением, но никакой «второсортности» не ощущал, поскольку вся система воспитания здесь построена на принципах равенства прав и обязанностей учащихся. Например, наличные деньги среди воспитанников не ходили, но у каждого мальчика был свой номер счета с определенной, равной для всех суммой фунтов стерлингов. В случае необходимости каждый мог сделать необходимую покупку в школьном магазине. Был такой счет и у Саши, он до сих пор помнит, как первым делом купил там давно желанные спортивные кроссовки.

Не было роскоши и в школьном быту. Младшие дети, например, жили по 12 человек в комнате. Старшие, правда, по одному, но обстановка была очень простая — кровать, стол, тумбочка, кресло, шкаф, никакого телевизора. А ведь один из Сашиных соседей по общежитию был наследным принцем азиатской страны, другой — сыном крупнейшего немецкого промышленника. Все воспитанники школы носили одинаковую форму — черный костюм, белая рубашка и галстук, расцветка которого определялась их учебными и спортивными успехами. Питались все в общей столовой, еда была вкусная и здоровая, но простая. Скажем, на завтрак был такой выбор: крупяные хлопья, омлет, сосиска, яичница, тосты с маслом и джемом.

— Роскошными я бы назвал только те возможности, которые предоставляла эта школа для гармоничного развития учеников, — говорит Александр Александрович. — Там прекрасно оборудованы и компьютеризированы классы, предметные кабинеты, библиотеки, разнообразные творческие студии, от кино- до музыкальной. Для спортивных занятий существуют различные спортзалы, бассейны, травяные и грунтовые корты, футбольные поля, поля для крикета и регби. Но если ты, единственный в школе, изъявлял желание заниматься чем-то особым, специально для тебя наймут соответствующего преподавателя.

Утро начинается с обязательного душа и завтрака. Эта картинка так и стоит у меня перед глазами — все ребята сидят за столами с мокрыми после душа волосами и, завтракая, просматривают свежие газеты, например, «Таймс». Расписание занятий на день достаточно напряженное. После завтрака два урока, небольшой перерыв, еще два урока, общая молитва, обед, час отдыха и двухчасовые занятия физкультурой. Причем это не привычный для нас урок физвоспитания. Мальчики расходились на тренировки по плаванию или баскетболу, легкой атлетике или крикету. Потом опять душ, традиционный чай и еще два или три урока. После ужина два часа, с 7 до 9 отводились на самоподготовку, а уже в 10 часов вечера — отбой.

Любопытно, что по уровню учебная программа этого привилегированного учебного заведения вполне сравнима с учебной программой нашей массовой школы, но только до 8 класса. Старшеклассники же по своему выбору, с учетом советов родителей и рекомендаций педагогов, в обязательном порядке изучают только четыре предмета, к которым по желанию могут добавить любой факультатив.

Были ли в этой частной школе специальные воспитательные мероприятия? Наверное, да, если таковыми считать обязательную ежедневную молитву и общение с директором дома (домами там называются разные сектора общежития). Впрочем, как говорит Саша, ребята из его дома сами любили собираться перед сном в комнате директора, католического монаха, получившего образование в одном из лучших университетов Англии. Чем они занимались? Например, старшеклассники по очереди покупали хорошие вина и вместе с директором их «дегустировали». Но перед тем, как выпить свой бокал, каждый юноша должен был что-то рассказать об этом напитке — из каких сортов винограда он изготовлен, какова технология его получения, кто производит вино, к какому блюду оно подается и так далее.

Очень деликатно был решен вопрос с каникулами, которые воспитанники обычно проводили со своими родителями. Поскольку у Саши не было такой возможности, педагоги организовывали ему пребывание в различных английских семьях. Как-то он погостил пару дней в загородном доме у Патрика и Анжелы Мартин и так понравился этой дружной семейной паре, что с тех пор они, как настоящие родители, проведывали Сашу в школе и забирали на каникулы. Патрик, известный хирург-офтальмолог, показывал харьковчанину свою клинику, Анжела заведовала «культурной программой» — водила в театр, кино, на выставки, концерты и спортивные соревнования. Стоит заметить, что у этих людей, так тепло отнесшихся к сироте из далекой Украины, есть еще пятеро своих, уже взрослых детей.

