UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБРАЗОВАНИЯ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ МНОГО

На бестолковые шоковые реформы народ ответил... тягой к образованию. Иначе и не могло быть. Это толь...

Автор: Владимир Спиваковский

На бестолковые шоковые реформы народ ответил... тягой к образованию. Иначе и не могло быть. Это только так кажется, что вокруг сплошная апатия и депрессия, пронизывающие не только все слои населения, но и обволакивающие каждого человека в отдельности. Это только так кажется, что состояние безысходности подавило волю к выживанию наших мужчин и женщин и нация обречена на жалкое существование. И это только так кажется, что пружина государственного давления на людей сжалась до предела и пресс, который испытывают люди отовсюду - от отсутствия денег, от озлобленности окружающих, от отсутствия работы и надежд на будущее, - этот пресс их раздавил.

Общество разделилось на две части: только не на бедных и богатых - это было бы слишком упрощенно и даже неточно, - а на сдавшихся и на сопротивляющихся обстоятельствам. И те, и другие, несмотря ни на что, пытаются выжить. Кто как. Кто надеется на подаяние от людей чужих или от правительства, а кто утратил надежду на подаяние и надеется только на себя. Одного нельзя не признать: абсолютно все поставлены в новые условия и думают, что же делать дальше. Как жить?

Если бы наша нация исторически была более воинственна, пружина распрямилась бы простым образом: стычками, баталиями, непрекращающимися забастовками - неповиновениями. Судьба оказалась к нам более милостива и расположила нас к долготерпению, иногда даже чрезмерному.

Хорошо, что долготерпение дает много времени людям для размышлений. Действия наших соотечественников по мере их размышлений, как пар из чайника, могли найти различный выход. Но после многочисленных попыток каждой семьи построить жизнь с помощью челночной торговли, казнокрадства, просто потребительства, взяток, робких попыток организовать какое-то производство либо зарабатывать на услугах, после нескольких лет дикого рынка дым постепенно рассеивается и выясняется, что нация не вымерла и, как та лягушка, которая попала в банку со сметаной, не утонула, как ее подруга, а барахталась до тех пор, пока не взбила кусочек масла, на который взобралась, оттолкнулась и выпрыгнула из заточения.

Кусочек масла взбивается уже давно. Ведь это банально: в новом перевернутом мире выживает тот, кто умнее. Поэтому кто-то долго размышлял, кто-то понял сразу, кому-то подсказала интуиция, но факт остается фактом: разочаровавшись в правителях, бросивших своих граждан на произвол судьбы, и осознав, что свое будущее они вынуждены выстраивать самостоятельно, люди начали тренировать свой ум.

Многочисленные появившиеся курсы, новые школы, институты, университеты, академии, лицеи, гимназии, колледжи - одни лучше, другие хуже - ответили на социальный спрос общества.

И это только видимая часть айсберга. А если посмотреть, что из себя представляет подводная, невидимая часть? Я имею в виду образование, которое осуществляется частным образом, независимо от того, нацелено оно на подготовку к экзаменам, подтягивание отстающих, натаскивание хорошистов или воспитание талантов. Для экономиста это нетрудно подсчитать. Если даже каждый десятый преподаватель занимается репетиторством, а сегодня родители с усердием платят от 2 до 10 долларов в час, то в год расходы населения на дополнительное образование составляют 500 миллонов долларов! А это намного превышает инвестиции населения во все иные социальные сферы - культуру, медицину, спорт и науку, и даже в трасты.

Нация на сознательном и подсознательном уровне спасает в первую очередь свой интеллект. Хорошее образование становится модой. После таких жизненных ценностей, как квартиры и шубы, дачи и машины, загранпоездки и золотые украшения, настала очередь еще одной жизненно важной ценности - образования своих детей. Тысячи и тысячи родителей кинулись на поиски лучшей для их ребенка школы, так как в обычной школе стало хуже. Хорошие учителя подались в бизнес, крыши все гуще протекают, мебель ветшает, учебники отсутствуют, требования снижаются. Бюджет страны спланирован на покрытие только 30% затрат на образование. А где взять остальные деньги? Может, там же, где берут в других странах, ведь и там возможности редко догоняют потребности?

