UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОКТЯБРЬ. КИЕВСКИЕ «КАНИКУЛЫ»

Для киевских просвещенцев нынешний октябрь выдался жарким: множество зарубежных гостей и международных мероприятий сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой...

Автор: Павлина Семиволос

Для киевских просвещенцев нынешний октябрь выдался жарким: множество зарубежных гостей и международных мероприятий сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой. Которая, впрочем, ничуть не помешала каждому визиту или акции завершиться весомым и перспективным результатом.

Своеобразным прологом киевской декады международного образования стало ежегодное заседание Педагогического клуба европейских столиц, состоявшееся в апреле 2003-го в Белграде (Сербия). Именно тогда главные просвещенцы тридцати двух городов наметили целый ряд мероприятий с целью глубже и предметнее изучить опыт друг друга. Среди них и вышеупомянутая декада, стартовавшая в начале октября ответным визитом москвичей в столицу Украины.

О том, как приняла белокаменная 400 киевских руководителей и преподавателей образовательных учреждений, представителей ученического самоуправления, родительской общественности и СМИ, мы рассказывали читателям в апреле («ЗН», №16 (441), 2003 г.). Ответная встреча была построена по аналогичному принципу: представителей каждого московского окружного управления образования закрепили за одним из районов столицы Украины, разработав свою программу приема гостей. «Десертом» московского вояжа стало приуроченное к Дню учителя совместное торжественное заседание киевских просвещенцев и их российских коллег. На нем награждение лучших учителей и руководителей образования столицы Украины чередовалось с чествованием лучших московских педагогов. Закончилось мероприятие праздничным концертом и вручением ордеров на квартиры девятнадцати киевским школьным преподавателям.

Но не подумайте, что общение москвичей и киевлян ограничивается «хождением» к друг другу в гости: оно давно перешло на уровень прямого сотрудничества непосредственно между школами, профтехучилищами, детсадами и вузами. Каждый район нашей столицы тесно контактирует с одним из московских округов, между ними подписаны соответствующие соглашения. Разработаны и воплощаются в жизнь много интересных проектов.

Сразу после москвичей Киев посетил начальник департамента образования г.Вены (Австрия) Франц Шимек. Программа его визита была очень насыщена: в частности, господин Шимек выступил перед студентами и преподавателями Киевского городского педуниверситета им.Б.Гринченко, встретился с членами секции работников образования Ассоциации городов Украины, побывал во многих киевских школах. Главным же итогом визита стала предварительная договоренность об участии киевлян в очень необычном проекте, реализуемом в столице Австрии.

Дело в том, что в Вене вот уже несколько лет успешно работает интернациональная школа, где учатся ребята из столиц соседних стран и где пытаются соединить все лучшее, что есть в образовании государств—участников проекта. Киевляне же предложили эксперимент расширить, причем не только за счет увеличения «разноплеменности» контингента учащихся. Ведь «интернациональные» школяры могут заниматься не только в Вене, а по очереди в разных столицах — при этом открываются огромнейшие возможности для изучения языка, истории, культуры того или иного государства. Одним словом, есть реальный шанс создать эдакую школу «на колесах», прообраз школы будущего, школы единой Европы, где для профильных старших классов можно будет создавать гибкие мобильные образовательные структуры.

Идеи киевлян господин Шимер воспринял на ура. И если ему удастся «заразить» задуманным Совет Европы (именно он финансирует интернациональную школу), вполне возможно, через месяц-другой все запланированное начнет воплощаться в жизнь. Но даже если киевляне потерпят фиаско и им не посчастливится поучаствовать в этом проекте, уже есть наметки по поводу создания восточноевропейского аналога венской интернациональной школы.

Весьма плодотворным был киевский визит и начальника департамента науки и образования г.Стамбула Омэра Балибана. Несмотря на то, что посланец турецкой столицы впервые посетил город на Днепре (да и вообще до недавнего времени украинское и, в частности, киевское образование было для турков во многом terra incognita), все увиденное настолько его впечатлило, что итогом пребывания господина Балибана в главном городе Украины стало подписание соглашения о сотрудничестве в области образования между возглавляемой им структурой и Главным управлением образования и науки (ГУОН) г.Киева.

— Внимательно следить за всем происходящим в образовании прежде всего европейских стран и их столиц — один из приоритетов нашей деятельности, — говорит начальник ГУОН г.Киева Борис Жебровский. — Уже наработаны постоянные контакты, причем не только личные: активно развивается сотрудничество между департаментами образования, проходят совместные мероприятия, есть возможность каждый год встречаться, обсуждать важнейшие вопросы, сверять свои шаги. Такие контакты крайне необходимы. Да, можно получить информацию по Интернету либо от зарубежного коллеги. Но живое общение, реакция на увиденное в тех же школах — совсем иное. Ведь что характерно, приезжают нередко в Киев зарубежные гости настороженными, но после увиденного их отношение кардинально меняется к лучшему. Причем мы же показываем им не одни и те же «парадные» учебные заведения. Согласен, демонстрируем лучшие, но их не одно-два, а около сотни. Если учесть, что всего в столице Украины пятьсот двадцать школ, то это не так уж мало.

Очень важны вопросы интеграции образования. Многие страны создают совместные коллективы по написанию учебников, регулируют вопросы взаимного признания дипломов и т.д. В этом же ряду — и вопросы развития информационных систем, возможность в недалеком будущем, к примеру, из Киева давать урок для парижских школьников или проводить совместные семинары учителей английского языка, скажем, столиц Украины и Великобритании. И электронные учебники, которые легче создаются, чем обычные, и легче корректируются. И выпуск информационной литературы, освещающей последние достижения науки. Ведь привычные учебные пособия в этом плане очень отстают — для того чтобы их написать и выпустить в свет, нужно пять-семь лет. Наука же ни дня не стоит на месте, значит, нужно создавать более мобильные источники информации.

Сегодня управленец, стремящийся быть современным, должен уметь заглядывать в будущее. И главное — не чувствовать себя временщиком, заложником политической ситуации, а иметь смелость работать на завтрашний день.