Когда мы говорим о дистанционном обучении во время карантина, обычно смотрим на все глазами детей и родителей. А как воспринимают ситуацию те, кто по другую сторону компьютера, - те, кто сеет умное, доброе etc?
Учителя шутят, что сейчас работают на государство на собственной технике и с собственным Интернетом. И как называется работа на пана со своим инвентарем? Панщина.
Но шутки шутками, а эпидемия коронавируса стала краш-тестом не только для медицины, но и для образования. Мы увидели, что оно не готово к вызовам, почувствовали, насколько оторвана от жизни система подготовки и переподготовки учителей. Это с одной стороны. А с другой - наблюдаем, как в экстремальной ситуации мобилизовались учителя. В частных школах - сразу, в государственных - раскачивались первые недели карантина, а после каникул большинство перешло на уроки онлайн. Все пришлось делать с колес.
Похоже, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Во время Фейсбук-онлайн-трансляции, посвященной организации дистанционного обучения, нынешний руководитель МОН Любомира Мандзий посоветовала учителям развивать ІТ-компетентность и сказала, что нужно работать над новым положением о дистанционном обучении. А на вопрос, как развивать эту самую компетентность, когда дома у учителя нет компьютера, чиновница ответила, что, возможно, у кого-то из учителей есть хороший мобильный телефон с Интернетом, и с него можно воспользоваться ресурсами, доступными на сегодняшний день.
Серьезно? И это все? А хотелось бы услышать, что планирует сделать государство, чтобы помочь учителям? Например, организовать бесплатные онлайн-консультации, тренинги, электронные ресурсы. Кто-то возразит, что их и так появляется много. Но как определить, какие из них действительно качественные? Нет единой площадки, где были бы собраны и оценены экспертами лучшие курсы по организации дистанционного обучения.
"Марина Петровна, с понедельника вы проводите урокидистанционно, и я не хочу слышать ваших отговорок!" - такое сообщение получила на каникулах знакомая учительница от директора школы. Это, собственно, и вся помощь. Хотя нет, не вся: еще руководительница набросала в Вайбер видеороликов о том, как работать в Zoom, - дескать, изучайте. Марина Петровна и вся ее семья просидели выходные у компьютера - разбирались, как работает Zoom, а в понедельник учительница мужественно вышла онлайн.
Между прочим, если копнуть глубже, то на самом деле дистанционное обучение - это не просто уроки по Интернету. Для его организации нужны электронные ресурсы, специальным образом организованная самостоятельная работа учеников, система контроля знаний. И желательно, чтобы все это было собрано на одной платформе, чтобы ученики или родители не гоняли по разным сайтам и электронным почтам своих учителей. Есть все это у нас? Вопрос риторический.
Вот и выходит, что сегодня дистанционное обучение сводится к двум крайностям: первая - все сбросить на самостоятельное изучение (Вайбер нам в помощь) и вторая - просто перенести традиционные уроки онлайн. Но уже теперь становится понятно, что все это тоже не работает эффективно.
Когда уляжется первое удивление детей от уроков онлайн, когда притупится чувство новизны, учителям станет очевидно, что недостаточно просто вещать детям с голубого экрана так, как ты это делал в классе. Нужно знать методики дистанционного обучения. Ведь урок по Интернету отличается от урока вживую, здесь обычные методы и приемы работают иначе. Учителя должны овладеть инструментами, которые помогут организовать класс, мотивировать учеников, наладить фидбек. Пока что в этом приходится разбираться методом проб и ошибок, причем сегодня на вчера. Методики - это будет второй серьезный вызов и огромная ответственность, с которой справятся не все. Уже сейчас некоторые учителя пишут заявления на увольнение. Таких мало, но они есть.
И не все в организации дистанционного обучения будет зависеть от учителей. Сами ученики должны быть мотивированы учиться. Педагоги жалуются, что во время уроков онлайн некоторые школьники саботируют работу (нарушают дисциплину или занимаются своими делами, отключив камеру или звук). Если бы это было в школе на обычном "очном" уроке, учителя знали бы, что делать: накричать, наставить двоек, записать в дневник, запугать санкциями. Но теперь это невозможно (до каждого не дотянешься, да еще и родители рядом - не особенно накричишь), а стимулировать учеников иначе школы не привыкли.
Наша система образования построена на принудиловке: дети учатся не потому, что интересно, а потому, что заставляют. И когда в связи с карантином кнут из рук школы выпал, оказалось, что другого стимула учиться нет. Ну и программы, учебники, учебные планы с кучей предметов далеко не всегда вдохновляют на учебу, но это уже отдельная история.
Карантин четко показал, что у большинства школьников не сформированы такие важные для жизни навыки как, например умение работать с информацией. Преподавание в школе было и остается репродуктивным по своему характеру: учитель разжевал - дети проглотили. Не разжевал - спросили маму или репетитора, не помогло - списали на контрольной. Теперь школьники, которые привыкли лишь глотать, не прилагая усилий, ожидают, что им разжуют все родители или расскажет учитель с голубого экрана. Но дистанционное обучение так не работает.
Лежит ответственность за такую ситуацию и на родителях - самостоятельность и организованность своим детям должны были привить они. И теперь больше всего проблем с дистанционным обучением у детей, которые всегда чувствовали гиперопеку и давление со стороны родителей.
Однако самое сложное в дистанционном обучении легло на плечи учителей. Кто-то наслаждается новыми реалиями, кто-то боится, а кто-то просто бежал с поля боя. И если попробовать сложить палитру эмоций учителей, она могла бы иметь такой вид.
