Говорят, в Японии беременные женщины считают вслух для того, чтобы их будущим детям было легче адаптироваться к непосильным школьным нагрузкам, на которые они оказываются обреченными с самого раннего детства. Причем речь идет не столько об избыточном объеме информации, который детям приходится усваивать, сколько о системе «экзаменов», к которым японским малышам приходится привыкать буквально с трехлетнего возраста. Искусством успешно проходить вступительные тесты в различные привилегированные учебные заведения детям приходится овладевать даже раньше, чем они оказываются в состоянии самостоятельно есть за столом (к слову сказать, научиться есть рис традиционным японским способом, палочками, японским детям удается несколько позже, чем нашим незатейливо орудовать ложкой). Существует целая система репетиторов для едва умеющих говорить двухлетних абитуриентов, и путь во многие государственные университеты лежит через специальные детские сады для одаренных детей, у которых эту одаренность приходится выявлять в совершенно неосмысленном возрасте. Специалисты давно уже предупреждают, что такой прессинг наносит большой вред психике малышей, однако кардинальным образом ситуацию в Японии менять пока еще не спешат. Однако сейчас отношение к этому, судя по всему, должно измениться после трагического случая, который вызвал шок по всей стране: двухлетнюю девочку, прошедшую «вступительные экзамены» в специальную школу, убила мать девочки, которой эти экзамены сдать не удалось. Как оказалось, эта система «экзаменационных войн» опасна не только для детской психики.