UA / RU
Поддержать ZN.ua

Образование: во что вкладывать деньги до и после войны

О стратегии восстановления образования в Украине

Автор: Игорь Гирка

Мы все живем верой в Победу. Какой быть послевоенной Украине? С чего начать восстановление? Все внутренние ресурсы пошли на противостояние врагу. Вероятно, без внешней помощи не обойтись. Куда направить ожидаемые средства, которых вряд ли будет много?

Кто-то считает, что с таким соседом не обойтись без противоракетного зонтика. Другие мечтают об инвестициях в сельское хозяйство, потому что должны накормить себя, да и на продажу останется. Я же вспоминаю выражение «Ослов и ученых — в центр круга». Его приписывают Наполеону, который так говорил, когда аборигены атаковали его войско во время африканской кампании, чтобы сохранить самое ценное: ослов, которые везли воду, порох, провиант... и ученых! Поэтому считаю, что вкладывать надо прежде всего в детей, образование и науку.

Поднимать этот вопрос сегодня не рано, как кому-то может показаться, потому что на днях начинается вступительная кампания. К традиционной мотивации абитуриентов прибавились представления о безопасности, обусловленные активными боевыми действиями. Не буду вспоминать, что произошло с Донецким и Луганским университетами после 2014 года. И отнюдь не желаю такой судьбы родному Харьковскому университету.

Один из рычагов государственной политики в сфере образования — государственный заказ на подготовку кадров в университетах. В последние годы здесь господствовал популистский лозунг «Деньги ходят за студентом». Этот лозунг на самом деле просто маскировал отсутствие у правительства понимания стратегии развития страны. И оно было воплощено в практике, противоречащей потребностям рынка труда: государственное финансирование иногда направляли на подготовку кадров по специальностям, на которые давно исчез спрос и которые не относятся к государственным приоритетам. В то же время этот принцип привязывает объем государственного заказа на первый курс бакалаврата к объему набора в предыдущем году. Поэтому когда в 2020 году на физико-технический факультет Харьковского университета подали заявления на шесть человек больше, чем было предусмотрено министерством, этим детям отказали. А это были сильные абитуриенты: мы вообще уже давно не берем на первый курс с конкурсным баллом ниже 150 из 200 возможных. И при этом у нас высший конкурсный балл поступающих на специальность «Прикладная физика и наноматериалы». Шесть хороших студентов в придачу к тридцати не сильно бы обременили государственный бюджет, и это отвечало бы интересам государства, но не суждено.

Поэтому 1 сентября 2022 года может начаться тот учебный год, когда Харьковский университет вынужден будет прекратить подготовку кадров в сфере ядерной физики и энергетики, несмотря на большую нехватку таких выпускников на предприятиях ядерной отрасли и в академических институтах Украины.

Приведу один простой пример. Несколько лет назад на атомных станциях Украины, которые, напомню, вырабатывают около половины электроэнергии в стране, начали диверсификацию ядерного топлива. То есть наряду с топливом российского производства стали загружать топливо производства фирмы Westinghouse (США). Для безопасного использования в одном реакторе топлива двух типов каждый раз предварительно проводили сложные числовые расчеты. Научный коллектив Национального научного центра «Харьковский физико-технический институт» американская компания выбрала для проведения указанного анализа неслучайно. Именно этот институт был ведущим научным учреждением Советского Союза в сфере ядерной физики и радиационного материаловедения. Именно ему в Украине поручено научное сопровождение ядерной энергетики. Все научные сотрудники этой команды — выпускники физико-технического факультета Харьковского университета. Высокая квалификация харьковских ученых проявилась не только в том, что все предложенные ими схемы перезагрузки ядерного топлива прошли безаварийно. Харьковчане предложили компании усовершенствование американских числовых кодов на основе фундаментальных знаний процессов, происходящих в реакторе! Они не просто научились пользоваться чужими кодами — они досконально знают, что именно рассчитывают.