Ко времени окончания школы Саша уже свободно говорил по-английски, да еще с изысканным акцентом центральной части Англии, имел на своем счету победы в соревнованиях за честь школы сразу по нескольким видам спорта. В 1994 году Александр Исаев поступил в юридический колледж в Плимуте, а его неофициальные приемные родители Патрик и Анжела Мартин договорились с администрацией учебного заведения, что талантливый студент из Украины будет жить и получать образование совершенно бесплатно.

Операция

— Счастливый, окрыленный успехом, я приехал домой, чтобы оформить все необходимые документы, — рассказывает Александр Александрович. — И тут началось… Чиновники в Киеве сначала долго не принимали анкету на выезд. Потом приняли, но долго рассматривали. Затем почему-то потребовали, чтобы Патрик Мартин лично оплатил мое обучение. Когда он его оплатил, отказали мне в возможности учиться в колледже наотрез. Как я переживал! Как волновались Патрик и Анжела! Они вообще не понимали, почему меня не выпускают из Украины, если колледж предоставляет возможность получить прекрасное образование совершенно бесплатно?

Как в таких случаях выражался один известный диссидент времен СССР: «Родина задушила его в своих объятиях».

Итак, Харьков. Жить негде. Прописки нет. Денег нет. Из института отчислили. С чего начинать? К кому обратиться за помощью? Саша пошел к Майе Козырь, работавшей тогда начальником отдела облгосадминистрации по делам несовершеннолетних. Без преувеличения, эта женщина сыграла в его жизни роль доброй феи: именно она устраивала беспризорного ребенка в интернат, она помогла ему поехать на учебу в английскую школу. В этот раз она позвонила начальнику областного управления образования и науки Александру Сидоренко, который сам привез «англичанина» в педагогический университет и его вновь зачислили в студенты.

Но волнения не прошли для молодого организма даром — вследствие перенесенных стрессов у Саши началось заболевание щитовидной железы. И когда дело дошло до того, что, несмотря на лечение в районной поликлинике, опухоль уже перекрывала дыхательные пути, он вновь обратился к Майе Кирилловне. Увидев состояние юноши, она тут же созвонилась с медиками. Операция длилась двенадцать часов под общим наркозом, потом еще несколько дней парень находился в реанимации. Как сказал профессор, если бы Сашу привезли чуть позже, то он не рискнул бы взяться за эту операцию. Так Александр Исаев, по сути, родился второй раз.

Уже без приключений он закончил факультет физвоспитания педагогического университета, получил отличные зачеты по педагогической практике и распределение в свой же интернат, тренером по футболу. А спустя три года работы, с июня 2001-го, Александр Исаев, бывший воспитанник интерната, исполняет обязанности его директора. Кстати, над ним, уже ответственным за судьбы почти трех сотен детей, все еще тяготеет сиротское прошлое. У директора до сих пор нет своего жилья! И приходится уже в который раз продлевать старую интернатовскую прописку, хотя в детстве он жил со своей мамой, в своей квартире, по закону принадлежащей ему!

Тут и сказке конец?

Так и хочется узнать, как повернулась бы Сашина жизнь, если бы он продолжил учебу в Англии? Остался бы он в этой стране, которая отнеслась к нему с удивительной добротой? Или бы вернулся на родину профессиональным юристом? Зачем судьба вновь вернула его в интернат? Может быть, чтобы он, сам прошедший весь трудный путь ребенка, лишенного родительской заботы и ласки, улучшил жизнь своих воспитанников? Может быть, судьба подарила ему полтора года жизни и учебы в одном из лучших учебных заведений Англии, чтобы он попытался хоть в какой-то мере использовать опыт его работы здесь?