Конечно, мы привыкли к бесплатному образованию, но жизнь заставляет его становиться во многих случаях платным. Кто выигрывает от платного образования и кто проигрывает? Выигрывают родители, дети, правительство, общество в целом. Проигрывают родители непоступивших. О них тоже нельзя не думать, и, собственно, в большинстве частных и платных учебных заведений созданы условия для обучения способных детей из несостоятельных семей за счет спонсоров и различных фондов.

Поэтому сегодня вопрос у нации, обуреваемой возникшей неуемной тягой к образованию, ставится уже не плоско - каким оно должно быть: платным или бесплатным, а объемно: чему и как учить детей (и взрослых).

Поездив по миру, побывав в лучших школах Японии и Америки, Германии и Англии, поучаствовав во Всемирном конгрессе по новейшим интенсивным (акселеративным) методам обучения школьников и студентов, проходившем в этом году в Сан-Диего (США), могу сказать, что акценты в мире современного образования сильно сместились.

Во-первых, по содержанию - от технических знаний по отдельным предметам к важнейшей на сегодня ценности - умению ориентироваться в ситуациях выбора. Долгое время мы находились в условиях полной определенности и достаточной устойчивости. Теперь это исчезло, а навыков делать правильный выбор в условиях неопределенности и неоднозначности нигде не прививают.

Во-вторых, объем информации (знаний), который наполняет «сосуд» за десять лет в школе и пять лет в институте, как правило, никому не нужен и поэтому изменяется как по содержанию в сторону осовременивания знаний, так и по форме, когда скорость усвоения удваивается благодаря новым интенсивным способам работы в классе, дома, с книгой и компьютером.

В-третьих, в мире появилось новое мощное движение, помимо двух уже сильно развитых направлений образования - специализированного (музыкального, физико-математического, танцевального, художественного, религиозного, спортивного и т.д.), а также образования социально ущемленных детей (больных, инвалидов, сирот и т.д.), что всегда актуально и нуждается в поддержке государства и меценатов. Это новое мощное движение - поиск, отбор и выращивание детей одаренных.

В связи с замедлением прогресса в целом и ухудшением управления даже в развитых странах экологией и экономикой возникает проблема, решение которой лежит на поверхности: мало умных людей. Действительно, людей, одновременно воплощающих в себе такие качества, как ум, решительность, предвидение последствий принимаемых решений, эрудиция и обаяние, становится все меньше. Все реже они видны среди лидеров стран. Отсюда и постановка новой задачи: поиск большего количество талантливых детей, предоставление им возможности получить высококлассное образование, соответствующее их способностям, и затем распространение оправдавших себя на деле новых методов обучения на все остальные учебные заведения для подтягивания их до уровня первых.

Многие страны - и Всемирный конгресс в Сан-Диего по акселеративному обучению подтвердил это - вкладывают огромные средства в исследования под общим названием «пробуждение гения» и «выращивание образованного человека», тысячи книг написаны на эту тему. Поиски талантов становятся все более успешными, правда, пока в единичном исполнении. Никто в мире не ставил задачу создания целой школы для талантливых детей, формирования благоприятной среды для их развития, за исключением одного случая. И как это ни парадоксально звучит, этот случай приходится на столицу нашего государства - город Киев, где вот уже шесть лет действует и развивается лицей для одаренных детей, в котором тренируют свой ум, тело и душу 150 потенциальных гениев.

Нет, что ни говорите, велика тяга нашего народа к прекрасному. И то, что с точки зрения мировой истории где-то в глуши (а Украина на карте цивилизации все еще глушь) цветет оазис образования - это есть предмет гордости.

Здесь уместно вспомнить ситуацию, которая возникла 50 лет назад в одной отсталой, феодальной стране на задворках географической карты, с полным отсутствием природных ресурсов и без всяких перспектив на достойное существование, которую вдобавок ко всему извращенно унизили, сбросив на нее просто так две атомные бомбы. Эта страна - Япония - перестрадала свое унижение и высвободилась из него совершенно нестандартно, объявив на весь мир, что у нее особый эффективный стиль менеджмента - японский. Была искусственно насаждена философия старательности, командной работы, преданности, бесконфликтности, почитания всего хорошего таким образом, что все иное стало расцениваться как дурной вкус.

