Кому суждено выиграть?
Пренебрегать статистикой (даже далекой от совершенства) весьма нежелательно. Уже хотя бы потому, что и приблизительные «сухие» цифры позволяют получить вполне объективное представление об истинном положении дел. В частности, на рынке труда. А в качестве конкретного примера - в одном из наиболее экономически мощных регионов страны, которым является Запорожье.
Времена, когда практически повсеместно требовались работники, здесь не то что прошли, а поистине стремительно улетучились. Скажем, еще в начале этого года каждому ищущему работу предлагалось на выбор три свободных места, а восемь месяцев спустя коэффициент «удовлетворения незанятых граждан рабочими местами» составил 0,52. Это - в среднем. А местами - например, в Приазовском, Ореховском районах, он достиг показателя 0,02. Проще говоря, на одно незанятое рабочее место или вакансию там претендуют 50 человек. И надеяться на перемены к лучшему, увы, не приходится, поскольку к концу года в области планируется высвободить около 23 тысяч работников. Следовательно, свыше 24 тысяч обращений в областную службу занятости за восемь месяцев с начала года не предел, как и около 11,5 тысячи официально зарегистрированных безработных. Треть из них, кстати, составляет молодежь в возрасте до 28 лет.
По меркам рыночных законов, имеет место явный дисбаланс между спросом и предложением. И что самое скверное - далеко не в пользу второго. С учетом этого вполне закономерен вопрос трезвомыслящего прагматика: «Какой смысл усугублять проблему занятости? Количество безработных постепенно увеличивается, и государству попросту неразумно тратить средства на пополнение их рядов десятками тысяч человек». Если кто не понял, в чей огород брошен камушек, можно объяснить - речь о системе профессионального образования. В области она представлена 51 училищем, мощности которых позволяют обучать в одну смену порядка 27 тысяч юношей и девушек.
Приведенные факты, что и говорить, к дискуссии не располагают, как и не привлекает любая затея, изначально обреченная на проигрыш. Однако в данном случае помимо безупречной логичности умозаключения не меньшего внимания достойна традиционность в оценках проблемы. И чтобы окончательно не сбиться на мудреное занудство стиля, прибегнем к небольшому экскурсу в прошлое, который к начатому разговору имеет не такое уж и отвлеченное значение, как это может показаться на первый взгляд.
Итак, год 1988-й, когда идея слияния двух министерств и одного госкомитета была осуществлена на практике - высшая и средняя школы, а также профессионально-техническое образование оказались под одной крышей.
- В принципе, объединение трех ветвей образования в одном министерстве - факт положительный, - считает заместитель начальника Запорожского управления образования и председатель областного комитета профессионального образования Валерий Сапронов. - Но, к сожалению, на практике наша структура стала ощущать на себе эдакую печать второсортности. Были ликвидированы печатный орган, республиканский учебно-методический кабинет, который, влившись в институт системных исследований, сократился до отдела, состоящего из трех человек. Естественно, лучшие специалисты ушли. Нас перестали воспринимать как самостоятельную отрасль, постоянно сравнивая то с высшей школой, до которой профтех, естественно, не дорос, то со средней, с которой у него тоже немного общего. С тех пор профобразование стало чем-то вроде волейбольного мяча, присутствие которого нежелательно ни на одном из полей. Вот и получалось, что начало нового финансового года было сродни очередному тайму. Минфин старался передать нас на содержание местным бюджетам, а регионы противились изо всех сил, ссылаясь на нехватку средств. Впрочем, сейчас этот вопрос вроде бы урегулирован - правительственным решением местные власти обязаны с начала следующего года предусмотреть в своих бюджетах средства на содержание учреждений профтехобразования. Однако в целом это не решает проблем, поскольку о сохранении существующей сети училищ говорить уже не приходится.
Подобный вывод нисколько не удивляет, так как желание руководителя отстоять интересы своего ведомства, в частности в плане финансового обеспечения, представляется вполне закономерным. Но ведь и законами рынка нельзя пренебречь. Коль спрос на рабочую силу снижается, может, и вправду нынешнее количество профтехучилищ нам без надобности? Пусть рынок все расставит на свои места. В чем, спрашивается, проблема? Да все в той же, оказывается, статистике.
В прошлом учебном году в школах Запорожской области насчитывалось без малого 39 тысяч выпускников девятых и одиннадцатых классов. Часть из них продолжила учебу в десятых классах, другая - в техникумах, кому-то при помощи родителей удалось устроиться на работу. Однако при дефиците рабочих мест и ограниченности приема в высшие и средние специальные учебные заведения, по подсчетам комитета профобразования, получалось, что порядка 11 тысяч молодых людей оказывались не у дел. Изложив эти факты, Валерий Иванович спросил: «С учетом того, что кадровый запрос у народного хозяйства нулевой, ПТУ незачем объявлять прием учащихся - логично? А чем, в таком случае, должны быть заняты те 11 тысяч в области и сотни тысяч их ровесников в стране?».
