UA / RU
Поддержать ZN.ua

Опорная стена

Как будет проходить ВНО после карантина.

Автор: Оксана Онищенко

Когда закончится карантин, выпускники школ стройными рядами пойдут сдавать ВНО. Но безопасно ли это? Мы же понимаем: ослабление карантина не означает, что с эпидемией будет покончено. Далеко не все абитуриенты в восторге от того, что их соберут в закрытых аудиториях, когда риск для здоровья остается реальным. Возможно, придется писать экзамен в маске или перчатках. Примите во внимание также, что ВНО - экзамен высоких ставок, и на него не то что придут, а приползут и мертвые, и живые, и неродившиеся.

Многие выпускники и их родители задумываются, - а оно нам точно сейчас надо? "Освободите от ВНО хотя бы тех, кто не планирует поступать в украинские вузы, - говорят они. - Поставьте в аттестат оценки из школьных журналов без тестирования. Англия и Франция это сделали".

Международный эксперт Альгирдас Забулионис, консультировавший введение ВНО в Украине, подчеркивает: идеальных вариантов, которые можно было бы позаимствовать в других странах, не существует. "Если вы хотите сравнивать Украину с другими, посмотрите на тех, у кого похожая система. Ориентироваться надо на три важных фактора. Первый - какую роль выполняет внешний экзамен? У вас ВНО играет сразу две роли: выпускных школьных экзаменов и поступления в университеты. Второй - доверяет ли общество учителям и школьным оценкам? У вас это доверие очень низкое. А в Финляндии и многих западных странах вступительная кампания может пройти по школьным оценкам. И третий - насколько ваши университеты автономны во время вступительной кампании? У вас эта кампания - централизованная, и роль Минобразования в ней очень большая. Есть страны, где университеты имеют большую автономию, следовательно, вопрос поступления могут решать сами".

Если собрать опыт других стран и наши идеи, вырисовываются три варианта проведения независимого тестирования. Первый - перенести экзамены на более поздний срок. Именно его мы и выбрали. Второй - оставить независимое тестирование только для поступления, а оценки государственной итоговой аттестации (выпускные школьные экзамены) выставить на основе школьных. Третий - уменьшить количество предметов, по которым проводится ВНО, и тогда у выпускников будет меньше контактов. Например, Эстония оставила лишь два теста - по эстонскому языку и математике.

Украина выбрала вариант, не затрагивающий ВНО, не потому, что другие - плохие. Просто есть опасение, что если мы хотя бы раз ограничим применение независимого экзамена, больше не вернем его. Независимое тестирование - наша опорная стена, на которой держатся и борьба с коррупцией, и качество образования. И эту стену страшно расшатывать. "Несмотря на долгую историю, внешнее независимое оценивание еще не укоренилось в мозгах нашего политического истеблишмента как нечто, без чего невозможно существовать, что позарез необходимо для нормального функционирования всего государства", - говорят скептики.

Уже сейчас поднимают головы те, кто не заинтересован в честном поступлении и реальных баллах школьного аттестата. Ходоки в МОН просят отменить независимое тестирование для контрактников, сделать уступку выпускникам колледжей. И тихонько предлагается вообще обойтись без ВНО в нынешнем году.

"Противники ВНО прикидываются овечками, якобы проявляющими заботу о здоровье детей, а в действительности они мечтают о возрождении коррупции при поступлении, - говорит заместитель министра образования и науки Егор Стадный. - Если бы кто-то решился отменить ВНО, это означало бы, что возвращаются вступительные экзамены со всеми коррупционными последствиями. При этом дети так же собирались бы в аудиториях, только им пришлось бы ездить по всей стране. Потому что свыше 70 процентов поступающих хотят учиться в университетах Киева, Харькова, Львова, Одессы или Днепра. Следовательно, риск для здоровья детей был бы больше, чем во время проведения ВНО, которое дети сдают преимущественно по месту проживания и в условиях четко регламентированного количества участников в одной аудитории".

Кроме того, поступление по школьным аттестатам, не подкрепленным ВНО, ставит абитуриентов в неравные условия. "Поступать по аттестату - значит доверять оценке учителя, - говорит Егор Стадный. - Я понимаю, что это важно, но не в нынешней ситуации. Необходимы годы изменений в системе образования. Напоминаю, что в 2010 году в конце учебного года мы уже видели, как аномально выросли продажи школьных журналов. Все понимают, зачем пришлось так массово покупать школьные журналы в конце года, если обычно их закупают, наоборот, в начале учебы. Пусть меня простят учителя, которые никогда не злоупотребляют оценками, но сегодня мы должны гарантировать честный отбор поступающим".

Лично мне симпатичен вариант, если ВНО останется только для поступления. Да, это не идеал, и есть определенный риск в отношении объективности школьного аттестата, полученного без независимого тестирования. Но есть и несколько плюсов. Во-первых, меньше людей сдавали бы ВНО, а у каждого выпускника был бы выбор - идти на тестирование во время пандемии или нет. Те, кто откажется, - или будут поступать за границей, или сдадут ВНО в следующем году и станут студентами позднее. Это тем более важно, что далеко не все школы смогли организовать дистанционное обучение, и не все школьники имели возможность готовиться к тестированию, консультируясь с учителями.

