Качественная медицина — это один из стратегических вопросов для любой нормальной страны. И ковидная пандемия очень ярко это продемонстрировала. Поэтому все общество должен волновать вопрос: а кому мы выдаем диплом врача, от кого завтра будет зависеть наша жизнь?
Искренне говоря, основания для тревоги у нас есть. Потому что реформа медицинского образования, едва начавшись, уже угасла. Предполагалось, что украинские студенты-медики будут сдавать не только отечественные экзамены «Крок», но и международное медицинское ВНО — экзамен IFOM. Международный экзамен продержался в Украине всего год, теперь его нет, а остались лишь наши родные экзамены «Крок» (после третьего и шестого курсов и после интернатуры). Студенты-медики сдают их с февраля и до самого лета.
Раньше эти экзамены сильно критиковали за возможность для коррупции, непонятные вопросы и оторванность от практики. Изменилось ли что-нибудь сегодня? Хотелось бы это знать, если уж эти экзамены стали нашей единственной надеждой. Особенно с учетом того, что совсем недавно правоохранители раскрыли мошенническую схему фальсификации результатов экзамена, — выявили 60 фальшивых сертификатов.
Об экзаменах «Крок» мы расспрашивали главных людей, отвечающих в нашей стране за их организацию: директора Центра тестирования МЗ Лесю Олейник (далее — Л.О.), ее заместителя по организации проведения тестовых экзаменов Лесю Войтенко (Л.В.) и заместителя по международному сотрудничеству, инновациям и развитию Константина Рыбачука (К.Р.).
— Можем ли мы, общество, быть уверены, что неучи не получат диплом врача?
К.Р.: Давайте разделим этот вопрос на две части. В процессе подготовки студента к профессии врача участвуют много сторон: Центр тестирования, студенты, университеты и непосредственно преподаватели, а также родители и контрактеры. Уверяем, что Центр тестирования делает все возможное для обеспечения качественной независимой аттестации будущих врачей — проведение экзаменов «Крок». А что касается других сторон, давайте будем откровенными: некоторые пытаются найти способ обойти это, как они говорят, «препятствие» — экзамены «Крок».
— Контрактеры — это фирмы, которые помогают медуниверситетам набирать на обучение иностранных студентов?
К.Р.: Да. Они помогают заведениям высшего образования (ЗВО) набирать на обучение иностранных граждан. Добавлю, что обучение иностранному студенту в Украине стоит от трех с половиной до пяти тысяч долларов в год. В других странах Европы оно дороже. И это одна из причин привлекательности украинского медицинского образования.
— Ну и, кроме того, у нас проще получить диплом врача. Многие иностранцы едут сюда ради этого, а не за знаниями.
К.Р.: Нет, у нас получить диплом врача не проще. Система подготовки врачей в Украине достаточно сильная, но есть определенные проблемы, о которых мы дальше поговорим. Иностранным студентам, в том числе студентам из стран Европы, учиться в Украине выгоднее, потому что наши студенты начинают входить в практическую плоскость своей профессии (доступ к пациенту) раньше, чем, например, в странах Западной Европы.
— Но ведь некоторые страны не признают наши медицинские дипломы. Да и европейских студентов у нас не так много, к нам едут чаще всего из Индии, Марокко и подобных стран.
К.Р.: Здесь я с вами не согласен, вопрос в другом. На сегодняшний день в Украине учатся иностранные граждане более чем из 140 стран мира, из них на медицинских специальностях — из 87 стран. То есть почти полмира доверяет нашей системе подготовки медицинских кадров. Если бы в мире не признавали наши дипломы, у нас было бы не 87 стран, а может, пять или десять. В отношении того, что они, как вы говорите, не признают наши дипломы, — здесь имеет место небольшая спекуляция и непонимание всей системы подготовки будущих медиков и подтверждения дипломов.
Л.В.: Во многих странах мира профессия медика — регулированная, поэтому когда студент-иностранец, учившийся у нас, возвращается в свою страну, как правило, он сдает внутренний лицензионный экзамен. То есть в их странах есть свои предохранители для подтверждения специальности.
