UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБРЕТЕТ ЛИ ЭКОЛОГИЯ В ШКОЛЕ «ЗАКОННОЕ» МЕСТО

В годы моего обучения в школе маленького волынского райцентра при каждой попытке поднять взгляд н...

Автор: Константин Корсак

В годы моего обучения в школе маленького волынского райцентра при каждой попытке поднять взгляд над головами соседей глаза упирались в большой плакат с изречением И.Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача!». С применением его на практике мы столкнулись еще раньше, когда по приказу «отца народов» страна обеспечивала военную промышленность каучуком. Для этого, пустив под топор часть леса за прудами, высадили среднеазиатский одуванчик кок-сагыз. Вся наша школа осенью проходила «трудовое воспитание» на ручной уборке его корней. Воспоминание не из приятных.

В те годы тотальной «борьбы с природой» не только в школах, но и в вузах, не применялся термин «экология». Лишь умеренные «борцы с природой» использовали сочетание «рациональное природопользование». Их было немного, а голос не слышен, поэтому малые (превращение мелиораторами сотен чудесных речушек в безобразные канавы) и большие (осушение верховых болот или создание всех условий для грандиозных пыльных бурь в степной зоне) глупости совершались на волне массового энтузиазма населения и стремления руководства СССР «догнать и перегнать». Своеобразным итогом звучит переделанный каким-то острословом старый лозунг - «Мы не можем ожидать милостей от Природы после того, что сотворили с ней».

С тех пор многое изменилось, слово «мелиорация» вошло у нас в число интеллигентных ругательств, а термин «экология» стал почти столь же распространенным, как «деньги». Лишь ученые-экологи могут сетовать на то, что у них «украли» их науку, так как термин «экология» стал необъятным, почти потеряв первоначальное значение и превратившись в название комплексного научного направления и пароль надежды на выживание человечества.

Напомним, что слово «экология» было одним из множества терминов, предложенных в середине ХІХ ст. австрийским естествоиспытателем Э.Геккелем, и обозначало науку, нацеленную на исследование местообитания (по-гречески «oikos») живых организмов. Он и представить себе не мог, что столетие спустя самая цивилизованная часть человечества сделает свое местообитание смертельно опасным для себя, вынудив вспомнить и поднять на щит почти забытый термин.

В развитых странах «экология» означала и означает науку о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой. Но пока в число «организмов» не входил человек, она была малозаметной частью биологического конгломерата наук, объединяя небольшое число ученых, периодически пытавшихся привлечь внимание власть имущих к спасению исчезающих видов животных и растений путем создания заповедников и охраняемых территорий.

Все радикально изменилось после появления глобальных экологических проблем, угрожающих здоровью и существованию человечества. Эгоизм человека в сочетании со страхом почти мгновенно поставил в центр всеобщего внимания проблему отношений человечества с остальной биосферой. На Западе возникла параллельная к экологии «эйнвиронменталистика» (Environmental Science), концентрирующаяся на изучении негативных последствий влияния производственной деятельности человека на окружающую среду и поисках лучших средств их устранения. Сложность обеспечения уравновешенного сосуществования естественной и искусственной сред столь велика, что к этим двум крупным наукам добавилось множество мелких и мельчайших, в названиях которых фигурирует слово «экология», - от «экологии микроорганизмов» до «социальной экологии». Заключим наш экскурс в терминологию замечанием о том, что в Украине термин «экология» довольно удачно интегрирует обе большие «западные» науки (общебиологическую и антропогенную).

Глубокий научный анализ тенденций сосуществования человечества и биосферы в 70-х годах привел к неутешительному выводу: если «прогрессировать» по-старому без переворота в коллективном и индивидуальном сознании под паролем «экология» - всеобщая гибель неизбежна. Выход один - превратить «человека безответственного» (современного) в «ответственного» (мечта ХХІ ст.). Самый реальный путь к этому - экологическое воспитание новых поколений и максимально активное обучение и информирование ныне живущих землян. Только тогда национальные и международные программы действий по всеобщему спасению и устойчивому развитию будут иметь шансы на реализацию.

Очевидно, что свою (и очень большую) лепту в превращение всех землян в «ответственных» должна внести школа. Возрастает значение экологического воспитания и образования - формирования человека, владеющего современными технологиями и способного с их помощью коллективно решить эти проблемы, обеспечив выживание человечества и его устойчивое развитие.

