UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОСТРОВ ДЕТСКОГО СЧАСТЬЯ, УСТРЕМЛЕННЫЙ В XXI ВЕК

16 июня 2000 года «Артеку» исполнится 75. 75 лет истории — это тернистый путь от четырех брезентовых па...

Автор: Михаил Сидоренко

16 июня 2000 года «Артеку» исполнится 75. 75 лет истории — это тернистый путь от четырех брезентовых палаток к острову детства под названием «Артек», от конъюнктурной исполнительности педагогов к самостоятельному осмыслению ежедневной деятельности, от санаторного лагеря, принимавшего 320 детей, к Международному детскому центру, принимающему около 30 тысяч детей ежегодно. 75 лет — это время обретения «Артеком» своей сущности, своей души.

Если посмотреть с философско-исторической точки зрения, то за время «смены всего» наш лагерь проделал сложный переход от системы функционирования с заранее заданными целями и подходами к системе развития в новых рыночных условиях, требующих самостоятельного поиска путей, средств и способов выживания в новых условиях. По большому счету, «Артек» проходит сложный этап поиска своего места в государстве и мире. Ориентиром на этом пути явилось:

— понимание обществом новой роли и нового значения сферы образования и воспитания молодежи в развитии государства;

— учет общего вектора изменений в общественном сознании в сторону приоритета личности, самоценности человека, значимости его прав и свобод;

— ориентация на новую прогрессивную стратегию развития образования в целях наиболее адекватного отражения требований жизни во имя ее радикального улучшения, формирования новых, высоких духовных потребностей у подрастающего поколения.

Глубокий и всесторонний анализ ситуации привел нас к необходимости разработки долгосрочной стратегической «Программы развития МДЦ «Артек» и детских лагерей Украины», предусматривающей организацию в «Артеке» специального социокультурного пространства для воспитания личности, осуществляющей ответственный выбор ценностей и норм общества устойчивого развития и создания единой, комплексной системы детских лагерей Украины как инструмента государственной политики в области детства.

Поэтому на первый план в деятельности «Артека» выдвигаются идеи компетентного управления и сотрудничества с общественными и государственными институтами образования и защиты детства с целью выработки определенной государственной политики в области детства. Глубоко понимая всю ответственность перед будущим, в 1999 году Международный детский центр «Артек» взял на себя инициативу и объединил детские лагеря Украины во Всеукраинскую ассоциацию за новое поколение «Лелека», куда вошли 102 оздоровительных лагеря и центра, представители 15 областей Украины. «Артек» стал инициатором создания международной благотворительной общественно-педагогической организации «Образование без границ», в которую вошли представители 10 стран мира.

Какие же направления «Артек» считает основополагающими в своей деятельности в третьем тысячелетии?

Испокон веков человеком владели два стремления: стремление быть и стремление жить. Стремление быть — это потребность в самосохранении, в безопасности, а стремление жить — это потребность в развитии, необходимость движения человеческой мысли и человеческой сути.

Стремление быть — подталкивает нас к размышлениям о судьбе человечества. XX столетие парадоксально по сути своей: человек выходит в космос, прорывается в области новых знаний и... ведет самые кровопролитные войны в истории человечества.

На 45-й сессии Международной конференции по образованию в Женеве (в 1996 г.), в которой приняли участие представители 135 стран — членов ЮНЕСКО, была одобрена идея необходимости «учиться жить вместе».

В настоящее время мы являемся свидетелями переживаемого «этнического ренессанса». Усилившийся интерес к культуре своей обособленной общности, к нравственным ценностям и идеалам, традициям, обрядам, фольклору, языку послужил основой для дальнейшего развития этнопедагогики, разработки прежде всего национально-культурного компонента образования.

Именно попытка «стереть» национально-этнические различия привела сегодня к возрастанию националистических тенденций, гипертрофии внимания только к культуре своего этноса. Тревожным проявлением этой тенденции стало возникновение очагов межнациональных конфликтов. Война в Югославии, в Чечне и Дагестане, устрашающие по сути своей террористические акты в России — тому ярчайшие свидетельства.

