Ум, хорошо устроенный, стоит больше, чем ум хорошо наполненный.
М.Монтень
На просвещенском острове во многих поколениях происходила удивительная вещь: все, что в живой природе дарит высокую радость познания и эстетическое наслаждение, в стенах учебных кабинетов превращается в невероятную скуку и зубрежку, от чего впадали в отчаяние даже самые старательные ученики. Учебники были перегружены терминологией, понятной и нужной разве что узким специалистам, зато в них не говорилось о самом главном — законах живого мира на всех уровнях его организации, знание которых необходимы каждому.
Биология длительное время была оплотом редукционизма, который, идя от сложного к простому, предусматривал вскрытие живого существа. Вследствие этого в учебных аудиториях и классах садистски демонстрируются препараты и схемы, а ученики изучают тайны жизни фактически на умерших объектах. Сосредоточиваясь на отдельных примерах строения ланцетника или лягушачьего скелета, редукционизм так и не смог создать теорию природоведения.
Недавно в издательстве «Лыбидь» увидело свет учебное пособие для вузов «Основы системной биологии», интегрировавшее знания таких новых наук, как синергетика, теория систем, социобиология. Но авторы обошлись без сложных терминов. Пособие создано на принципиально новых основах, что нашло отображение уже в названии: вместо набора разрозненных сведений — системное осмысление того, что составляет фундамент мира. Его авторы — бывшая учительница биологии, писательница, а сейчас академик Украинской академии наук Наталья Околитенко и академик Национальной академии наук Украины Дмитрий Гродзинский.
Самая главная особенность «Основ системной биологии» — отказ от редукционизма, новые преподавательские принципы и подходы. Книга состоит из двух крупных разделов: «Упорядоченность живого мира» и «Функционирование живой системы», то есть на первом плане уже не строение клеток, организмов и других систем, а их функционирование. Структуру раздела «Упорядоченность живого мира» подсказала логика самой природы, а именно: двойная миссия ДНК. С одной стороны, вещество наследственности кодирует белок, обеспечивая пространственную организацию живых систем, с другой — передает информацию об их особенностях в будущее (временная функция).
В природе «все неповторимо»: не существует двух людей, например, с одинаковой картиной крови, двух одинаковых мотыльков, вылупившихся из одной яйцекладки... Не существует двух существ одного вида с абсолютно одинаковыми признаками. И в этом великая мудрость природы, проявляющаяся через закон генетического разнообразия: система тем надежнее, чем большее различие между ее составляющими.
«Внешняя форма каждого жизненного проявления — это всегда исключение. Зато на глубинном уровне природа унифицирована: все присущие живой системе свойства начинают проявляться уже в органической молекуле, и они повторяются на всех уровнях пространственной и временной организации живого мира — вплоть до нации, этноса и всей планеты Земля», — пишут авторы.
По сути, состоялось изменение целой учебной парадигмы.
Природа объединяет противоположности, не допуская их взаиморастворения: соединение симметрии с асимметрией, неповторимости с унифицированностью, завершенности с бесконечностью — таковы законы нашего бытия.
Говоря о записи всех проявлений жизни на нашей планете единым языком — практически универсальным генетическим кодом, авторы подчеркивают, что живые системы взаимодействуют на уровне материи, энергии и информации, и разорвать эту триаду невозможно. Кругооборот вещества, энергии и информации в биосфере похож на внутренние процессы в живом организме: клетки в нем отмирают, заменяясь новыми. Благодаря этому сохраняется морфологическое постоянство — несмотря на все изменения в биосфере, количество живого вещества остается неизменным. Это как закон сформулировал Владимир Вернадский, создавший учение о ноосфере, понимая ее как оболочку Земли, изменяющуюся под влиянием деятельности человека.
Обращая внимание на самое важное, авторы пособия держат читателя в постоянной заинтересованности и готовности задумываться... Рассматривая эволюцию живого мира или функционирование отдельной системы как неотъемлемую составляющую многовекторного, вечно изменяющегося и вместе с тем стабильного мира или объясняя что-то другое, авторы не нарушают тон изложения материала — он напоминает доверительный разговор. В конце разделов отводится место для вопросов, размышлений и даже к призыву «Поразмышляйте»...
Учебной книги об общих законах природы, изложенных не только фундаментально и убедительно, но и интересно, захватывающее, до сих пор не было. Например, впервые в пособие введен закон, освещающий механизмы эволюционного развития: отбор на нашей планете осуществляется с прицелом на день не сегодняшний, а завтрашний. Это явление академик Петр Анохин назвал опережающим отражением: живая система наследственной готовностью к изменениям отражает то, что когда-то случится, опережая время. «Опережающее отражение» проявляется особенно четко в сфере тех явлений, которые относят к общественным. «Он намного опередил свое время», — говорят о выдающихся людях, настойчиво работавших над идеями, которые их современники не воспринимали.
Уместно указать на важные раздумья о сущности человека, который, как природный феномен, изменяется мало: нам близки герои античных или шекспировских драм, ибо в своем духовном, моральном и интеллектуальном развитии мы только реализуем то, что было заложено тысячелетия назад. Относительно организации общественной жизни — следует помнить дарвиновскую триаду: изменчивость, наследственность, отбор. Опираясь на своих предшественников, их трудовые достижения, находки и ошибки, просеяв все это сквозь сито своей неповторимости, каждое поколение должно выбрать из этого самое лучшее, чтобы передать своим преемникам. Тенденция к стабильности в сочетании с тенденцией к поиску новых форм — в природе вещей нашего мира, следовательно, изменчивость создает тот «полет возможностей», где каждый может проявить себя в соответствии с тем, что в нем заложено.
Так, идя от законов природы к формированию основ общественного строя, авторы делают вывод, что, учась у природы, человеку необходимо перестать ломать копья вокруг объединения общечеловеческих ценностей с государственными, национальными, социальными или даже интересами отдельного человека, ибо первые вбирают в себя ценности корпоративные и не могут противостоять им. Тоталитарные режимы должны отойти в прошлое.
«Когда порядок существует наравне с хаосом...», самое важное для нас знать законы живой природы, ее внутренние движущие механизмы. И что бы вы ни делали сейчас, чем бы ни планировали заниматься в будущем, вам все равно необходимо знать общие законы живого мира, одинаковые для всех его проявлений» — обращаются авторы к своим читателям.