«Ще крок, Сізіфе. Не чекай на оплески.
Для глядачів тут сцена закрута,
Де чорний беркут з крилами наопашки
Хребет землі до сонця поверта».
Лина Костенко
Олимпиадному ученическому движению уже более 100 лет. Его от всего сердца и творческого вдохновения подарили педагогике наши коллеги из сферы точных и естественных наук. Позже к почитателям математики и физики присоединились представители других областей знаний, в том числе и ученые-филологи. Предметные олимпиады задумывались исключительно как события, свободные от административного диктата, как творческая мастерская для выдающихся ученых, увлеченных своим делом учителей, а главное — для самых одаренных учеников.
Во времена Советского Союза решения о проведении на общегосударственном уровне предметных олимпиад принимались по инициативе Академии наук СССР, и председателем оргкомитета всесоюзных олимпиад был человек непререкаемого научного авторитета — прославленный физик-академик И.Кикоин, а его заместителем — гениальный математик ХХ века легендарный академик А.Колмогоров. Основателям этого уникального мероприятия даже в самых страшных снах не могло привидеться то, что происходит сегодня вокруг научных соревнований школьников.
Несмотря на то что министр образования и науки Украины И.Вакарчук пытается проводить политику общественного контроля над сферой образования, ученические предметные олимпиады все еще остаются полигоном для бурной деятельности чиновников. Интересно, почему министерские клерки стремятся руководить ученическими олимпиадами? Неужели считают методистов, представителей региональных управлений образования и науки, где проводятся олимпиады, столь некомпетентными в этом вопросе, что крайне необходимо присутствие на олимпиаде «чиновника по особым поручениям» из МОН Украины?
Широкие слои работников сферы просвещения уверены: желание чиновничества лично «проводить» олимпиады, лично формировать «удобные» составы жюри, отстранять несговорчивых ученых вызвано тем, что контроль над ученическими олимпиадами — это доступ к регулированию показателей определенных областей на этих мероприятиях, возможность субъективно распределять льготы (с точки зрения автора этой публикации, абсолютно ненужные в условиях внедрения единых тестовых технологий контроля за качеством знаний абитуриентов), положенные победителям олимпиад.
Интересно, что несколько лет назад руководство МОН, основываясь на печальных примерах, начало осознавать опасность срастания «деятельности» госчиновников с олимпиадной работой. Министр образования и науки Украины на основании определенных служебных материалов издал приказ №555 от 27.06.2007 г. «Об усовершенствовании организационного и научно-методического руководства проведением международных и всеукраинских ученических олимпиад». С непривычной для такого приказа формулировкой: «С целью усовершенствования организации и проведения международных и всеукраинских ученических олимпиад и предотвращения фальсификации результатов»! И для этого, поверьте, у министра были мотивы... Так, пункт 2 данного приказа предусматривает, что ответственность за организацию и проведение олимпиад возлагается отнюдь не на чиновников аппарата МОН, а на работников методической службы Института инновационных технологий и содержания образования. Приказ был одобрительно воспринят многими энтузиастами олимпиадной работы, которые привыкли не к диктату чиновников МОН, а к нормальному сотрудничеству со специалистами-методистами, которые спокойно решали многочисленные, иногда непростые в условиях постоянного финансового дефицита организационные вопросы, создавали надлежащие условия для работы жюри, не пытаясь брать на себя неестественные функции люстрации профессоров, доцентов, докторов и кандидатов наук. Все думали, что дело сдвинулось с места. Но выполнять этот приказ никто даже не собирался, его просто саботируют.
Более того, неожиданно был расформирован уникальный отдел работы с одаренной молодежью Института инновационных технологий и содержания образования. Взамен создан отдел каких-то «массовых мероприятий».
Всеукраинская олимпиада юных филологов, состоявшаяся в этом году в Херсоне, показала, до какого абсурда можно довести соревнование сильнейших знатоков украинского языка и литературы, когда принципы олимпиады формируют не те, кто вышел из олимпиад, не ученые, которые должны определять интеллектуальный потенциал страны, а функционеры из министерства.
Единственное, на что еще можно надеяться, так это на мудрость министра образования и науки, который, учитывая сложившуюся ситуацию, не допустит окончательного уничтожения этических олимпиадных основ, а следовательно, уничтожения интеллектуального будущего Украинского государства. В частности, именно о сохранении научной этики шла речь в одном из последних интервью Ивана Вакарчука «Сила традиции и метафизический страх перед неизвестным...» («ЗН», №11, 2009 г.).
Кресло администратора — это прежде всего бремя обязанности. К сожалению, понять это дано не каждому.