— Но послы некоторых стран, чьи студенты у нас учатся, обращались и в МИД, и в Центр тестирования и выражали недовольство качеством украинского медицинского образования. Кстати, именно благодаря действиям иностранных студентов был сорван в Украине международный экзамен IFOM, — его задания сфотографировали и слили в Сеть. После этого противники международного экзамена распространяли в соцсетях обращение к организаторам (Национальному совету медицинских экзаменаторов США, NBME), приложив фото и видео слитых заданий. Это поддержали и некоторые наши недобросовестные студенты и даже преподаватели.
К.Р.: Что касается международного экзамена IFOM. Это один из инструментов внешнего независимого оценивания. Этот экзамен проводится почти в 50 странах мира. Но система подготовки студента-медика в Украине и США отличается. Я это хорошо знаю, потому что сам учился в США. В Штатах будущий врач на первых курсах изучает общие дисциплины, а потом самостоятельно определяет и выстраивает с помощью ментора (академического наставника) свою профессиональную траекторию — выбирает для углубленного изучения предметы согласно облюбованному направлению, чтобы где-то на пятом-шестом курсе плавно выйти в интернатуру и быть там, например, нейрохирургом. Поэтому у нас не совпадают учебные программы, и на экзамене IFOM, который студенты сдавали после третьего курса, были задания по темам, которые наши студенты должны изучать немного позже. И поэтому, я считаю, нечестно задавать им вопросы по тем предметам, которые они еще должны изучать в следующих семестрах.
— Если бы международный экзамен остался, наши медицинские вузы вынуждены были бы менять свои программы, осовременивать их, интересоваться, что делается в мире.
Л.О.: Заставит что-либо делать медицинские ЗВО мы не можем, потому что, во-первых, у них есть автономия, а во-вторых, мы не можем требовать, чтобы учебное заведение за одну ночь полностью перевернуло все с головы на ноги.
— Это не вы заставите вузы обучать в соответствии с международными стандартами, а жизнь и забота о собственной репутации. Им будет невыгодно терпеть взяточничество и плохих преподавателей, они должны будут искать тех, кто качественно подготовит студентов.
К.Р.: Международный экзамен IFOM — это не панацея от взяточничества, а лишь инструмент внешнего независимого оценивания знаний. Я сам преподавал в университете и понимаю, каким образом построен учебный процесс. Да, у нас есть проблемы и вызовы, которые мы должны решить, но, поверьте, в Украине не все так плохо, как рассказывают на улицах, пишут в Интернете или СМИ.
— Здесь и рассказывать не надо, все ходят к врачам и видят качество медицинского образования.
К.Р.: Врачи в Украине разные.
— Абсолютно согласна, но хотелось бы, чтобы хороших врачей было больше.
К.Р.: Наши университеты тоже признают в мире, у нас хорошие научные и академические медицинские школы. Например, Национальному медицинскому университету имени Александра Богомольца — 180 лет, Львовскому национальному медицинскому университету имени Данилы Галицкого — 237 лет, Харьковскому национальному медицинскому университету — 217 лет, Винницкому национальному медицинскому университету имени Николая Пирогова — 100 лет. Но буду откровенен, в этих и других медицинских ЗВО учатся разные студенты — и хорошие, и плохие, как везде. Здесь вопрос в другом. Насколько ответственно каждый из них подходит к своей будущей профессии, такой и врач из него и получится. После окончания медицинского ЗВО у молодого врача должна начинать работать собственная культура профессионального самосовершенствования. Есть врачи, окончившие университет на «троечку», и потом они всю жизнь так и лечат. Но есть и те, кто потом постоянно совершенствуется в своей профессии. Следовательно, говорить, что у нас все плохо с медицинским образованием, потому что кто-то попал к плохому врачу, нельзя.
Л.О.: Добавлю: не только IFOM является способом отсеивания плохих студентов. Скажем, в декабре состоялась повторная сдача экзамена «Крок 1» (для студентов третьих курсов), и часть студентов не справилась с ним. Например, в Международном гуманитарном университете в городе Одесса (частное ЗВО) экзамен «Крок 1» для специальности «Стоматология» не сдал 81 иностранный студент из 94. Если в один день вся Украина сдавала экзамен по соответствующему набору тестовых заданий и в одном учебном заведении 80 процентов студентов успешно сдали его, а в другом — 90 процентов не сдали, то, наверное, дело уже не в заданиях экзамена, а в качестве подготовки в этих вузах. Есть много медицинских учебных заведений, в которых экзамен успешно сдали лишь около 35 процентов студентов. Следовательно, экзамен «Крок» как фильтр работает.
