Создать точку опоры для того чтобы «перевернуть» мир образования, попытались участники учредительного съезда «Громадської ради освітян України» (ГРОНУ), состоявшегося 28 января 2005 года в Доме учителя. Инициатива создания ГРОНУ принадлежит председателю Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады, сейчас министру образования и науки Станиславу Николаенко. Присутствие на съезде других народных депутатов-социалистов, включая и Александра Мороза, у некоторых делегатов вызвало опасения, что эта организация может стать узкопартийным предвыборным проектом, как это уже было со Всеукраинским просветительским вече и программой «Семь шагов...».
Вторая скрытая угроза для новообразованной организации — «просачивание» старой гвардии не только в управленческие кресла (вспомните, как быстро вышел из СДПУ(о) В.Кремень!), но и в новые общественные структуры. Вынужден констатировать: в таких регионах, как Кировоградская область, они способны не только «просочиться», но и «растворить» действительно демократические силы, сведя на нет все ожидания, пробужденные оранжевой революцией.
Свидетельством тому стало появление на съезде сразу двух делегаций от областей: одну формировала власть прежняя (а на местах она еще и сейчас действует), другую — власть будущая. И все же несмотря на эти предостережения появление ГРОНУ вызвало сдержанный оптимизм у большинства украинских педагогов, принимавших участие в мероприятии.
Ни в одной стране мира государство не в состоянии собственными силами осуществить революционные преобразования в сфере образования. Только пробуждение широкого общественно-педагогического движения означает появление качественно новых процессов. Действительно, Майдан всколыхнул Украину, пробудил «предчувствие свободы», которое непременно должно было материализоваться в определенные организационные формы проявления общественной активности просвещенцев. Отрадно, что именно учредительный съезд ГРОНУ стал первой акцией всеукраинского звучания в эпоху нового Президента.
Убежден, что формула успеха новой власти должна включать в себя как непременную составляющую задачу «плюс декучмизация» всей страны вообще и образовательной сферы в частности. Конечно, речь идет не о личности бывшего президента, а о явлении, социальном феномене периода 1994—2004 годов. Кучмизм в образовании приобрел наиболее отвратительные формы и его последствия будут давать о себе знать еще не один год. Процесс преодоления прошлого в образовании должен прежде всего касаться следующих признаков кучмизма:
— тоталитарная система управления образованием, чье существование к общепринятому в цивилизованном мире отделению школы от церкви прибавило сугубо постсоветское отделение школы от общины;
— профанация идей, повсюду, кроме нас, доказавших свою эффективность (например, сегодня активно дискредитируется идея профилизации в условиях отсутствия даже минимальной базы для ее реализации);
— имитация реформ, подмена их второстепенными «новшествами» (введение 12-балльной системы оценивания знаний);
— девальвация ученых званий и научных степеней (примером этого является наиболее известный в нашей стране «проффесор»);
— параллельное существование в одной стране двух систем образования (элитных школ и массовых школ-отстойников);
— профессиональная деградация и деморализация учительства, которая сегодня вплотную приблизилась к границе необратимости;
— утверждение двойной морали у всех участников образовательного процесса (у нас считается нормальным: «сделать» медаль или списать на экзамене);
— коррумпированность всех сфер существования учебных заведений, особенно системы приема в высшие учебные заведения (прошлогодняя же антибукетная кампания во время выпускных экзаменов в школах, проходившая по инициативе министерства, была скорее насмешкой над потребностью настоящей борьбы со взяточничеством и поиском путей легализации «теневой» экономики образования);
— преобразование учебных заведений в предвыборный инструмент в руках власти, навязывание им роли средства давления власти на местные общины или центра фальсификации волеизъявления граждан (в тех учебных заведениях, на базе которых организовывались участковые избирательные комиссии, состоящие в основном из педагогов);
— запреты на профессию и кадровые чистки, прямо или опосредствованно затронувшие тех, кто так или иначе поддерживал оппозицию (эта политика достигла апогея в центральных регионах Украины в период прошедших президентских выборов);
— унижение собственно знаний как залога успеха и носителей знаний, педагогов и научных работников (например, мой товарищ, директор Киевского финансового лицея Юрий Шукевич, сравнивает социальное самочувствие директора школы с положением героя фильма «Жестокий романс», талантливо сыгранного Андреем Мягковым).
Конечно, корни некоторых перечисленных выше признаков кучмизма следует искать еще в советском образовании, но то, что было тогда в зачаточном состоянии, расцвело буйным цветом именно в последнее десятилетие. На мой взгляд, главная задача деятельности ГРОНУ — разгосударствление школы и дебюрократизация образования.