Действительно, чем? Статус безработного им не светит, поскольку таковыми могут считаться лишь те, кто имеет хоть какую-то профессию. Следовательно, единственно возможным вариантом реального обладания конституционным правом на труд для большинства вчерашних школьников может быть лишь учеба в профессионально-технических училищах, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда, осуществляя тем самым функцию социальной защиты молодежи. Задача эта, спору нет, вполне похвальная, но все же стоит признать, что ставка на благотворительность в условиях экономической разрухи чересчур смахивает на элементарное сумасбродство. Хотя бы потому, что страдающий дистрофией бюджет попросту не расположен к социальным щедротам. И тщетно питать надежды на то, что в благородном порыве он смилостивится к судьбам ПТУ, продолжающим готовить работников, которые экономике без надобности.
- Так ведь мы и не предлагаем построить работу по принципу «Чем бы дитя не тешилось...», - парирует Сапронов. - Конечно же, профессиональную подготовку необходимо вести с учетом перспектив развития экономики. А кто их сегодня определяет? Мы, например, попробовали, но оказалось, что это не нашего ума дело.
Попытка, о которой упомянул Валерий Иванович, стоит того, чтобы рассказать о ней подробней.
Учитывая рыночную конъюнктуру, в Запорожье принялись обучать новым профессиям. Сельским парням предоставили возможность овладевать премудростями фермерства с освоением основ механизации, зоотехники, агрономии, экономики, бухучета. Девушек же стали готовить как хозяек усадьбы, которые бы и машину водить умели, и в бухгалтерском учете разбирались, и в швейном деле, и в кулинарии. Однако инициатива «снизу» вскоре была пресечена запретом «сверху», дескать, в имеющемся перечне таких профессий нет, следовательно, нечего отсебятиной заниматься. Вполне вероятно, что подобная участь постигла бы и затею с подготовкой коммерсантов нижнего звена, не случись договор с немецкими коллегами, предусматривающий создание в Украине трех тренировочных центров.
Нисколько не умаляя полезности и значимости коммерческих занятий, все же следует признать, что не они делают погоду в экономике, базисом которой может быть лишь производство. А оно требует высококвалифицированных рабочих. Но ведь даже отличник ПТУ таковым не является.
- А он и не может им быть, - соглашается Сапронов. - Училище ведь дает основы профессии, а классным специалистом человек станет только на предприятии. У каждого из них своя специфика, учесть которую не сможет никакая, даже самая совершенная, учебная программа. Социалистическая система, предусматривающая наличие у предприятий базовых училищ, себя изжила. Хотя бы потому, что в прежних количествах работники уже не требуются. Но даже самый жестокий кризис не исключает ротацию персонала, а значит, и спрос на него. Связь образования и производства, безусловно, необходима, но не в рамках старой схемы, предполагающей своеобразное меценатство со стороны завода или фабрики в виде той или иной материальной помощи. Отношения должны строиться на основе государственной программы, полагающей финансирование подготовки определенного количества специалистов определенных профессий. Что же касается повышения качества обучения, то, думаю, модель, практикуемая в Германии, может быть вполне приемлемой. Там половина учебного времени отводится теории, а другая - практике на производстве. Кстати, предприятиями это не воспринимается в качестве обузы, поскольку они имеют определенные льготы в налогообложении, но при этом не обязаны принимать на работу выпускников.
Что ж, вполне возможно, что нечто подобное получит развитие и на нашей просвещенческой ниве. Хотя, если честно, мне представляется значительно перспективнее иная модель, пока представленная в Запорожье в качестве эксперимента. Отработка ее проводится на базе трех профтехучилищ, которым присвоен статус высших. Их учащиеся вместе с профессиональным образованием получают азы мастерства руководителя первичного производственного звена. Наряду со штатными преподавателями в процессе обучения принимают участие и вузовские. Это дает возможность лучшим по образовательному и профессиональному уровням выпускникам автоматически стать студентами инженерной, сельскохозяйственной академий или технического университета. И есть основания полагать, что такое пополнение, овладевшее профессиями и сознательно избравшее специальность, для вузов станет весьма желательным, как, впрочем, и для предприятий. Готов согласиться с обвинением в полном невежестве по части образования, но все же считаю, что наряду со всеобщим средним образованием вполне уместным стало бы и всеобщее профессионально-техническое. Ведь лучше, когда слесарь становится инженером, а не наоборот...