— Мы когда-нибудь вернем международный экзамен IFOM или у нас будут только отечественные экзамены «Крок»?
К.Р.: На 99 процентов могу утверждать, что в нынешнем году IFOM не может быть проведен.
— А в следующем?
К.Р.: Неизвестно. Как заместитель директора Центра тестирования по международным вопросам я много общаюсь с администрацией NBME, который проводит IFOM, — они обещали нам оказать методическую помощь в разработке вопросов к экзаменам, но четко сказали, что сейчас работают над несколькими собственными стратегическими задачами, поэтому не могут проводить экзамен в Украине. Есть три таких письма от них. То есть это не мы не хотим, а они не могут.
— Подозреваю, что это просто вежливый отказ. Потому что мы опозорились на весь мир, когда сорвали этот экзамен, а потом как-то вяло демонстрировали готовность все исправить.
К.Р. и Л.О.: Мы не отрицаем и такой вариант.
— Если мы оставляем для медиков только отечественный экзамен «Крок», то насколько он защищен от фальсификаций и коррупции? Недавно Нацполиция обнаружила 60 фальшивых сертификатов об успешной сдаче экзаменов.
Л.О.: С 2021 года Центр тестирования подключен к Единой государственной электронной базе по вопросам образования (ЕГЭБО). Теперь в нее загружаются все сертификаты о результатах экзаменов. И если вуз будет пытаться перевести на следующий курс или выдать диплом студенту, не сдавшему экзамен, в базе будет срабатывать блокирующая функция.
— Как обнаружили фальшивые сертификаты о результатах сдачи экзаменов?
Л.О.: В Центр тестирования пришел студент и попросил выдать дубликат сертификата о результатах экзамена. Сказал, что разлил кофе на него. Но сейчас, прежде чем выдать какой-либо сертификат, работник Центра тестирования всегда заходит в электронную базу и проверяет данные. Так мы увидели, что данных о результатах экзамена такого студента нет. Я сразу написала заявление в правоохранительные органы об этом факте.
— На каком этапе это дело сейчас? Среди его фигурантов иностранные студенты или есть и отечественные?
Л.О.: Это и отечественные, и иностранные студенты. На сегодняшний день все изъятые материалы находятся на экспертизе, продолжаются следственные действия.
К.Р.: Мошенники, среди них бывший проректор частного ЗВО, «обрабатывали» студентов и хвастались, будто бы у них большие связи в Минздраве и Центре тестирования и что с экзаменами у них «все схвачено».
— Все 60 выявленных случаев были в одном вузе?
К.Р.: Есть связь с другими вузами, но мы сейчас не можем об этом говорить больше, потому что следствие еще продолжается. Но я вам обещаю, что новости еще будут.
— Если «Крок» — это сейчас единственная наша надежда, хотелось бы знать, насколько качественные вопросы в тесте. В них что-то изменилось?
Л.О.: Да, вопросы меняются. Мы подписали меморандум с педагогическим университетом, в котором есть магистерская специальность «Образовательные измерения», — запланирована серия бесплатных тренингов для авторов тестовых заданий и экспертов. Разрабатываем специальное программное обеспечение для банка тестовых вопросов.
Кроме того, мы хотим изучать международный опыт. Обратились в NBME с просьбой оказать нам методическую помощь. Но, к сожалению, за три с половиной часа тренинга они хотят две с половиной тысячи долларов. Таких средств у нас нет.
К.Р.: Поэтому мы начали сотрудничество с Международной ассоциацией медицинского образования (AMEE, Великобритания), — подписали меморандум, провели ряд общих стратегических сессий и буквально несколько недель назад открыли на базе нашего Центра тестирования представительство указанной Ассоциации. Это означает, что бесплатно в течение нынешнего года, а потом на льготных условиях в течение следующих лет, Ассоциация будет привлекать к нашей работе своих экспертов, рецензентов, международных авторов тестовых заданий и будет помогать нам создавать качественные вопросы для экзаменов «Крок».
— За экзаменами для будущих медиков придирчиво следит общество, потому что это касается каждого из нас.
