UA / RU
Поддержать ZN.ua

(О)Болонский процесс: к Болонье через хутор Михайловский

Последние студенческие протесты вызваны намерением Министерства образования и науки ввести дополнительные вступительные экзамены при зачислении в магистратуру...

Авторы: Татьяна Печончик, Анатолий Игнатович

Последние студенческие протесты вызваны намерением Министерства образования и науки ввести дополнительные вступительные экзамены при зачислении в магистратуру. Пламя конфликта вспыхнуло во Львове, где студенты пикетировали областной совет. Формальным поводом для протестов стал приказ МОН №84 от 5 февраля 2007 года «Об утверждении условий приема в высшие учебные заведения Украины». По мнению митингующих студентов, он нарушал ст.22 Конституции Украины, согласно которой при принятии новых законов или внесении изменений в действующие не допускается ограничение содержания и объема уже существующих прав и свобод. Студенты считают, что изменение правила, в результате которого после получения диплома бакалавра они должны сдавать экзамены, чтобы учиться дальше на специалиста или магистра, нарушает их права, поскольку во время поступления в вуз такая норма не существовала.

Министерство образования и науки не видит причин для протеста студентов. Ссылаясь на ст.53 Конституции и ст.4 Закона Украины «О высшем образовании», согласно которым граждане Украины имеют право бесплатно получать высшее образование на конкурсной основе, МОН утверждает, что при поступлении на образовательно-квалификационный уровень магистра или специалиста студенты оказывались в неравных условиях, ведь предпочтение отдавалось выпускникам бакалаврата данного высшего учебного заведения, выпускникам же других вузов приходилось сдавать дополнительные вступительные экзамены.

«Сам приказ Министерства образования не противоречит закону, он зарегистрирован Минюстом, но есть ошибка в его применении», — отмечает третьекурсник Львовского национального университета им.И.Франко Дмитрий Гураль. По его словам, нарушена ст.58 Конституции Украины, согласно которой ни один закон или другой нормативно-правовой акт не имеет обратного действия: во время поступления действовали одни правила приема, а теперь их изменили.

Министр образования и науки Станислав Николаенко утверждает, что никаких законов не нарушал и придерживается действующего законодательства: с 2001 года бакалаврские и магистерские программы лицензируются отдельно, поэтому, по словам министра, прием заявлений и заключение договоров на подготовку специалистов образовательно-квалификационного уровня «специалист» и «магистр» — это ошибка ректоров и приемных комиссий. «Мы привлечем к ответственности ректоров, которые, вопреки требованиям закона, международным обязательствам и здравому смыслу, не внесли изменений и провели вступительную кампанию с нарушением законодательства», — заявляет Николаенко. «Мы не требуем от МОН дополнительных льгот, просим только не нарушать наших прав», — говорит третьекурсник Тарас Борыкайло. Львовские студенты с присущим им максимализмом заявляют, что готовы искать правду в судах, а если не поможет украинская Фемида, обратятся в Европейский суд по правам человека. И хотя в этом году МОН пошло навстречу студентам и позволило ректорам переводить бакалавров на пятый курс по результатам их аттестации, от повторения аналогичного конфликта в следующем году не застрахован никто.

Практика конкурсного отбора в магистратуру существует и в некоторых европейских странах. Однако там уровень бакалавра является общепризнанной квалификационной степенью, так что у выпускника не возникает проблем с трудоустройством. А вот в украинских образовательных реалиях бакалавры не всегда могут стать полноценными специалистами в своей области. Большинство профессионально ориентированных дисциплин, необходимых для дальнейшей работы по выбранной специальности, изучаются на уровне специалиста или магистра. Тем не менее, по словам Станислава Николаенко, уже есть «определенный перечень профессий», на которые могут претендовать люди с дипломом бакалавра. Да и вообще, по его мнению, эта проблема надуманна, поскольку в нынешнем году из 325 тысяч бакалавров 287 тысяч пошли учиться на специалиста и магистра, тогда как в западных странах, утверждает министр, после бакалаврата продолжают обучение лишь 15—20% студентов. Многие выпускники идут в магистратуру «после практической работы, когда человек выкристаллизовывает свои знания».

* * *

Не успел президент подписать изменения в Закон «О высшем образовании», принятый недавно Верховной Радой, как МОН уже отчиталось перед общественностью, что студенты получат реальные права. Станислав Николаенко не скрывал своего удовлетворения, назвал изменения «чрезвычайно долгожданными» и говорил об «обеспечении демократической поддержки нашего студенческого самоуправления». Так, по словам министра, сейчас не менее 10% высшего коллегиального органа общественного самоуправления университета и его отдельных подразделений должны составлять представители студенчества, а администрация вузов не имеет права отчислять студента без согласия органов студенческого самоуправления — кроме случаев, связанных с академической неуспеваемостью. Среди бонусов нового закона для органов студенческого самоуправления Николаенко назвал также право поселять и выселять студентов из общежития и возможность влиять на принятие решений по программам международного обмена.