Осмысление данного феномена требует в первую очередь и наша забота о крымской земле, где издавна проживают и украинцы, и русские, и татары, и болгары, и греки, и еще многие другие народности. Требуется анализ диалектической взаимности этнических и общекультурных ценностей. Будучи проявлением единичного, этнос неизбежно включен во всемирную цепь культурных связей. При этом важно осознать, что этнос не сможет существовать без учета планетарных, общечеловеческих условий развития, он неизменно взаимодействует со всем спектром поликультурных отношений и традиций, стараясь не утратить собственного своеобразия и неповторимости. Проблема сохранения и развития культуры каждого этноса становится сегодня особо актуальной еще и потому, что в современном обществе переходного типа именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде всего незыблемые границы, утрачиваются традиции не только малочисленных национальных анклавов, но и больших этносов. Важно, чтобы национальное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. Современная модель национального образования должна базироваться на принципе этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество. Отсюда вырастает проблема воспитания в духе взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур и образований.

Стремление жить — значит развиваться, наталкивает нас на осознание себя творцами настоящего и будущего.

Отражение непрерывного культурного процесса требует нового подхода к образованию. «Образование через всю жизнь» — идея непрерывного образования — дает возможность безграничного совершенствования человека.

Идея непрерывного образования положена в основу создания в международном детском центре «Артек» образовательной цепочки «детский сад — новая школа — гуманитарный институт «Артек», где воспитание и обучение строятся на основе самых совершенных технологий и методик, прошедших взыскательную экспертизу. Кроме того, программа обучения в гуманитарном институте предусматривает получение теоретических знаний и непосредственное применение их на практике. Современная дидактика высшей школы рекомендует усилить практическую направленность обучения, улучшить подготовку будущих специалистов к трудовой деятельности. Выпускник вуза окажется профессионально подготовленным, если овладеет способами решения основных типовых профессиональных задач, виды и число которых в процессе дальнейшей трудовой деятельности могут меняться. Поэтому должен корректироваться и процесс подготовки будущего специалиста, обеспечивающий формирование необходимых профессиональных качеств в соответствии с научнообоснованной моделью процесса. Поэтому студенты гуманитарного института, получая специальность практического психолога, одновременно работают педагогами-организаторами в детских лагерях «Артека».

В основу деятельности многих детских лагерей «Артека» и отдела детского творчества положена идея дополнительного образования. Каждый ребенок, приезжающий в «Артек», имеет возможность развить свои знания в той области, которая его наиболее интересует, посещая научно- технические, декоративно-прикладные и эколого-краеведческие кружки и клубы.

Нас тревожит, что на смену идет поколение практически нездоровых детей. Журнал «Народное образование» приводит статистические данные, гласящие, что лишь 10% детей признаны абсолютно здоровыми по итогам обследований 1998 г. в России. Поэтому сегодня необычайно важны реабилитационные программы, нацеленные на обучение детей быть здоровыми.

Международный детский центр «Артек» обладает прекрасным оздоровительным комплексом, разрабатывает и осуществляет программы приема детей не только из зон с неблагоприятной экологической обстановкой (Чернобыль), но и занимается социализацией детей-инвалидов, участвующих в программе «Поверь в себя».

Следующий аспект — это уже область социального заказа конца XXI столетия на некий принципиально новый ресурс живого человеческого интеллекта. Ведь вопросы средств и способностей оперативного накопления информации уже в значительной степени решаются, достигнута памятийная мощность, напрямую связанная с ее производительным потреблением, чрезвычайно превышающая способность человека и далее открытая для неограниченного ее увеличения так называемой роботехникой, компьютерами. Так же развиты и средства оперирования этой информацией, совершающие процедуры отыскания. Мировое сообщество находится на этапе инструментальной педагогики, когда важно не загружать память ребенка, а научить его пользоваться инструментами, помогающими найти необходимое в бурном потоке современной информации. А педагогика должна научить находить пути оптимальных педагогических усилий, приводящих к эффективнейшему результату. Именно эти проблемы волнуют педагогов Артековской средней школы и находят свое отражение в программе Международного конкурса-семинара школьных учителей в «Артеке».

Программа Международного конкурса школьных учителей в «Артеке» существует уже четвертый год. Эта программа по итогам Всероссийского конкурса лучших проектов в области международного сотрудничества в сфере образования признана ЮНЕСКО «Программой XXI века». Она объединила в своих рядах интересных педагогов, ученых, руководителей педагогических издательств, журналистов, руководителей различных образовательных структур, которые стремятся получить ответ на вопрос «Какой учитель нужен школе XXI века». На конкурсе идет отбор и распространение современных эффективных способов работы с детьми.