А сейчас у директора интерната огромное количество насущных проблем, которые нужно решать ежедневно и ежечасно.

— Огромное спасибо всем, кто нам помогает с отдыхом детей, одеждой, строительными материалами, — говорит Александр Александрович. — Это — областное управление образования и науки, академия городского хозяйства, бизнес-клуб «Содружество», объединение «Женщины за будущее». Есть и новые идеи — мы только что договорились о сотрудничестве с Укртелекомом, и у интерната будет своя страничка в Интернете. Хотим организовать свою пекарню. Я написал также письма своим английским друзьям с просьбой о помощи, и очень хочется, чтобы это была целая программа сотрудничества, включающая языковые и компьютерные программы, стажировки преподавателей, поездки воспитанников. У нас в интернате есть столько ярких и талантливых детей!

…Все-таки жизнь придумывает сюжеты покруче, чем в любом сериале. Знаете, с кем встретился Александр Александрович на вокзале, когда провожал своих детей в черноморский круиз? С Майей Кирилловной Козырь. Эта удивительная женщина уже не работает в облисполкоме, она заведует кафедрой в одном из харьковских институтов, а поездку помогала организовывать в качестве активистки объединения «Женщины за будущее». Что ж, давно подмечено, что только одну вещь в мире может делать любой человек и в любое время, не зная преград, — творить добро.

Комментарий начальника главного управления образования и науки областной Харьковской государственной администрации, профессора, член-корреспондента Академии педагогических наук Украины Александра СИДОРЕНКО.

— Конечно, Саше Исаеву будет трудно. Интернаты в системе образования — все равно, что «литейки» на заводе — самые тяжелые цеха. Если рабочий день директора интерната длится меньше 16 часов, дела не будет — или учреждение «погибнет» или директор уйдет. Вот и интернату №4 в последнее время никак не удавалось подобрать сильного директора. Полтора-два года, и человек не выдерживал… Может быть, в решении назначить директором 27-летнего Александра Исаева есть какой-то риск. Но, с другой стороны, Нововодолажским интернатом и Эсхаровским экспериментальным сельским педагогическим лицеем тоже руководят молодые. Да и я когда-то начинал работать директором интерната в таком же возрасте. Пусть молодежь работает, она лучше, умнее, современнее нас.

В Англии я бывал не раз, знакомился с их системой образования, с принципами социальной организации сиротства. Не сомневаюсь, что опыт учебы в английской школе пойдет новому директору на пользу — Саша Исаев видел, как может жить интернат, был, пусть и ненадолго, сам «вмонтирован» в эту систему. Наверное, мы не скоро построим такую социальную канву развития общества, как в Англии, но стремиться к этому надо.

К сожалению, проблема сиротства, безнадзорности, бродяжничества и детских правонарушений в Украине по-прежнему остается взваленной в основном на систему образования. У нас существует множество организаций — от инспекции по делам несовершеннолетних до управления по делам семьи и молодежи, которые не оказывают интернатам никакой реальной помощи, а только контролируют их. Я проходил через это и Исаеву придется через это пройти. Именно это будет самым трудным. А ведь в той же Англии задача школы состоит в том, чтобы учить тех, кто хочет овладевать знаниями. Теми, кто не хочет или не может учиться, занимаются другие организации, начиная от криминальной милиции по делам несовершеннолетних.

Сиротство — большое горе, серьезнейшая проблема. В Украине увеличивается количество сирот — и это сироты преимущественно социальные, то есть дети, чьи родители лишены родительских прав. Сложилась новая социальная ситуация, к которой морально и психологически государство, может быть, и готово, но экономически, увы, нет. Начинался учебный год, а наши школы-интернаты с трудом сводят концы с концами.

…Помните, как говорил Штирлиц? — «Я люблю стариков и детей». Это и есть задача государства — любить стариков и детей. Вот когда мы увидим, что наше государство прониклось проблемами сирот и людей пожилого возраста, это будет первым признаком, что Украина социально выздоровела.