С 70-х годов экологию как предмет изучения начали вводить во Франции и других странах. Как часть более широких проектов преподавание «Экологии» продолжается во многих странах, включая Украину. Но в целом оказалось, что один-единственный предмет никогда не сможет обеспечить нужную глубину и объем экологического образования, тем более - воспитания.

Во-первых, нынешняя школьная «Экология» грешит изложением лишь негативных аспектов действий человечества - детальным описанием видов и объемов загрязнений воздуха, воды и почвы, малых и больших катастроф и пр. Ученики не без доли юмора называют подобные учебники «страшилками», так как в них трудно отыскать примеры и информацию, мобилизующие на сознательную положительную деятельность.

Вторым недостатком наших и многих зарубежных школьных учебников экологии является отказ от изложения ее законов, незаменимых для формирования в головах учеников основы для стратегического планирования и тактических действий. Конечно, эти законы довольно сложны, но не настолько, чтобы исключить их изложение, заменив малополезным перечислением видов загрязнений и их последствий. В созданном автором совместно с О.Плахотник учебнике «Основы экологии» (Киев, 1998 г.) значительная часть объема посвящена изложению самых важных законов экологии особи, популяций и больших экологических систем.

Третий недостаток имеющихся учебников связан с высокой интегративностью и незавершенностью экологии - молодой и очень быстро развивающейся области знаний. Она опирается на многие другие науки о природе, поэтому изложение ее основ требует предварительного изучения терминологии и законов группы наук. Несомненно, ее «законное» место в средней школе - заключительные классы. Следует также продолжить совершенствование учебников, так как пока они имеют слишком много методических недостатков.

Сказанное вовсе не означает, что в начальной и основной школах нет места экологической информации. Наш и зарубежный опыт свидетельствует, что эмоциональная (и самая прочная) составляющая экологического образования закладывается именно в детстве и раннем подростковом возрасте. Для этого нужно насытить материалом с высоким потенциалом воспитательного воздействия все традиционные и новые виды занятий и предметы в детсадиках и школах.

Наиболее перспективным для школы ХХІ ст. считается сочетание описанного экологического воспитания на низших уровнях обучения и экообразования (предмет «Экология» и экологические специальные дисциплины) - на старших и высших. Но этого объединения эмоциональных и информационных начал недостаточно, требуется постепенное вовлечение обучаемых в конкретные акции по защите и совершенствованию ближайшего окружения - пришкольного пруда, местной речушки, леса, всего ландшафта. В развитых странах накоплен значительный опыт участия молодежи в природозащитной деятельности - практической основы формирования «человека ответственного и обученного».

В школах Украины происходят некоторые положительные изменения в этом направлении: постепенно вводится сквозной курс «Валеологии», элементы «Безопасности жизнедеятельности» и «Экологии». Крайне желательно объединение усилий создателей этих идейно родственных предметов для разработки действенных и комплексных блоков с воспитательно-информационным воздействием, адаптированных к возрастным возможностям (например, «Я и природа» для маленьких, «Мы и природа» для подростков, «Человечество и природа» для старших школьников). Разрозненность, введение отдельных предметов с выделением им считанных минут занятий в неделю - не лучший путь совершенствования гражданского и экологического воспитания.

В заключение отмечу, что в старших классах «Экология» может стать сердцевиной еще более интегративного предмета «Основы современного природоведения» (ОСП). В 80-х годах в Украине несколько лет длился конкурс на создание концепции и программы ОСП. Авторский вариант ОСП 1990 г. полностью удовлетворил Министерство образования. Он опирался на идею изложения процесса и законов возникновения и эволюции косной (1-я часть ОСП) и живой (2-я часть ОСП) материи. Это позволило сжато и гармонично объединить большинство новейших открытий многих наук, включая экологию. Удачно и просто сочетаются формирование научного мировоззрения с освоением теории и практики природозащитной деятельности. ОСП получило очень высокую оценку зарубежных коллег (автор выступал в Европе с докладами в 90-95 гг.) как «предмет ХХІ ст.». Наше Министерство образования регулярно публикует его детальную программу, но не в состоянии финансировать завершение создания комплекса учебников (пока мной создан лишь один) и дополнительной литературы для старшей школы и педагогических вузов. Об этом остается только сожалеть, так как этот и другие предметы могут стать важным вкладом Украины в европейское образовательное пространство, гарантией нашего входа в него в числе лидеров, а не аутсайдеров.