Международный конкурс учителей в «Артеке» заинтересовал представителей Беларуси, Германии, Грузии, Дании, Италии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Словакии, США, Украины, Эстонии. Школьные педагоги и ученые этих стран участвуют в создании уникального в своем роде видеобанка данных современных педагогических технологий и методик.

Своеобразие программы Международного конкурса школьных учителей заключается еще и в том, что в условиях конкурса рождается совершенно новая система повышения квалификации педагогов. Участие в конкурсных уроках своих и коллег, участие в обсуждении авторских педагогических программ, лекции членов международного жюри конкурса, специализированные семинары с просмотром уроков победителей предыдущих конкурсов, с просмотром видеозаписей лекций, часы общения с жюри с обсуждением волнующих педагогических вопросов, участие в заключительных «круглых столах по проблемам обучения и воспитания» — все это рождает главное — желание совершенствовать свое педагогическое мастерство, добиваться наивысших результатов в своей педагогической деятельности.

И еще один аспект. Исходя из вышесказанного, у современного человека приоритет на великую память отчуждается. Теперь обществу нужен совсем другой интеллект — аналитика, синтезиста, творца самой информации! Как никогда доселе, становятся востребованными подлинные высшие человеческие способности!

Следуя современным формам мышления и деятельности, в центре образовательных процессов должно стать развитие «человека культуры», способного не только включаться в различные формы деятельности и мышления, но и способного переформулировать самые их основы, сопрягать различные культурные смыслы. Такой подход требует изменить как формы педагогической деятельности, так и самое содержание образования. Образование — не только по методам, но и по содержанию — должно стать ДИАЛОГИЧНЫМ. Культуры — античная, средневековая, культура нового времени — не только сменяют и развивают одна другую, но и остаются —каждая, как некоторый самостоятельный субъект, раскрывая свои новые смыслы и потенции в общении с другими культурами. Этот смысл культуры с особенной силой обнаруживается в XX веке; современный индивид реально живет, мыслит и действует в пространствах многих культур — западных и восточных, древних и близких нам по времени. В ХХ веке иные культуры открываются не с музейным, историческим интересом, а как насущно важные сейчас собеседники.

Сегодня международный детский центр «Артек» разработал ряд программ, которые включают артековцев в диалог культур как равноправных собеседников. Это этнографический фестиваль «Весенние звоны «Артека» и международный детский фестиваль искусств «Артек» зажигает звезду», Международный детский кинофестиваль и международный конкурс классического танца «Фуэте «Артека» имени Юрия Григоровича, международный фестиваль хорового искусства «Артековские зори» и международный аэрокосмический фестиваль «Сузір’я-Артек». Живое общение с талантливыми актерами, режиссерами, балетмейстерами, танцорами, музыкантами и исполнителями, знакомство с лучшими образцами культуры и искусства, науки учит мастерству, помогает осваивать нравственные смыслы и, в конечном счете, творить себя. Международный детский центр «Артек» часто называют «островом детского счастья, идеальным миром», где ребенок получает такую любовь и заботу, которую он подчас недополучает в реальной жизни. В противовес жестокости, инфантильности, безразличию, которые встречаются в жизни и выплескиваются в огромных количествах средствами массовой информации, имея дело с тонкой формируемой психикой ребенка, «Артек» старается удержать хрупкое равновесие между трезвым, реалистическим взглядом на мир и возвышающими романтическими представлениями о нем, сохраняя и формируя целостное представление о мире, наделяя детские души верой, надеждой, любовью.

«Артек» устремлен вперед, в будущее. У нас не может быть другого выбора, потому что новое подрастающее поколение требует от нас этого динамичного движения. Мы понимаем, что если хотим быть востребованы, интересны и полезны обществу и детям, то должны не просто соответствовать тем процессам, которые происходят в государстве и мире, но и опережать их, проектируя, определяя стратегию на XXI век.

Сегодняшние усилия руководства и коллектива МДЦ «Артек» направлены именно на это.

Я убежден, что «Артек» имеет мощный потенциал для нового качественного рывка и думаю, что мы найдем силы дли продвижения в этом направлении, систематизируя наши возможности, планы, задумки в связи с подготовкой к празднованию 75-летия «Артека».