Грусть. В сетях распространяются фотографии учителей в пустой школе или с фотографией класса "Я по вам скучаю". Очень трогательно. Такую инициативу поддержали родители, - родительская ОО " Родители SOS" начала флешмоб "Мой учитель скучает по мне", запустила хештег # скучаю_по моим учителям. За сутки посты в Фейсбуке об этой акции стали вирусными и получили много репостов. Думаю, коронавирусный карантин если и не снесет баррикады между учителями и родителями, то сильно их поломает.
Удовлетворение от новых возможностей, открываемых электронными платформами и инструментами. "Трудно, но круто!" - говорят учителя. Особенно молодые прогрессивные педагоги. У них есть время и вдохновение ковыряться в программах, выискивать новые идеи и расти.
"А наша учительница так и не перешла на уроки онлайн, - рассказывает одна мама. - Замечательная, любит детей, знает методики. Но ей 70 лет, она не может и не хочет".
Страх. Справлюсь ли я с новыми вызовами и реалиями, смогу ли овладеть всеми этими инструментами и платформами? "Провела урок и до сих пор чувствую себя в стрессе, - рассказывает знакомая учительница. - Все боялась что-то не то нажать или сделать. Так и до инсульта недалеко". Кроме того, часто рядом с детьми находятся родители, и это тоже добавляет волнения.
Гордость. Об учителях обычно говорили, что они консервативны, что для того, чтобы они изменились и работали по-новому, нужно выдавать им только четкие инструкции и приказы. Но оказалось наоборот. Мы видим, что в школе настоящие изменения начались раньше, чем их успели возглавить из МОН. Все делается в сумасшедшем темпе и воплощается мгновенно.
Сатисфакция. Раньше учителей критиковали все кому не лень, а теперь вспомнили!Ну как оно без нас, попробовали? Так вот. Есть шикарная возможность повысить престижность учительской профессии.
Свобода. Бюрократическая машина не успевает за быстрыми изменениями в образовании. Нет пока что ни контроля уроков, ни проверок методистов, ни единственно правильных распоряжений, ограничений, запретов и советов, составленных теми, кто ни одного дня не работал учителем. И это уникальная возможность создавать и попробовать свои силы. Хотя уже теперь некоторые учителя жалуются, что от них требуют отчеты о дистанционной работе. Но это не по сути и содержанию, а для общей картины начальству - дескать, дела идут, контора пишет, спите спокойно.
Но шутки шутками, а без мозгового центра не обойтись. Очевидно, что для организации эффективной системы дистанционного обучения нужно сделать несколько шагов. Это важно и для нынешнего карантина, и на будущее, чтобы сезонный грипп не вырубал на несколько недель школы, как это бывало всегда.
Прежде всего, важно обеспечить качественный скоростной Интернет, и не только в каждой школе города и села, но и в каждом доме. В Минцифры обещают, что до 2024 года все населенные пункты будут иметь доступ к высокоскоростному Интернету.
Во-вторых, Минобразования должно вычленить лучшие опыты организации дистанционного обучения (у нас в стране есть дистанционные школы, которые давно на рынке образовательных услуг) и попробовать выписать общие правила игры во время карантинов. Пока что складывается впечатление, что МОН не успевает за изменениями в школе. Потому что размещение уроков для 11-классников на Ютуб-канале и публикация расписания телепередач проекта "Всеукраїнська школа онлайн" - не помощь. И, кстати, не у всех школьников телевизор берет перечисленные ТВ-каналы, кое у кого они закодированы. А Интернет иногда такой слабый, что просто не тянет качественное видео.
Очень важно понять санитарные требования к обучению онлайн: дети полдня сидят перед компьютерами, а потом еще делают уроки (иногда тоже за компьютером). Нужно понять, каким должно быть расписание занятий, какова продолжительность уроков и перерывов, объемы домашних задач. Иначе онлайн уроки решат одни проблемы, но добавят других.
В-третьих, нужно поддержать учителей, собрать для них в одном месте инструменты, методики и лучшие идеи. Сейчас очень пригодилась бы Национальная электронная платформа образования, которую мы так и не запустили. И, пока не будет создана новая, есть смысл сделать временный вариант, пусть не крутой, а кособокий, но уже сейчас, потому что помощь учителям нужна на вчера.
Есть над чем задуматься и учителям. Сегодня им приходится бешеными темпами наверстывать то, что они могли бы сделать давно. "На курсах повышения квалификации нам не рассказывали об уроках онлайн, формирование ІТ-компетентностей было только на бумаге", - говорят педагоги. Но это же всех удовлетворяло?
Хочу напомнить, что именно с января изменилась система повышения квалификации учителей: теперь они могут сами определять, как обеспечивать свое профессиональное развитие, выбирать его направление и место прохождения курсов. И им по силам выбирать больше курсов с ІТ, искать качественное обучение, а не ходить на занятия для галочки.
В-четвертых, местная власть и каждое учебное заведение должны определиться, как они будут организовывать обучение в условиях карантина, какие платформы и инструменты использовать, какие формы реализовывать (кроме дистанционной, есть и другие). Четко и конкретно. Это как план пожарной эвакуации, где стрелками нарисованы эвакуационные входы-выходы и пожарные гидранты, стоящие наготове.
Так что, дистанционное обучение во время карантина - дело не только учителей. Разделим с ними эту ответственность.
Больше материалов Оксаны Онищенко читайте здесь.