«Принятые Верховной Радой изменения и дополнения к некоторым статьям Закона Украины «О высшем образовании» по части студенческого самоуправления скорее имеют «косметический» характер, нежели свидетельствуют об усилении роли органов студенческого самоуправления в управлении делами вузов», — говорит координатор Молодежной общественной коллегии при председателе Верховной Рады Украины Андрей Черных. По его словам, реальное расширение прав и полномочий органов студенческого самоуправления было заложено в другом проекте закона — «О внесении изменений в Закон Украины «О высшем образовании» (по вопросам студенческого самоуправления)», авторами которого являются депутаты из разных фракций — и провластных, и оппозиционных. Принятие указанного законопроекта, по словам Черных, могло бы обеспечить представительство студентов в ученых советах вузов и факультетов на уровне не менее 15% (в принятой редакции эта цифра ограничивается 10%). Кроме того, МОН выступило категорически против предоставления органам студенческого самоуправления статуса юридического лица и финансирования их в размере не менее 0,5% бюджета вуза.

Гвоздем в гроб иллюзорных демократических достижений нового закона стал тезис о том, что решения органов студенческого самоуправления «имеют совещательный характер». А отсутствие законодательных гарантий финансирования органов студенческого самоуправления свидетельствует: такие органы и в дальнейшем будут оставаться демократической ширмой. «Очевидно, что Министерство образования и науки Украины еще не готово к реальному, не декларативному партнерству со студентами, органами студенческого самоуправления, студенческими общественными организациями и, как следствие, к реализации принципиальных позиций Болонского процесса», — говорит Андрей Черных.

Однако ситуация с реформами не слишком оптимистична и в самой Европе. С одной стороны, регулярно появляются отчеты, в которых говорится об улучшении ситуации в сфере высшего образования и формировании единого европейского образовательного пространства до 2010 года. С другой — в них все чаще звучат нотки пессимизма. На многие проблемные вопросы до сих пор не найдены ответы.

Так, по сей день остается нереализованным один из главных принципов Болонской конвенции — мобильность. Препятствия на пути ее эффективного внедрения — несогласованность учебных программ в европейских вузах, проблемы с визами и разрешениями на работу для студентов и научно-педагогического состава, отсутствие единого приложения к диплому, которое признавали бы все страны — участницы Болонской конвенции. Согласно данным Европейской ассоциации университетов (EUA), озвученным на 13-й Европейской студенческой конвенции в Берлине, только 47% вузов Европы выдают студентам единые общеевропейские приложения к диплому. Внедрением ECTS — кредитно-трансферной системы, которая должна обеспечить полноценное функционирование системы образования, — могут похвастаться только 66% университетов Европы, а такие страны, как Эстония, Латвия, Испания и Греция, дают преимущества национальным системам образования.

Не все так безоблачно и в социальном измерении европейского образовательного пространства. Основное требование студенческих организаций Европы вроде ESIB (Объединение национальных студенческих союзов Европы) — бесплатное образование и предоставление государственных грантов на обучение. И если первая проблема — бесплатное образование — практически решена, за исключением некоторых стран (например Германии, где каждый федеральный округ самостоятельно решает вопрос платы за обучение), то гранты скоро станут скорее исключением, чем правилом для европейских студентов: в планах министров-европейцев — отменить предоставление грантов, заменив их займами. «В нынешних условиях предоставление грантов на обучение является частично коррумпированной сферой, ведь только 70% подающих на грант и соответствующих его критериям этот грант получают. 30% студентов, полностью соответствующих критериям образовательного гранта, получают отказ», — сообщает Ахим Гопбач, член аккредитационной комиссии департамента высшего образования Министерства образования и науки Германии.

* * *

Болонский процесс — удобное оправдание для любых реформ в системе украинского высшего образования. Но вправду ли последние нововведения приближены к европейским стандартам? Дадим слово представителям студенческих организаций западных государств. Мы задали им два вопроса:

1. Есть ли в вузах вашей страны отдельные вступительные экзамены в магистратуру?

2. Каково влияние органов студенческого самоуправления в вузах вашей страны?

Олав ОЙЕ, Норвежская ассоциация студентов (Studentenes Landsforbund — St):

— По окончании бакалаврата каждый норвежский студент может подать свою кандидатуру на получение магистерской степени. Иногда для этого обязательно иметь хорошие оценки или определенное количество кредитов, заработанных во время учебы в бакалаврате, но, насколько мне известно, дополнительные экзамены при переходе в магистратуру нигде в Норвегии сдавать не нужно.