ХХІІІ Всеукраинскую филологическую олимпиаду возглавил новый человек — главный специалист МОН Украины К.Тараник-Ткачук. Отметим, что он, проработав в министерстве всего полгода, занялся проведением Всеукраинской олимпиады. В этом году из состава жюри были выведены профессора Петр Иванишин, Тарас Салыга, а также другие уважаемые ученые. Вообще непонятно, почему из МОН назначили человека, плохо зарекомендовавшего себя в качестве координатора Международного конкурса по украинскому языку имени Петра Яцыка. Плохо, поскольку до сих пор не подписан приказ о том, кто же является победителем этого соревнования. Уже сколько времени прошло, но до сих пор не запрошены протоколы проверки работ финального этапа конкурса — несмотря на все жалобы и обращения из академических институтов, Лиги украинских меценатов.
А что говорить о педагогических основах проведения олимпиады, когда после первого тура в 23 часа были вывешены результаты проверки его задач (хотя компетентные в этом деле специалисты знают, что частичное обнародование промежуточных результатов олимпиады, когда еще не все туры проведены, является полнейшим абсурдом, поскольку может свести насмарку все усилия по проведению олимпиады). Для чего это было сделано? С какой целью?
А педагогично ли было в ходе написания работ второго тура ходить по классам и говорить о том, что в одном из кабинетов найдена шпаргалка у представителя команды из Херсона? К сожалению, членам жюри так и не показали эту шпаргалку.
А почему в девятом классе куратором и секретарем были назначены представители из Херсона, которые, распределив работы для проверки между членами жюри, сами тоже начали проверять отдельные из них? В этом можно убедиться, просмотрев тетради участников, где у 95% за определенное задание — одни подписи, а в остальных тетрадях — другие. Интересно, что именно последние работы и победили...
В 10-м классе секретарем была методист Винницкого института последипломного педагогического образования, и в 10-м же классе учащийся из Виннитчины занял первое место! Когда один из членов жюри, который был членом подкомиссии в этом классе, сказал, что проверил не все работы, то в недопустимой форме услышал в ответ, что он ошибается.
Непонятной была и суета вокруг эксперта-консультанта по литературе, которым, согласно приказу № 218/21 от 06.03.2009 г. МОН и АПН Украины «О проведении ІV этапа Всеукраинских ученических олимпиад по учебным предметам и финального этапа турниров в 2008/2009 учебном году», был назначен В.Панченко, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия». Впрочем, профессор Панченко не приехал на олимпиаду (в этом году почти треть членов жюри не смогли принять участие в работе олимпиады, чего раньше не было никогда). Членов жюри никто не предупредил о неожиданной замене эксперта, как и об акте, которым была проведена замена (хотя акт — это не приказ министра, и замена эксперта-консультанта такими актами является недопустимой с точки зрения особых полномочий экспертов олимпиад). Вместо В.Панченко из Черкасс приехала профессор, которая неизвестно на каких основаниях должна была выполнять функции эксперта по литературе.
Ко всему прочему, хотите верьте, хотите нет, в ходе одной из неформальных вечеринок, устроенных для членов жюри Всеукраинской олимпиады по украинскому языку и литературе, весь вечер звучала музыка в стиле шансон, «Мурки» и ей подобных. Услышав «Мурку», некоторые члены жюри не смогли удержаться и пустились в пляс.
Можно только поблагодарить управление образования и науки Херсонской облгосадминистрации, Южноукраинский региональный институт последипломного образования педагогических кадров за высокий уровень организации олимпиады. Бесспорно, эти люди сделали все возможное и невозможное, чтобы она состоялась, несмотря на крайне сложные финансовые реалии. Но ведь как трудно тем, кто еще два-три года назад видел расцвет олимпиадного духа, смириться с падением этики на этом научном олимпе!
Нет никаких сомнений, что проверкой будет установлено: «факты, приведенные в статье, не имели места». Поскольку министерство само себя и будет проверять, следовательно, ожидать других результатов не приходится. И все же надеемся, что те, кто может изменить ситуацию, нас услышат. Нужно вернуться к основам человеческой этики, уважения науки как основы развития государства. На олимпиаде не место профанации, бюрократии и цинизму. А тем более «Мурке»…
P. S. Под этой статьей могло быть несколько подписей. Когда материал уже был готов в печать, остальные фамилии пришлось снять. Исключительно из гуманных соображений — в условиях нынешней «демократии» против авторов могут быть использованы все способы «убеждения» и «влияния» со стороны «институтов власти». Изменит ли что-либо к лучшему, данная публикация, покажет время.