Все это стало стержнем образования, в котором японские люди преуспели, - я воочию убедился в этом. И понял, что образование - это не только и не столько знание валентности кальция или косинуса 45 градусов, сколько формирование среды, в которой хочется учиться и видеть результаты своей учебы и труда.

Что плохого в том, что власть в Японии переходит от одного образованного и опытнейшего лидера к другому, не менее образованному и опытнейшему? Что плохого в том, что 90% сенаторов и конгрессменов в США являются выпускниками элитных частных школ, где готовят к такого рода деятельности? Каждый из нас хочет, чтобы зубы нам лечил образованный и опытный стоматолог, строил образованный и опытный инженер.

Образование - это одно из немногих богатств, которым мы обладаем и не отстаем ни от Запада, ни от Востока. В западных странах система образования в последние годы все чаще обозначается как кризисная - дети не хотят учиться, учителям также мало платят, нет денег на ремонт школьных помещений и оснащение их новейшей учебной техникой. Поэтому нам стремиться к тому, чтобы сделать, как там (в отличие от других отраслей народного хозяйства), резона нет - наша школа в этом смысле достаточно благополучна. Но уйти вперед... как это заманчиво.

Все зависит от уровня притязаний, от планки, которую мы сами себе выставляем. На Всемирном конгрессе в США, где собралось 750 профессионалов по новым методам и системам образования со всех стран мира, было официально признано, что наш лицей - единственная в мире цельная школа с большим количеством детей и собственным ноу-хау - конвейером обучения и воспитания одаренных детей. На базе лицея формируется Восточноевропейский филиал и исследовательский центр.

Уже 150 школ в Украине движутся по следам лицея, и не имеет значения - государственные они или частные, благотворительные или семейные. Тяга к образованию заставляет выискивать малейшие возможности, чтобы выбиться в люди и добиться благополучия.

Частное образование дорого. Но его нигде не бывает много. Частные школы всего-то составляют два-три процента от количества всех школ в западных странах. Однако те, кто хочет получить классное образование, должны иметь такую возможность. А остальные будут иметь уверенность, что если есть место, где выращивают образованных людей, то есть шанс, что страной будут управлять грамотные люди - умные и честные, заботливые и решительные. Такие, которые прежде всего просчитают последствия шоковых реформ. Такие, которые объединят людей уже присущей нашему народу идеей зажиточности. Ведь украинцы всегда славились своей зажиточностью и умением вести хозяйство. Кулаки - это крепкие, устойчивые и дальновидные, бережливые хозяева. У японцев, американцев - свой, а у нас свой стиль менеджмента, его надо насаждать, культивировать и приумножать. В условиях нищеты, озлобленности, страха и бесперспективности это трудно. Когда японцев раздавили, им было тоже трудно, впрочем, как и немцам. Пара десятилетий им понадобилось, чтобы подняться, сохранив свой дух, культуру и национальные ценности. Нам тоже предстоит пройти по этому пути. И не так уж плох этот путь. Сколько будут длиться реформы? Год? Три? Да нет. История знает ответ на этот вопрос. Должно смениться два поколения. Для этого нужны толковые люди. Они могут появиться в среде, где будет царить культ результативного образования, которое с одной стороны обходится без шоков и стрессов, а с другой стороны акцентирует внимание общества на истинных жизненных ценностях, таких, как ум, способности, талант. Результативное образование - это когда иждивенческое отношение людей к тому, что им «все все должны и обязаны», сменяется ответственностью каждого человека за строительство своей собственной судьбы.

И если население при шоковых реформах вынимает из своих карманов 500 миллионов долларов на репетиторов, т.е. на дополнительные уроки для своих детей, то умное государство, пока не разбогатеет, не делало бы проблему там, где ее нет: сколько может - финансирует само, даже если это всего лишь 30-40% всей потребности. А для покрытия недостающей части - создает условия, чтобы сами люди и предприятия аккумулировали средства в общественных, благотворительных или частных лицеях и вузах. Как бы ни пыталось государство - процесс тяги к хорошему образованию оно остановить не сможет.

Тяга - она и есть тяга.