Также я никогда не слышал, чтобы норвежские студенты сдавали экзамены, поступая на первый курс университета или колледжа. Оценки, полученные на выпускных экзаменах в общеобразовательной школе (по норвежскому и английскому языкам, математике, истории, географии и еще нескольким предметам), являются одновременно критерием оценки во время поступления абитуриента в колледжи и университеты. Для поступления на некоторые специальности необходимо прослушать определенные курсы и заработать определенное количество оценок (например, по математике и физике для поступления на инженерную программу).

Органы студенческого самоуправления норвежских вузов довольно влиятельны, поскольку имеют гарантированное представительство во всех университетских советах и комиссиях, а также получают гарантированное финансирование в зависимости от количества студентов, интересы которых они представляют.

Миккел КРОГШОЛМ, Датская студенческая ассоциация (Danske Studerendes F? llesrad — DSF):

В Дании студент, как правило, получает магистерскую степень в том же университете, в котором окончил бакалаврат. Например, если вы поступили на политический факультет в Копенгагенский университет, то скорее всего получите и магистерскую степень этой программы того же университета (при наличии такой магистерской программы). У нас нет вступительных экзаменов в магистратуру, и при наличии многих желающих на одно место зачислят только тех, кто лучше всех учился на бакалаврате. Экзаменов нет и при поступлении на первый курс. Университеты обычно принимают студентов по результатам их аттестации в средней школе, а некоторые вообще предоставляют свободный доступ для всех желающих. В нескольких университетах есть вступительные экзамены (например, поступая в музыкальную академию, нужно продемонстрировать умение играть на музыкальных инструментах).

Датские студенты оказывают сильное влияние на функционирование университетов. Трудно указать точное количество студентов в университетских советах, но, например, в Архусском университете (Aarhus University) из 11 членов совета двое — студенты. Студенты также занимают половину (!) мест в институтских советах и комиссиях разного уровня. Согласно закону, регулирующему сферу образования в Дании, университеты обязаны выделять определенную сумму средств на студенческое самоуправление.

Нина АБЕРГ, представительница комитета по Болонскому процессу Объединения национальных студенческих союзов Европы (ESIB):

Болонский процесс не предполагает никаких экзаменов между бакалаврским и магистерским учебными циклами. В Берлинском коммюнике указано: «Бакалаврские программы (first cycle degrees), согласно Лиссабонской конвенции, должны предоставлять доступ к магистерским программам (second cycle programmes), а магистерские — к обучению в докторантуре». Об экзаменах здесь не упоминается.

Что касается студенческого самоуправления, то можно сказать, что в этом отношении ситуация разная в разных странах. В североевропейских государствах студенты довольно широко представлены в университетских советах и комиссиях. Например, в Швеции студентам принадлежит три места в руководящем органе университета — столько же, сколько и преподавателям, обычно же такой совет состоит из 20—25 человек. В других странах студентам также принадлежит определенный процент в университетских советах.

Студенческое самоуправление в Европе не зависит от администрации вуза или министра образования. Бельгийские студенческие союзы получают финансирование от университетов, а в Швеции студенты непосредственно платят определенную сумму органам студенческого самоуправления. Многие европейские студенческие союзы получают финансирование от своих правительств. Некоторые также зарабатывают, оказывая студентам различные услуги.

Катарина БИНЦ, Свободная федерация студенческих союзов Германии (Freie Zusammenschluss von StudentInnenschaften — FZS):

В каждой из 16 федеральных земель (округов) страны вопрос экзаменов при переходе в магистратуру решается по-разному. В большинстве случаев экзамены не практикуются, но некоторые университеты сейчас пытаются ввести квоты (numerus clausus) для бакалавров и магистров. Студенческие союзы, в частности и наш, выступают против этих квот, поскольку они никоим образом не связаны с Болонским процессом, а только создают препятствия на пути поступления студентов на магистерские программы, давая возможность государству уменьшить количество мест в магистратуре и сэкономить на расходах на образование.

Поскольку существование органов студенческого самоуправления в большинстве округов предусмотрено законом, им позволено получать финансирование от студентов, которых они представляют. Это финансирование чем-то напоминает налог, который платит каждый студент за то, что студенческий совет отстаивает его права перед администрацией. Кроме того, студенческие союзы зарабатывают деньги, предоставляя студентам социальные услуги, такие как студенческие проездные билеты, гранты для неимущих, различные виды общественной и культурной деятельности.

В целом, внедрение Болонской системы в Германии нередко происходит не так, как предполагалось. Зачастую правительства европейских стран, проводя какие-то реформы, подчеркивают, что делают это по требованию Болонской конвенции, хотя на самом деле руководствуются собственными соображениями. Ситуация с введением экзаменов при переходе в магистратуру в Украине — яркий тому пример.