Но сейчас похоже, что правительство не планирует принять с 1 сентября решительные меры для сохранения системы подготовки таких кадров, и к кафедрам, задействованным в подготовке специалистов для критических отраслей экономики Украины, будут применены те же подходы, что и к остальным кафедрам. Некая уравниловка на украинский манер. Но ведь тогда Украина утратит надолго, если не навсегда, достояние, которое десятилетиями создавали поколения ученых мирового уровня.

О чем именно идет речь. В учебных заведениях Украины количество ставок преподавателей жестко привязано к количеству студентов. Вместо внедрения стимулов для дополнительного притока студентов на специальности, которые  важны для обеспечения стабильного развития государства и его будущего, Министерство образования и науки будет финансировать учебный процесс на всех кафедрах по общей для Украины формуле, что неизбежно вызовет резкое уменьшение количества ставок преподавателей. Это приведет к развалу научных школ и исключит возможность поддержки качества образования на ранее достигнутом, действительно мировом уровне.

На мой взгляд, государственным интересам Украины, как и любого другого государства, соответствует такая политика в сфере образования, которая строится на объединении образования и науки. Вот недавно в обществе обсуждали обновленные результаты рейтинга QS. Конечно, они особенно пришлись по душе харьковчанам, потому что там, рядом с первым местом среди украинских университетов, традиционно занятым Харьковским университетом, на второй ступеньке стоял Харьковский политех, хотя и с такими же баллами, что и Киевский университет Тараса Шевченко. Но я не увидел в комментариях, чтобы кто-то обратил внимание на следующее. Хорошо, что Харьковский университет сохранил свое первенство среди украинских университетов, но еще два года назад в этом же рейтинге он входил в пятьсот лучших университетов мира. Завоевав себе и Украине в целом важные преимущества. В частности в некоторых странах на этом основании диплом Харьковского университета не требовал дополнительной процедуры подтверждения. Что, в свою очередь, привлекало иностранных студентов в Харьков, давало городу дополнительный источник валютных инвестиций.

Чтобы иметь будущее, высшее образование в Украине должно опираться на научные достижения украинских ученых. И такие у нас есть, по крайней мере, когда речь идет о естественных науках. Но пока что нет никаких сигналов от правительства (и я говорю не только о времени после 24 февраля), что оно намерено поддерживать профессоров, чьи работы признаны мировым сообществом, цитируются в престижных международных журналах. По моему мнению, распределение средств на образование должно базироваться на научной составляющей университетов. Или хотя бы учитывать ее. Политика Министерства образования, в том числе финансовая ее часть, должна быть направлена на сохранение и развитие научных школ в прорывных направлениях науки, а также в математике и естественных науках, обеспечивающих оборонную и энергетическую безопасность страны. Без этого в ближайшее время в Украине не останется не только тех, кто создает новые технологии, но и тех, кто понимает, как работают технологии, созданные в других странах.

Конечно, есть еще путь таких стран, как Индия и Китай. Разными способами они десятилетиями стимулировали обучение своей молодежи в университетах мира, собирали по всему миру передовые знания, аккумулировали эти знания у себя... Позитивный результат всем известен: Индия и Китай бурно развиваются. Но эта модель так же является примером государственной политики содействия качественному образованию молодежи. Пока в Украине лучший вариант — сохранить собственное качественное высшее образование. В этом особо заинтересованы те граждане Украины, чьих средств не хватит на обучение детей за границей. И не только они. Собственно, правительство, если оно является правительством Украины и заботится о будущем Украины, — должно позаботиться о национальных кадрах высшей квалификации. Вспоминаю в этом контексте такой случай. Я участвовал в мероприятиях МАГАТЭ в Вене, где, среди прочих, присутствовал представитель Черногории. Я поинтересовался у него, зачем Черногории ядерная физика. Всем известно, что это земля туризма. Он мне ответил без долгих раздумий. Их государство заботится о том, чтобы случайно или по злому умыслу Черногория не превратилась в кладбище ядерных отходов, что уничтожит туризм, а следовательно, и будущее в стране.

Верим в победу и думаем о будущем!