Л.В.: Мы все хотим иметь качественно подготовленных врачей. Но интересно получается — когда студент-медик начинает плакать, какой плохой Центр тестирования, какой ужасный Минздрав, потому что они поставили высокий проходной балл на экзаменах «Крок», то что делает общество? Пишет в Фейсбуке и других соцсетях: «Что же вы так над людьми издеваетесь? Пожалейте детей, не ломайте им будущее!».
Когда в 2019 году вводился экзамен IFOM, Центр тестирования предлагал прописать норму, чтобы студенты, пойманные на недобропорядочности во время экзамена, вообще не получали диплом медика. Только представьте себе, они сознательно проносили на тестирование шпаргалки, мобильные телефоны, камеры и наушники, прятали их, когда проходили через металлодетектор или мимо наблюдателей, то есть хорошо понимали, что нарушают правила. Такие «специалисты» не должны иметь доступа к профессии, от которой зависят жизни людей.
Думаете, нам утвердили такую норму? Нет. Ее вычеркнули. Следовательно, нет никакого наказания за академическую недобропорядочность. Студент списывал и на этом попался — ничего страшного, придет сдавать экзамен в следующий раз. А если это иностранный студент, то он еще и скажет: «Я плачу вам несколько тысяч долларов за обучение, какие вопросы могут быть ко мне?».
Кроме того, во время экзамена «Крок» ведется постоянное видеонаблюдение, и Центр тестирования после экзамена всегда анализирует видеозаписи. Обнаружив на видео студентов, которые списывали или пользовались мобильными телефонами, мы пишем в ЗВО письмо, что такой-то студент использовал мобильный телефон, и он получает результат «не сдал». Бывают случаи, когда по результатам анализа видеозаписей за нарушение академической добропорядочности получают результат «не сдал» 10–12 студентов. Но потом этот студент имеет право идти на повторную сдачу экзамена. Я четыре года работаю в Центре тестирования, и не было такого, чтобы по результатам видеонаблюдения кто-то ответил за нарушение. Поэтому проблема здесь действительно значительно глубже — в нашем обществе. С одной стороны, оно требует качественной подготовки будущих медиков, а с другой — жалеет тех, кто нарушает все принципы академической добропорядочности.
— Помню, студентам снизили пороговый балл для экзаменов «Крок». Это поддержали и некоторые депутаты.
К.Р.: В обществе должна сформироваться очень однозначная и четкая позиция, которая есть во всех странах мира: жизнь каждого человека — наивысшая ценность! А также нетолерантное отношение к списыванию или другим проявлениям академической недобропорядочности. Потому что сегодня мы недобропорядочному студенту поставили зачет или троечку и пожалели, а потом он нанес непоправимый вред здоровью человека.
В качестве примера приведу несколько цифр. Сейчас разоблачены 60 эпизодов подделанных сертификатов о результатах сдачи экзаменов «Крок». Каждый врач может принимать в день около 10 пациентов. То есть, если таким студентам дать диплом, то через них как врачей будут проходить 600 пациентов в день. Теперь умножим это количество на 21 рабочий день — получается 12 тысяч 600 пациентов в месяц. Дальше умножаем эту цифру на 11 месяцев, и получается 138 тысяч 600 пациентов в год. А теперь лучик надежды. Надеемся, что эти, так сказать, врачи успешно поставили диагноз хотя бы половине своих пациентов, поэтому, чтобы нас не обвинили в каких-то спекуляциях, разделим эту цифру пополам. Повторю: это просто надежда на то, что эти нечестные врачи не спали на лекциях, а все же что-то слышали и могут отличить бронхит от пневмонии. У нас получается цифра 69 тысяч 300 человек в год, которым эти врачи не окажут квалифицированную помощь. А врач у нас работает, по меньшей мере, 30 лет. Умножим эту сумму на 30 — получается 2 миллиона 79 тысяч человек, которые реально могут пострадать от неквалифицированных действий врача. Поэтому общество ни в коем случае не может относиться толерантно к академической недобропорядочности во время экзаменов.
Должна быть введена ответственность для студентов — будущих врачей за нарушения на экзаменах: списывание, использование мобильных телефонов, скрытых камер, наушников; привлечение подставных лиц к сдаче экзамена, переклеивание фотокарточек в паспортах. Таких студентов надо лишать возможности дальше учиться в ЗВО и доступа к профессии в сфере здравоохранения.