Во-первых, это означает, что необходимо наполнить реальным содержанием положения национальной доктрины развития образования, согласно которому в Украине якобы существует государственно-общественная модель управления образованием. На самом же деле имеющиеся у нас немногочисленные и довольно слабые общественно-педагогические организации выполняют роль «пятого колеса к телеге» украинского образования, а их лидеры все больше превращаются в «свадебных генералов», которые, даже сидя в президиумах разнообразных собраний, чувствуют, говоря словами известного литературного героя, себя так: «Мы чужие, Киса, на этом празднике жизни...»
Приходится констатировать: ни одна из существующих сейчас организаций просвещенцев не является элементом гражданского общества. Учитель сегодня не имеет реального влияния не только на государственную образовательную политику, но даже на родное управление образования или на родителей учеников своей школы. Чтобы иметь влияние, следует создавать мощные объединения, которые невозможно будет проигнорировать ни на местном, ни на общенациональном уровне.
Для того чтобы ГРОНУ стала элементом гражданского общества, должны выполняться по крайней мере три условия:
1. Эта организация возьмет на себя роль бдительного «всевидящего ока», который будет отслеживать ситуацию в образовании.
2. Государственные органы власти делегируют ГРОНУ ряд важных полномочий, выполнение которых серьезно повлияет на ситуацию в образовании.
3. Министерство образования и науки, местные управления образования адекватно будут реагировать на образовательные инициативы, генерированные членами ГРОНУ. И министерству, и областному управлению образования, и районо необходимо зеркало, в котором можно было бы увидеть собственное лицо, необходим союзник в борьбе за реальные преобразования.
Такой общественный орган нужен и новоизбранному Президенту. Следовательно, уместным является предложение о создании Национальной комиссии по развитию образования под эгидой Президента. На мой взгляд, в условиях, когда финансирование отрасли нельзя резко улучшить взмахом волшебной палочки, следует прежде всего задействовать ресурс общественной инициативы в роли внешнего фактора, который будет стимулировать развитие учебных заведений. Излишне напоминать, что, например, американская система образования зиждется именно на доминирующей роли общественности. Я убедился в этом на заседании школьного совета округа №66 в штате Небраска, где мне пришлось побывать два года назад. Считаю, нужно объединять не только просвещенцев, но и всех, кто может помочь образованию. Например, если американцы не удовлетворены состоянием экономического образования школьников и студентов, они не дожидаются, пока их чиновники начнут что-то делать в этом направлении. Ведущие банкиры, бизнесмены, политики сами создают совет по экономическому образованию штата и за счет собственных благотворительных взносов разворачивают экономический всеобуч следующего поколения.
Во-вторых, внутренним «скрытым резервом» образования является ресурс свободы, который следует задействовать, развивая общественное движение просвещенцев в каждой школе и в каждом университете.
Общая закономерность управления образованием на протяжении трех последних десятилетий — переход от «внешнего» управления к так называемому школобазированному менеджменту. Сегодня хорошей школой нельзя и не нужно руководить извне, она сама знает, что ей делать. Следует только помочь сплотить просвещенцев, готовых взять власть в свои руки, чтобы вместе одолеть «дракона» бюрократического управления.
В-третьих, пришло время настоящего общественного «проветривания» чиновничьих кабинетов, радикального обновления персонального состава управлений всех уровней и Министерства образования и науки Украины путем гражданского призыва настоящих лидеров образования. Нужны люди, показавшие себя «на баррикаде», например, работая в образовательной программе штаба Виктора Ющенко. Теперь «баррикадой» становится чиновничий кабинет. Я говорю это вопреки собственному внутреннему желанию не отходить от «живой» работы. Согласен с выражением одного из деятелей польской «Солидарности»: «Особенностью нашего движения было то, что к нему присоединялись учителя, рабочие, инженеры, ученые, которые хотели быть учителями, рабочими, инженерами, учеными... в нормальной стране. Когда они добились политических изменений в Польше, то просто вернулись к своим профессиям — ведь именно ради этого они и боролись».
Сегодня мы должны осознавать, что без активного участия тех, кто более всего страдал от чиновничьего произвола, тех, для кого устанавливали запреты на профессию, кого давили кадровыми чистками, антибюрократическая революция в образовании не состоится!
Общее настроение творцов ГРОНУ можно передать фразой: «Наше образование серьезно больно, мы везем его к врачу». Но болезнь достигла уже той стадии, когда необходимо применять радикальные методы лечения. Чтобы отважиться на это, на мой взгляд, нужны две вещи.
Во-первых, следует найти врача, которому можно верить, чьи квалификация и добрые намерения не вызывают сомнения.
Во-вторых, опереться на поддержку общественности, убежденной в том, что можно исцелиться, готовой поддерживать вас в трудную минуту, способную повлиять на индивида, склонного действовать по принципу «все бежали, и я побежал».
После окончания учредительного съезда ехал на вокзал в маршрутке, над дверью которой была надпись: «Место для удара головой». Подумал, может теперь, благодаря новообразованному общественному совету, мы сможем превратить наши управления образования из «мест для удара головой» в места, где мы встретим понимание и поддержку, добрый совет и реальную помощь.