Есть еще один тонкий момент. Если ВНО будет проведено в конце лета, то аттестаты будут выдавать еще позже. Следовательно, те, кто хочет поступать за рубежом (а для этого нужен только аттестат), могут не успеть подать документы на поступление. А если аттестаты выдадут прямо сейчас, проблемы не будет. И нас не устроил этот вариант по тем же причинам - нельзя трогать опорную стену.

Что касается уменьшения количества предметов, по которым проводится тестирование, по примеру Эстонии, - плюс такого варианта в том, что у выпускников будет меньше совместных встреч в одной аудитории, им придется прийти на экзамены всего дважды. "Не будет экзаменов по физике, химии, биологии, - говорит Забулионис. - Но физика, например, коррелирует с математикой. Уменьшение количества экзаменов означает, что вузы получат о поступающем информацию несколько упрощенную, но объективную. Один раз в связи с пандемией можно на это пойти".

"А что мы выигрываем от такого решения? - говорит Егор Стадный. - Дело в том, что на те же тестирования по физике, химии, биологии приходит меньше людей, чем на язык. Если мы соглашаемся, что для поступления на многие специальности недостаточно просто украинского языка и математики, и мы будем отвечать за безопасность во время проведения ВНО, то зачем идти на такие шаги? От этого пострадает качество отбора".

Звучат также идеи пересмотреть содержание тестов ВНО и убрать из них вопросы по темам, которые изучались бы в выпускном классе в марте-мае, когда во многих школах полноценного обучения не было.

И Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) не пойдет на этот шаг. Почему - объясняет его руководитель Валерий Бойко: "Мы понимаем, что вынужденное дистанционное обучение может углубить сегрегацию среди соискателей образования. Но утвердили решение не вмешиваться в содержание тестовых тетрадей внешнего независимого оценивания в 2020 году по следующим причинам. Во-первых, в содержании тестовых тетрадей очень мало заданий, которые основываются на учебном материале, изучаемом в 11 классе в апреле-мае. Во-вторых, подготовка тестовой тетради длится три года, - задания разрабатываются разными авторами, проходят экспертную оценку, апробацию. Это обеспечивает высокое качество тестового инструмента, и мы не готовы этим пренебрегать. В-третьих, верстку и макетирование сигнальных экземпляров украиноязычных тестовых тетрадей УЦОКО завершил в начале января, и уже напечатано свыше 70 процентов. Замена заданий сегодня будет означать признание напечатанного браком и его уничтожение. Далее - верстка и макетирование новых сигнальных экземпляров тетрадей, их печать. Это крайне неосмотрительный шаг, поскольку в Центре продолжается работа над переводом, версткой и макетированием тетрадей на языках национальных меньшинств (даже в условиях карантина). Кроме того, следствием такого шага станет неминуемое обвинение в растрате бюджетных средств. В-четвертых, имеющаяся модель шкалирования результатов тестирования немного снижает влияние внешних факторов, и мы можем статистически сгладить определенные пробелы в подготовке участников, обусловленные вынужденным карантином".

Следовательно, решение о проведении вступительной кампании принято. "Мы будем ждать окончания карантина и только потом проводить ВНО, но мы понимаем, что даже когда карантин закончится, некоторые предостережения останутся актуальными. Поэтому мы готовим необходимые мероприятия. Возможно, понадобится термометрия на пунктах тестирования, точно не сможем привлекать к работе инструкторами лиц из группы риска, точно придется обеспечить всех масками и антисептиками, возможно, надо будет еще уменьшить количество участников в одной аудитории. Будем пристально следить, чтобы среди участников не было контактных лиц, а также (само собой) инфицированных. После выздоровления или выхода из изоляции они или же смогут принять участие в дополнительной сессии, или же будут идти как освобожденные от ВНО по состоянию здоровья, - такая категория поступающих была и в предыдущие годы", - говорит заместитель министра образования и науки Егор Стадный.

С одной стороны, это радует. А с другой - боюсь подумать, как этой нормой могут воспользоваться недобросовестные абитуриенты, чтобы получить справочку и попасть в список контактных лиц. Врачи, держитесь!

Кроме того, уменьшить количество абитуриентов, сидящих в одной аудитории, будет непросто. Потому что это означает увеличение сети школ, участвующих в тестировании, количества инструкторов и наблюдателей. Этот план Б должен лежать на столах у чиновников уже сейчас.

Школы в каждом регионе содержит местная власть. Найдутся ли у нее средства на дезинфекцию помещений? Этот вопрос надо решить уже сейчас.

"Мы будем пытаться проводить внешнее независимое оценивание в самом безопасном режиме, использовать все необходимые меры, - говорит Егор Стадный. - Просто так никто не будет открывать шлюзы посреди карантина. Но я хочу подчеркнуть, что при любых обстоятельствах ВНО - это безопасный вариант вступительной кампании".

В нынешнем году перед вступительной кампанией у меня впервые возникли двойственные ощущения. С одной стороны, безусловно, хочется поддержать ВНО. С другой - грустно, что у нас страх руководит выбором стратегии. Если бы не он, страна могла бы принять более гибкие решения. Да, ВНО - наша опора, но сила опоры в ее гибкости и в том, что она реагирует на нагрузку. Именно поэтому она их и выдерживает.